Файл: Теории происхождения права (Значение права в современном обществе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ПРАВА

1.1 Понятие права

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества[1].

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, “право человека на жизнь”, “право народов на самоопределение”. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “ система права”. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин “право” употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев[2].

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.2 Значение права в современном обществе

2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1 Главные пути возникновения права

2.2 Основные теории происхождения права

Таким образом, - это обусловленная человека и система регулирования отношений, которой нормативность, формальная в официальных и обеспеченность государственного принуждения.

- это совокупность поведения, определяющих свободы и людей в и защите интересов, которые государством в источниках и которых обеспечивается силой государства.

правоведы, такие : Алексеев С., Пиголкин А.., Манов Г.. выделяют два возникновения права: и западный.

восточному пути государства, в приоритетным является собственность на производства, правовые фиксируются в (Коран в странах, законы в Индии); западному пути - , в которых является частная , обеспечивающая равные собственников.

Основные происхождения права: ; естественная; историческая; .

Теологические взгляды право – это первое объяснение права, возникшее в древности. представителем и из главных теории был Аквинский. Согласно учению, миром божественный разум. создано Богом регулирования жизни , оно даруется через посредство или правителя.

есть развитие в божественном человеческого общежития, сама справедливость отношение человека к самому , а к людям и в воздаянии ему принадлежащего. . Аквинский различал и закон, оценивался с зрения соответствия праву как справедливости, имеющей происхождение.

В капитализма теологические нашли выражение виде неотомизма, исходил из природы права. Маритен: Право, и государство, собой результат духовных начал, божественного разума общественном порядке.

теологической теории связали вместе понятия как и справедливость.

естественноправовому подходу () право по природе, смыслу, и понятию естественным и человеку от . Представители данной (Кант, Гегель) , что существуют , не зависимые государства нормы принципы, олицетворяющие , справедливость, объективные .

Естественное право – человеку извне имеет приоритетное по отношению человеческим установлениям. является первичным отношению к позитивного права. наделяется соответствующей ценностью и выступать в образца и качества действующего права.

В характеристику естественного наряду с свойствами права и различные характеристики. В смешения естественное представляет собой различных социальных , образующих ценностно- и нравственно- комплекс.

Совокупность свойств и характеристик ЕП обобщенном виде как выражение и абсолютной права вообще. позитивного права сама практическая государства должна основным положениям права.

В условиях нормы наиболее полно в нормах права.

Чем и стабильнее -политический строй , тем ближе позитивное право положениям естественного . Однако, равенства ними никогда будет.

Идеи основные причины в определенной отражены в и текущем большинства современных (РФ: «основы и свободы неотчуждаемы и каждому от »).

Историческая теория права обосновывает права объективными жизнедеятельности людей, в рамках государства. Развивалась исторической школы , находившейся в оппозиции к естественного права (. Гуго, К. . Савиньи, Г. ).

Право вырастает национального духа, « духа». Законодатель должен уловить « убеждение нации» точно выразить в позитивном . Произвола в права нет. не изобретает , а в случае выбирает приемлемое для , «подсказанное».

Классовая происхождения права на историко- учение об развитии, а на классовую государства и (Ф. Энгельс, . Маркс, В..Ленин). Право возникающие на основе правовые отражают характер связей между . Марксистская концепция его классово- характер. В виде право – в закон господствующего класса, которой определяется условиями жизни класса. Он обычаи в пользу, приспосабливает к своим , а если , то и создает необходимые достижения своей законы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

или иначе, любом государственно- обществе тем иным способом права возводятся закон, освященный , поддерживаемый и государством. Правовое общественных отношений важнейшим методом руководства обществом. в то время возникает противоречие между и законом, последний перестает всеобщую справедливость, интересы только , и, как , меньшей части .

2.2 Основные теории происхождения права

Основные происхождения государства права – первые темы в , которые формируют о праве таковом. Остановимся на теории , которое имеет специфику, а – происхождение.

Основные происхождения права сегодня сформулированы доказательно. При каждая из теорий имеет на жизнь, каждой есть сторонники и . Стоит также , что к теории необходимо критически. Некоторые них содержат отпечаток того , в котором были сформулированы.

(божественная) теория права

Главным теории является о том, право как все сущее богом, оно свыше для жизни людей даруется человеку пророков и . Божественное представление природе права находим в древних памятниках , таких, как законы, древнееврейские и законы , а также мусульманском праве.

учению Ф. мир основан иерархии форм: , духовная и формы. Во иерархии стоит , духовный мир Папой Римским наместником бога земле, материальным управляют короли (), которым подчиняются , господам подчиняются .

Соответствующая иерархия и для , представленного четырьмя законов[11]: вечный — это сам разум, управляющий ; естественный закон — отражение вечного человеческим разумом; нему относятся общежития, стремление самосохранению и рода; человеческий — это позитивное или действующее право, выражающее естественного закона, санкциями. Этот необходим для , чтобы люди грехопадения не закон естественный; закон — это .

Этот закон по двум . Во-первых, -за несовершенства разума люди не могут к единому о правде Библия должна им в .

Теологическая теория права, несмотря некоторую антинаучность, в теократических клерикальных государствах, т.ч. Европе (Ватикан). Ф. Аквинского второй половине века было французским ученым . Маритеном и название «неотомизма».

естественного права

естественного права давно, к представителям можно таких древних как Лао , Конфуций, Аристотель, . В Новое к ней в своих Т. Гоббс, . Локк, Ж.. Руссо, в в. Р. , Л. Фуллер, . Кауфман и . Поэтому в литературе выделяют теории естественного , естественно-договорную права и возрожденного естественного [12].


Право существовало и обусловлено миром и природы, частью является человек. права возникают него с и выражают природную сущность, потребности и . Ранние теории права рассматривали право как добродетели, как по природе, право справедливого . Представители естественно- теории права , что люди были равны свободны, имели и находились состоянии мира безопасности. Естественное , по их , присуще человеку рождения. Однако отказались от самостоятельно обеспечивать естественные права договорились создать , издающее законы, на естественном и карающее естественных нрав.

возрожденного естественного основывается на права на и позитивное, при этом право закрепляет защищает наиболее естественные права (право на , неприкосновенность личности, передвижения и .), в случае противоречий приоритет праву естественному.

теория права

теория возникла первой половине в. в как противовес естественного права, изменения существующего строя и законов, отвечающим « разума», «природе ». Теория была немецкими учеными, известными из являлись Густав , Фридрих Карл и Георг .

Теоретики исторической права считали, право вырастает национального духа, сознания. Право языку народа, манерам и характеристикам людей и проходит этапы. В обществах право собой небольшое общепринятых правил, в форме и традиций, народный дух.

современных обществах выражено в системе законов, создают юристы. деятельности юристов не в , чтобы создавать , а в , чтобы облекать юридическую форму , что существует народном духе. этом процессе деятельность является лишь просто стадией заключения духа в форму законодательного [13].

Право (и и публичное) спонтанно и проявлением особенностей характера того иного народа, и язык , оно не к другим . Поэтому право обладает универсальным и должно в контексте народа (нации), и места, не с зрения всеобщих абстрактных принципов.

теория происхождения

Суть теории. . Маркс и . Энгельс рассматривали человеческого общества через призму антагонистических классов, которой эксплуататор эксплуатируемый находились резком противостоянии другу.

Политическая , а следовательно государственная власть организованным использованием одним классом подавления и другого класса. класс приспосабливает и другие нормы в пользу, для нужд и , поэтому с целью создает для этого .

Таким образом, является возведенной закон волей класса, его , применяемым для угнетенного класса, .е. возникает процессе классовой . Право, так , как, впрочем, другие социальные (например, мораль, , культура) относится надстройке общественно- формации (историческому общества), которая экономическим базисом , т.е. производства, распределения, материальных благ, на средства , уровнем развития сил и экономическими факторами.


образом, общественное определяет общественное , а соответственно право[14].

Психологическая происхождения права.

уже рассматривалось , психологическая теория разработана на XIX-XX французским социологом Габриэлем Тардом (1843-1903 .г. Соч. « законы», «Общественное и толпа») российским правоведом, , философом Львом Петражицким (1867-1931 г..) в работе « права и в связи теорий нравственности».

рассматривается как психической деятельности , представляющее собой , чувства, переживания, и иные импульсы человеческой , по самым причинам. Л.. Петражицкий различал позитивное и интуитивное. Первое от государства виде законов, от человека, составная часть психики. Интуитивное – это право высшего порядка, существует изначально находит затем отражение в , судебных решениях других источниках, или санкционированных .

Теория специализации ( права)

Теория разработана в XX века Т.В. (Соч. «Происхождение и право») попытка создания концепции происхождения социальных явлений государство и .

Происхождение права обусловлено рядом . Во-первых, как производственная экономическая единица уступать место объединениям (корпорациям), на объединенных отдельных людей. же в достигается не , а умением. цениться отдельный , обладающий своими личностными качествами. сознание уступает сознанию индивидуалистическому. объявляется главной .

Как видим, общества стала более дробной «дошла» до человека. Во-, росли и об обществе. прогресс открыл развитию особого деятельности, связанного «добычей» знаний окружающем мире – . Благодаря науке просвещенность общества, вера в оказалась во подорванной. Это одна, хотя быть и главная, причина права. В постепенного развития регулирование приобретает качества и правовую окраску. связи с , возникновение права .В. Кашаниной с наступлением вида социальной (после экономической политической) – идеологической , когда социальное религиозными нормами ( языческими, а нормами монорелигии) место правовому и властвующим необходимо обеспечить не только поддержку и основу для деятельности, но правовую защиту[15].

теория происхождения

Эта теория разработана американским -юристом Гарольдом (1918-2007 г.г. . «Природа и права: введение студентов изящных и наук», « традиция права: формирования», «Право революция: становление системы права») шведским ученым Аннерсом (Соч. « европейского права») второй половине века. Имеет приверженцев в и США. теории.


Право зарождаться не урегулирования отношений рода, а упорядочения отношений родами. Между группами часто конфликты, и улаживание было интересах племени. защиты соплеменников нападений других , охраны своей , групповой охоты наличие достаточного воинов, то невыгодно было людей во конфликтах.

Конфликты между родами делом постоянным привычным (занять место на , использовать более территорию, приобрести число женщин др.), уносившим результате действующего кровной мести жизней древних . Поэтому из о примирении родами, заключаемых на народном , затем на старейшин, возникло, считают приверженцы теории, примирительное . Изначально примирительное закреплялось в обычаев, передававшихся поколения в .

Однако постепенно примирения стали , происходит их и на разрешения целого ситуаций самого характера возникла правовых норм, получила впоследствии оформление в , т.е. форме общеобязательных исходящих от и гарантированных государственного принуждения, т.ч. применения суровых для правонарушителей[16].

теория происхождения

Эта теория в азиатских , имеет своих и в . Жесткие климатические географические условия странах Азии главенствующую роль в обеспечении и стабильности, и проведении общественных работ, крупных военных, , транспортных объектов трудных природных .

Право возникает установления и единого порядка всей страны. первом этапе развития посредством норм закреплялось: территории между и племенами, порядка использования , лесов, водоемов (, для рыбной или установление на сбрасывание него отходов), правил экзогамии, инцестов, запреты убийства, телесные , колдовство, воровство, чужих жен др. Затем развитием производства частной собственности необходимость регламентировать приобретения землевладения, производство (например, право в средневековья). Развитие сообщения, средств , торговых отношений, вызвало за установление правил , норм цехового () права, торгового , городского права[17].

усилением позиции в регулировании отношений становится и влияния канонического права. общественные отношения людьми все усложняются (экономические, , культурные, семейные) требуют дальнейшего со стороны права, т.. нормы морали, , религии, корпоративные уже не состоянии выполнять эффективных социальных . Это приводит появлению и развитию права.

образом, несмотря достаточно большое существующих в науке теорий происхождении государства права, ни из них может претендовать право универсальной объясняющей все явления и их возникновения. связи с , в современной теории государства права преобладает подход, предполагающий, в основе государства и лежат многочисленные : политические, экономические, , природно-климатические, и иные, в большей меньшей степени влияние на у каждой , народности таких феноменов как и право.


Таким образом, - это обусловленная человека и система регулирования отношений, которой нормативность, формальная в официальных и обеспеченность государственного принуждения.

- это совокупность поведения, определяющих свободы и людей в и защите интересов, которые государством в источниках и которых обеспечивается силой государства.

правоведы, такие : Алексеев С., Пиголкин А.., Манов Г.. выделяют два возникновения права: и западный.

восточному пути государства, в приоритетным является собственность на производства, правовые фиксируются в (Коран в странах, законы в Индии); западному пути - , в которых является частная , обеспечивающая равные собственников.

Основные происхождения права: ; естественная; историческая; .

Теологические взгляды право – это первое объяснение права, возникшее в древности. представителем и из главных теории был Аквинский. Согласно учению, миром божественный разум. создано Богом регулирования жизни , оно даруется через посредство или правителя.

есть развитие в божественном человеческого общежития, сама справедливость отношение человека к самому , а к людям и в воздаянии ему принадлежащего. . Аквинский различал и закон, оценивался с зрения соответствия праву как справедливости, имеющей происхождение.

В капитализма теологические нашли выражение виде неотомизма, исходил из природы права. Маритен: Право, и государство, собой результат духовных начал, божественного разума общественном порядке.

теологической теории связали вместе понятия как и справедливость.

естественноправовому подходу () право по природе, смыслу, и понятию естественным и человеку от . Представители данной (Кант, Гегель) , что существуют , не зависимые государства нормы принципы, олицетворяющие , справедливость, объективные .

Естественное право – человеку извне имеет приоритетное по отношению человеческим установлениям. является первичным отношению к позитивного права. наделяется соответствующей ценностью и выступать в образца и качества действующего права.

В характеристику естественного наряду с свойствами права и различные характеристики. В смешения естественное представляет собой различных социальных , образующих ценностно- и нравственно- комплекс.

Совокупность свойств и характеристик ЕП обобщенном виде как выражение и абсолютной права вообще. позитивного права сама практическая государства должна основным положениям права.