Файл: Теории происхождения права (Значение права в современном обществе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ПРАВА

1.1 Понятие права

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества[1].

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, “право человека на жизнь”, “право народов на самоопределение”. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “ система права”. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин “право” употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев[2].

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.2 Значение права в современном обществе

2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1 Главные пути возникновения права

2.2 Основные теории происхождения права

Таким образом, - это обусловленная человека и система регулирования отношений, которой нормативность, формальная в официальных и обеспеченность государственного принуждения.

- это совокупность поведения, определяющих свободы и людей в и защите интересов, которые государством в источниках и которых обеспечивается силой государства.

правоведы, такие : Алексеев С., Пиголкин А.., Манов Г.. выделяют два возникновения права: и западный.

восточному пути государства, в приоритетным является собственность на производства, правовые фиксируются в (Коран в странах, законы в Индии); западному пути - , в которых является частная , обеспечивающая равные собственников.

Основные происхождения права: ; естественная; историческая; .

Теологические взгляды право – это первое объяснение права, возникшее в древности. представителем и из главных теории был Аквинский. Согласно учению, миром божественный разум. создано Богом регулирования жизни , оно даруется через посредство или правителя.

есть развитие в божественном человеческого общежития, сама справедливость отношение человека к самому , а к людям и в воздаянии ему принадлежащего. . Аквинский различал и закон, оценивался с зрения соответствия праву как справедливости, имеющей происхождение.

В капитализма теологические нашли выражение виде неотомизма, исходил из природы права. Маритен: Право, и государство, собой результат духовных начал, божественного разума общественном порядке.

теологической теории связали вместе понятия как и справедливость.

естественноправовому подходу () право по природе, смыслу, и понятию естественным и человеку от . Представители данной (Кант, Гегель) , что существуют , не зависимые государства нормы принципы, олицетворяющие , справедливость, объективные .

Естественное право – человеку извне имеет приоритетное по отношению человеческим установлениям. является первичным отношению к позитивного права. наделяется соответствующей ценностью и выступать в образца и качества действующего права.

В характеристику естественного наряду с свойствами права и различные характеристики. В смешения естественное представляет собой различных социальных , образующих ценностно- и нравственно- комплекс.

Совокупность свойств и характеристик ЕП обобщенном виде как выражение и абсолютной права вообще. позитивного права сама практическая государства должна основным положениям права.

В условиях нормы наиболее полно в нормах права.

Чем и стабильнее -политический строй , тем ближе позитивное право положениям естественного . Однако, равенства ними никогда будет.

Идеи основные причины в определенной отражены в и текущем большинства современных (РФ: «основы и свободы неотчуждаемы и каждому от »).

Историческая теория права обосновывает права объективными жизнедеятельности людей, в рамках государства. Развивалась исторической школы , находившейся в оппозиции к естественного права (. Гуго, К. . Савиньи, Г. ).

Право вырастает национального духа, « духа». Законодатель должен уловить « убеждение нации» точно выразить в позитивном . Произвола в права нет. не изобретает , а в случае выбирает приемлемое для , «подсказанное».

Классовая происхождения права на историко- учение об развитии, а на классовую государства и (Ф. Энгельс, . Маркс, В..Ленин). Право возникающие на основе правовые отражают характер связей между . Марксистская концепция его классово- характер. В виде право – в закон господствующего класса, которой определяется условиями жизни класса. Он обычаи в пользу, приспосабливает к своим , а если , то и создает необходимые достижения своей законы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В условиях нормы наиболее полно в нормах права.

Чем и стабильнее -политический строй , тем ближе позитивное право положениям естественного . Однако, равенства ними никогда будет.

Идеи основные причины в определенной отражены в и текущем большинства современных (РФ: «основы и свободы неотчуждаемы и каждому от »).

Историческая теория права обосновывает права объективными жизнедеятельности людей, в рамках государства. Развивалась исторической школы , находившейся в оппозиции к естественного права (. Гуго, К. . Савиньи, Г. ).

Право вырастает национального духа, « духа». Законодатель должен уловить « убеждение нации» точно выразить в позитивном . Произвола в права нет. не изобретает , а в случае выбирает приемлемое для , «подсказанное».

Классовая происхождения права на историко- учение об развитии, а на классовую государства и (Ф. Энгельс, . Маркс, В..Ленин). Право возникающие на основе правовые отражают характер связей между . Марксистская концепция его классово- характер. В виде право – в закон господствующего класса, которой определяется условиями жизни класса. Он обычаи в пользу, приспосабливает к своим , а если , то и создает необходимые достижения своей законы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные истории государства права, политических правовых учений. ред.О..Рыбакова. Москва, , 2012.-356 с.
  2. Грухин . А. Практикум теории государства права. Ч. 1 : пособие / Ю. . Грухин, Е. . Сидорова ; Новосиб. . техн. ун-. - Новосибирск, 2015. - 67 с.
  3. С.А. политических и учений. Основные идеи. Москва, , 2011.-457 с.
  4. Лазарев .В., С..Липень. Теория и права. , ЮРАЙТ, 2015.-556 с.
  5. М.Н., .М.Дерябина. государства и . Москва, Проспект, 2012.-208 .
  6. Марченко М.. Теория государства права. Москва, , 2015.-419 с.
  7. Марченко . Н. Миф формировании мирового и права условиях глобализации / . Н. Марченко // и общество. - 2015. - № 5. - . 82-88.
  8. Марченко М. . Источники права : пособие / М. . Марченко ; Моск. . ун-т . М. В. , Юрид. фак. - ., 2015. - 759 с.
  9. Марченко . Н. Проблемы государства и : учебник : [для по специальности 021100 ""] / М. Н. ; Моск. гос. -т им. . В. Ломоносова, . фак. - М., 2011. – 755 .
  10. Мачин И... История политических правовых учений. , ЮРАЙТ, 2015.-489 с.
  11. В.С. политических и учений. Москва, , 2012.-680 с.
  12. Потапов . Г. Теория и права. [ 2 ч.]. Ч. 1 : пособие / М. . Потапов ; Новосиб. . техн. ун-. - Новосибирск, 2006. – 438 с.
  13. В.И. государства и . Москва, ЮРАЙТ, 2015.-405 .
  14. Радько Т.., В.В., Л.А.. Теория государства права. Москва, , 2015.-336 с.
  15. Радько .Н. Теория аи права. , Проспект, 2012.-159 с.
  16. М. М. государства и : учебник для / М. М. . - М., 2015. - 635 с.
  17. С.А. политических и учений. Москва, , 2012.-267 с.
  18. Сорокин . В. Юридическая : учебник / В. . Сорокин ; Новосиб. . техн. ун-. - Новосибирск, 2015. - 915 с.
  19. государства и / Под ред. .С.Пиголкина Ю.А., Москва, ЮРАЙТ, 2015.-498 .
  20. Теория государства права : учебник / [ А. С. др.] ; под . А. С. , Ю. А. . - М., 2015. - 613 с.
  21. Е. А. основы разграничения правопонимания / Е. . Фролова // Государство право. - 2015. - № 4. - С. 63-73.

  1. Марченко М. Н. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации / М. Н. Марченко // Образование и общество. - 2015. - № 5. - с. 82-88

  2. Актуальные проблем истории государства и права, политических и правовых учений. Под ред.О.Ю.Рыбакова. Москва, Статут, 2012.-с. 56

  3. Фролова Е. А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е. А. Фролова // Государство и право. - 2015. - № 4. - с. 63-73

  4. Марченко М.Н., Е.М.Дерябина. Теория государства и права. Москва, Проспект, 2012.- с.28

  5. Марченко М.Н., Е.М.Дерябина. Теория государства и права. Москва, Проспект, 2012.- с.31

  6. Радько Т.Н., В.В.Лазарев, Л.А.Морозова. Теория государства и права. Москва, Проспект, 2015.- с. 36

  7. Актуальные проблем истории государства и права, политических и правовых учений. Под ред.О.Ю.Рыбакова. Москва, Статут, 2012.- с. 89

  8. Марченко М. Н. Источники права : учебное пособие / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2015. – с. 79

  9. Лазарев В.В., С.В.Липень. Теория государства и права. Москва, ЮРАЙТ, 2015.- с.55

  10. Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - М., 2015. – с. 63

  11. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. Основные классические идеи. Москва, НОРМА, 2011.- с.47

  12. Радько Т.Н. Теория государств аи права. Москва, Проспект, 2012.- с.59

  13. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник : [для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция"] / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2011. – с. 55

  14. Понеделков А. В. Основы политологии / А. В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина. - М. : Феникс, 2012. – с.80

  15. Понеделков А. В. Основы политологии / А. В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина. - М. : Феникс, 2012. – с.85

  16. Потапов М. Г. Теория государства и права. [В 2 ч.]. Ч. 1 : учебное пособие / М. Г. Потапов ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2006. – с. 38

  17. Потапов М. Г. Теория государства и права. [В 2 ч.]. Ч. 1 : учебное пособие / М. Г. Потапов ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2006. – с. 43