Файл: Теории происхождения права (Значение права в современном обществе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ПРАВА

1.1 Понятие права

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества[1].

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, “право человека на жизнь”, “право народов на самоопределение”. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “ система права”. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин “право” употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев[2].

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.2 Значение права в современном обществе

2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1 Главные пути возникновения права

2.2 Основные теории происхождения права

Таким образом, - это обусловленная человека и система регулирования отношений, которой нормативность, формальная в официальных и обеспеченность государственного принуждения.

- это совокупность поведения, определяющих свободы и людей в и защите интересов, которые государством в источниках и которых обеспечивается силой государства.

правоведы, такие : Алексеев С., Пиголкин А.., Манов Г.. выделяют два возникновения права: и западный.

восточному пути государства, в приоритетным является собственность на производства, правовые фиксируются в (Коран в странах, законы в Индии); западному пути - , в которых является частная , обеспечивающая равные собственников.

Основные происхождения права: ; естественная; историческая; .

Теологические взгляды право – это первое объяснение права, возникшее в древности. представителем и из главных теории был Аквинский. Согласно учению, миром божественный разум. создано Богом регулирования жизни , оно даруется через посредство или правителя.

есть развитие в божественном человеческого общежития, сама справедливость отношение человека к самому , а к людям и в воздаянии ему принадлежащего. . Аквинский различал и закон, оценивался с зрения соответствия праву как справедливости, имеющей происхождение.

В капитализма теологические нашли выражение виде неотомизма, исходил из природы права. Маритен: Право, и государство, собой результат духовных начал, божественного разума общественном порядке.

теологической теории связали вместе понятия как и справедливость.

естественноправовому подходу () право по природе, смыслу, и понятию естественным и человеку от . Представители данной (Кант, Гегель) , что существуют , не зависимые государства нормы принципы, олицетворяющие , справедливость, объективные .

Естественное право – человеку извне имеет приоритетное по отношению человеческим установлениям. является первичным отношению к позитивного права. наделяется соответствующей ценностью и выступать в образца и качества действующего права.

В характеристику естественного наряду с свойствами права и различные характеристики. В смешения естественное представляет собой различных социальных , образующих ценностно- и нравственно- комплекс.

Совокупность свойств и характеристик ЕП обобщенном виде как выражение и абсолютной права вообще. позитивного права сама практическая государства должна основным положениям права.

В условиях нормы наиболее полно в нормах права.

Чем и стабильнее -политический строй , тем ближе позитивное право положениям естественного . Однако, равенства ними никогда будет.

Идеи основные причины в определенной отражены в и текущем большинства современных (РФ: «основы и свободы неотчуждаемы и каждому от »).

Историческая теория права обосновывает права объективными жизнедеятельности людей, в рамках государства. Развивалась исторической школы , находившейся в оппозиции к естественного права (. Гуго, К. . Савиньи, Г. ).

Право вырастает национального духа, « духа». Законодатель должен уловить « убеждение нации» точно выразить в позитивном . Произвола в права нет. не изобретает , а в случае выбирает приемлемое для , «подсказанное».

Классовая происхождения права на историко- учение об развитии, а на классовую государства и (Ф. Энгельс, . Маркс, В..Ленин). Право возникающие на основе правовые отражают характер связей между . Марксистская концепция его классово- характер. В виде право – в закон господствующего класса, которой определяется условиями жизни класса. Он обычаи в пользу, приспосабливает к своим , а если , то и создает необходимые достижения своей законы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- способствует решению экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Многочисленные исследования понятия «функция права» на сегодняшний день приводят к выводу о том, что под функцией права необходимо понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения и социальное назначение права, которое заключается в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и характеризуют право в действии, являются выражением его динамической природы.

Итак, функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Воздействие права на общественные отношения носит неоднородный характер. Так, одни отношения право регулирует, другие охраняет, а на третьи оказывает только косвенное влияние. Поэтому существует различие между понятиями «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Правовое воздействие состоит во взятом в единстве и многообразии процессе влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В предмет правого воздействия входят такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние, а правовое регулирование связано с установлением конкретных юридических прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном поведении, т.е. при его помощи происходит непосредственное регулирование общественных отношений.

Функциями права следует признавать только основные направления правового воздействия. Основное направление функции подчеркивает наиболее важные и действенные стороны правового воздействия и позволяет не «впадать» в правовой идеализм и не видеть в праве всесильного регулятора общественных отношений, что может привести к переоценке роли права в обществе. В функциях права необходимо находить своеобразную «золотую середину» — не умалять значения права и в то же время не видеть в нем панацею для разрешения всех необходимых вопросов регулирования общественных отношений. Например, малоэффективным выглядит попытка законодателя предотвратить уход валютного капитала за границу при помощи установления уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Образно говоря, угрозой уголовно-правовой «дубины» данную проблему не решить, т.к. для предотвращения ухода капитала из России необходимо создать благоприятные экономические условия их сохранности и использования.


функций права от того, какой плоскости освещаются: специально или общесоциальной. следовать широкому функций права, среди них выделить экономическую, , воспитательную и функции.

На -юридическом уровне выполняет регулятивную охранительную функции, так в от характера целей правового . Возможны и классификации функций . Каждая из права имеет специфику, соответственно, функции конституционного, , финансового, административного, и других права, соответственно, выделить функции права, правовых и отдельных права. В совокупности все функций образуют систему, воздействующие помощи самых приемов и на общественные [4].

Регулятивная функция — это обусловленное социальным назначением направление правового , заключающееся в , упорядочивании общественных и оформлении движения путем , запретов, обязываний поощрений. В регулятивной функции две подфункции: -статическую и -динамическую. Воздействие состоит в общественных отношений, второй — в их динамики ().

Наиболее характерными осуществления регулятивной выступают: определение граждан, закрепление изменение их статуса и юридических лиц; компетенции государственных и должностных ; закрепление юридических , направленных на , изменение и регулятивных правоотношений; правовой связи субъектами права; составов правомерного .

Охранительная функция — это основное правового воздействия, на охрану отношений и антисоциальных явлений, установленным ценностям.

рамках охранительной осуществляются ее : общепревентивная, частнопревентивная, , восстановительная и . Многообразие подфункций функции права и многообразие проявлений и действия различных , ее составляющих. , если не эффективным общепревентивное , начинают работать , частнопревентивная и подфункции. В случае кара и восстановление отношений — это вторичный результат охранительной функции, первоначально выступает средство охраны отношений, которые этом объективно .

Регулятивную и функции права понимать упрощенно. действительности регулятивная охранительная функции в тесном , переплетаются друг другом, могут одновременно; различить достаточно сложно возможно только теоретическом уровне. представить себе охрану общественных , которая бы предполагала их . Так, охранительная , дополняя регулятивную, итоге воздействует поведение субъектов регулирует их , не допуская отклоняющегося варианта при совершении активных действий, и при от совершения действий (в числе и угрозой применения ). В этом, , и проявляется предназначение права — регулятором общественных [5].


Однако отличительной регулятивной функции ее первичный отношению к функции характер. чем последует отношений, они быть упорядочены. подфункции охранительной (карательная и ) вообще не возникнуть, если будет нарушено правоотношение.

2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1 Главные пути возникновения права

два пути права: восточный западный.

Там, господствующее положение государственная собственность, источником, способом правовых норм , как правило, нравственно-религиозных (Поучение Птахотепа Древнем Египте, Ману в , Коран в странах и .п.). Зафиксированные них нормы зачастую казуальный . Дополняются они случае необходимости обычаями (например, ) и конкретными (), но имеющими закона установлениями или по уполномочию чиновниками аппарата.

В же, основанном частной собственности, обусловливала необходимость прав собственников, , как правило, обширное, отличающееся высокой степенью и определенности , и прежде гражданское, регулирующее сложную систему общественных отношений. некоторых случаях древнее законодательство такой степенью , что пережило многие века его народ не потеряло и сегодня (, частное римское ).

Понятие "Восток" не только географическое, но как историко- понятие. В Востока значительную в общественной играла сельская , сохранившая во черты патриархально- организации[6].

Самые государственные формы () стали складываться древневосточных цивилизациях ходе разложения -родовой цивилизации. происходило разделение , выделение сословия знати, которое участвовало в , а стояло рядовыми членами . Упрочению сельской способствовали коллективные по созданию систем. На отсутствовала четкость -классовых границ. , существовали различные зависимого населения, промежуточное положение свободными и , переходные категории землевладельцев к слою. Социально- статус индивида обществе часто совпадал с социально-экономическим .

Организация государственной в странах Востока строилась принципах "восточной ". Единоличным главой был монарх, пользовался неограниченной , передаваемой по , и выступал законодателем и судьей. Как , это были государства с тоталитарным режимом, на силу -бюрократического аппарата. , древневосточным обществам известны и формы правления, , в городах- - Финикии, Месопотамии роль играли примитивной племенной .


Вместе с складывалось и . Оно открыто социальное неравенство, проявлялось, прежде . в принижении рабов. Вне от того, ли раб семью или имуществом в хозяина, на он выступал качестве вещи таковой рассматривался действующем праве. законодательство закрепляло сословное неравенство людей.

Право Востока неразрывно с религией религиозной моралью. - это одновременно нормы религии морали.

Основным права древневосточных на протяжении оставались обычаи, в течение периода времени записывались, а в устной и памяти . Нормы права на установившиеся поведения, сложившиеся прошлом.

Итак, право во формировалось в длительного существования странах Древнего таких социальных , как община, патриархальная семья. всех норм права характерны проявления неравноправия, подчиненное приниженное женщин, детей патриархальной семье. , в Древнем религия и изначально отвергали равенства людей. исходили из различий между китайского общества зависимости от , возраста, места системе родственных и социальной . Здесь исключалось предпосылок не для развития общества, частной , субъективных прав свобод, но частного права такового. Китайское право - это, всего, уголовное , включающее нормы -семейного, гражданского , нарушение которых за собой наказание.

По историческому пути процесс возникновения и права территории Европы. Западный путь права в сравнении с путем[7].

Ф. выделял три формы возникновения "западного" типа: , римскую и .

Природно-географические сыграли важную в процессе государственности в мире. Так, , Греция представляла горную страну, было мало земель, пригодных зерновых культур, .е. коллективные работы уже имели такого как в Древнего Востока, здесь не сохраниться община типа, но были благоприятные для развития . Широкое развитие , а также , а затем торговых отношений, морской торговли, быстрому становлению хозяйства и частной собственности, отличие от Древнего Востока, определяющую роль коллективная собственность. того, в античного мира более четкая дифференциация. Именно социальная дифференциация основой острой борьбы, в которой произошел от примитивных к высокоразвитой .

Еще одно от стран востока состояло слабой централизации власти. И свою роль этом сыграли условия. Так, , в Греции хребты и , которые рассекали , где проживала часть греков, существенным препятствием политического объединения и делали и ненужным управление. Таким , сами естественные предопределили возникновение , небольших по и изолированных от друга -государств - полисов. система была из самых черт государственности, не только Греции, но для всего мира[8].


В полисной системы возможно возникновение формы правления. мере развития жизни она и наполнялась большим демократическим . В республиканский в Афинах органом государственной было народное . В его принимали участие афинские граждане, 20 лет. Основной народного собрания принятие законов. образом, можно , что в утвердилась демократическая законодательства, сложилось правовое государство. , благами демократической не могли рабы и .

Еще более система сложилась римском обществе. следование республиканским было для не только обязанностью, но делом чести. римский юрист рассматривал государство соединение многих , "связанных между согласием в права". Таким , идея правового берет свое и в Риме. Именно римском обществе выработана наиболее правовая система, целостный и характер. Римское впервые в выступило в системного правового . Римские юристы подразделили систему на две : частное право публичное право.

Римской империи в результате новых общественных в эпоху рабовладения и феодализма. Ускорило процесс завоевание империи германскими или как называли тогда ""[9].

Возникновение древнегерманского в значительной связано с германскими племенами чужих территорий - части Римской . Эти племена к тому еще родовое и поэтому могли с своих организаций римскими провинциями, для господства ними родовая не была . Она не необходимых для сил и . Понадобился специальный принуждения и . Верховный военачальник в монарха, народное достояние - королевское имущество; родового строя быстро преобразованы государственные органы. и его фактически решали важнейшие вопросы страны, хотя сохранялись народные и другие прежнего строя . Формировалась новая власть, она не только вооруженных людей, и принудительных , которых не при родоплеменном .

Становление государства происходило сравнительно . Во многом процессу способствовали войны, в которых происходила классовая дифференциация .

В это время начинают и формироваться крупные мировые системы - континентальная англосаксонская.

Исходным " материалом" средневекового были правовые , которые долгое оставались важнейшим права.

Особое в формировании права сыграло право, так оно разрабатывалось поддерживалось могущественной -католической церковью, универсальным, а регулировало все сферы жизнедеятельности .

Одним из значительнейших и явлений в жизни Западной стала рецепция права. Классическое право представляет одно из достижений античной , влияние, которого последующее развитие права и трудно переоценить[10].