Файл: Отчет о финансовых результатах, его целевая направленность в современной экономике (Целевая направленность отчета о финансовых результатах в современной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй принцип - это принцип дезагрегации, который подразумевает группировку ресурсов по видам деятельности, в которых они были задействованы, и по экономическим характеристикам. Классификация в финансовых отчетах может облегчить анализ информации путем группировки статей по схожим экономическим характеристикам, так как анализ, нацеленный на оценку величины и вероятности денежных потоков, требует финансовой информации, которая сегрегирована по однородным группам. При определении статей для дезагрегации и представления в отчетности предприятию следует учитывать следующие понятия [18]:

1) функцию, т.е. основные виды деятельности предприятия;

2) сущность, т.е. экономические характеристики или свойства, которые определяют активы, обязательства, статьи доходов и расходов и денежные потоки;

3) способ оценки, т.е. метод или способ, используемый для оценки актива или обязательства [6].

При применении принципа дезагрегации предприятию следует добавлять дополнительные строки в отчетах для детального разъяснения компонентов статей в финансовом положении, результатах деятельности и денежных потоках. Однако, по мнению представителей рабочих групп, существует очень тонкий баланс между понятиями "слишком много" и "слишком мало" информации, поэтому очень важно, чтобы применение данного принципа вело к достаточной, но не чрезмерной дезагрегации. В ходе проведения исследований пользователи отчетности отметили, что возросшая дезагрегация может обеспечить их дополнительной информацией, которая позволит улучшить анализ финансового положения предприятия. Но некоторые из них заявили, что уровень дезагрегации, предложенный в дискуссионном документе, может отвлечь внимание пользователей от общего положения предприятия, что подтверждает упомянутое мнение Советов [7].

После рассмотрения принципов, которые направлены на повышение детализации информации, следует обратить внимание на предложения Советов по классификации деятельности компаний по видам деятельности, а также требования к единому формату отчетности.

Прежде всего следует отметить, что учредители стандартов во всем мире безуспешно пытались дать однозначное определение операционной деятельности и провести четкое разграничение между операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью. По словам специалистов из CFA Institute (США), проведение границы между операционной и инвестиционной деятельностью чревато двусмысленностью в определениях, особенно в случаях финансовых институтов и производственных компаний. Кроме того, существует мнение, что классификация инвестиционной деятельности как отдельной категории намного лучше отразит современное состояние большинства компаний, в частности тех, где финансирование является существенной частью бизнес-модели [18].


Несмотря на данную точку зрения, в проект включили требование, в соответствии с которым предприятие должно классифицировать активы и обязательства в хозяйственном и финансовых разделах таким образом, чтобы это лучше отражало пути использования данного актива или обязательства в деятельности предприятия. В дискуссионном документе подобную классификацию обозначили как "управленческий подход" [10].

Как уже упоминалось, деятельность предприятий делится на хозяйственную и финансовую. В хозяйственную категорию включены активы и обязательства, которые относятся к деятельности, приносящей прибыль. В соответствии с предложением Советов предприятия должны разделять хозяйственную деятельность на ту, что приносит доход в ходе процесса использования собственных ресурсов, и ту, что приносит доход от индивидуальных активов. Эти два вида хозяйственной деятельности следует представлять в виде операционной и инвестиционной категорий.

Как определено в дискуссионном документе, в операционную деятельность следует включать активы и обязательства, которые руководство относит к основным для данного предприятия [4]. Компания использует операционные активы и обязательства при получении основного объема выручки. Отдельно выделена подкатегория операционного финансирования, которая является частью операционной деятельности и включает обязательства, относящиеся непосредственно к операционной деятельности. При этом некоторые пользователи могут рассматривать данную подкатегорию как дополнительный источник финансирования.

Обязательства можно выделять в подкатегорию операционного финансирования, если они соответствуют всем последующим критериям [18]:

1) обязательство появляется в результате обмена за товар, услугу или право пользования или является непосредственным результатом операционной деятельности;

2) обязательство изначально является долгосрочным;

3) обязательство имеет временную ценность денежной составляющей, которая проявляется в начислении процентов или приращении обязательства с течением времени.

В процессе обсуждения, какие обязательства могут быть включены в данную категорию, Советы пришли к выводу, что некоторые обязательства, например пенсионные вознаграждения, являются дополнительным источником финансирования, хотя они не входят в часть хозяйственных операций, направленных на увеличение капитала предприятия, и относятся к инвестиционной деятельности [2].


Инвестиционная деятельность включает активы и обязательства, которые руководство предприятия не включает в приоритетную категорию. Предприятие может использовать инвестиционные активы и инвестиционные обязательства для получения прибыли в форме процентов, дивидендов или увеличившихся рыночных цен. В разделе инвестиционной деятельности могут отражаться финансовые вложения, операции по покупке и продаже финансовых вложений, покупка и продажа нефинансовых инвестиционных активов (например инвестиции в недвижимость), вклады в уставные капиталы других организаций и т.п [8].

В соответствии с положениями дискуссионного документа в финансовую деятельность следует включать две подкатегории: финансовые активы и финансовые обязательства, т.е. активы и обязательства, которые руководство компании определяет как источники финансирования предпринимательской и прочей деятельности предприятия. Но в рабочей версии проекта положения объекты финансовой деятельности делятся на долговые обязательства и собственный капитал. Долговые обязательства включают в себя [10]:

1) долговые соглашения, имеющие целью увеличение капитала;

2) хозяйственные операции, задействующие собственный капитал, включая активы, обязательства и их влияние на величину выручки в результате осуществления этих операций. Подобные хозяйственные операции должны быть отражены отдельно от долговых соглашений в разделе долговых обязательств.

В отношении раздела собственного капитала предприятие должно отражать следующую информацию [9]:

1) объекты собственного капитала, определенные по МСФО в соответствующем разделе отчета о финансовом положении;

2) изменения в величине собственного капитала в отчете об изменениях капитала;

3) денежные потоки, затрагивающие собственный капитал в разделе финансовой деятельности отчета о движении денежных средств.

Таким образом, классификацию объектов учета по видам деятельности для отражения в отчетности можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

┌──────────────────────────┐

│ Деятельность предприятия │

└───┬──────────────────┬───┘

┌─────────────────────┴────┐ ┌────┴──────────────────────┐

│Хозяйственная деятельность│ │ Финансовая деятельность │

└────┬────────────────┬────┘ └────┬──────────────────┬───┘

┌──────┴─────┐ ┌───────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌────────┴───────┐


│Операционная│ │Инвестиционная│ │ Долговые │ │ Собственный │

│ │ │ │ │ обязательства │ │ капитал │

└──────┬─────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘

┌──────────┴─────┐

│ Операционное │

│ финансирование │

└────────────────┘

Рисунок 3 - Типовые статьи форм финансовой отчетности [7]

Следует заметить, что в рабочей версии проекта положения указаны еще несколько разделов, которые должны быть представлены в отчетности [18]:

1) налог на прибыль;

2) операции по прекращаемой деятельности;

3) операции, охватывающие несколько разделов (обычно это операции, связанные с приобретением и продажей других коммерческих организаций) [8].

Несмотря на подробные определения в дискуссионном документе, специалисты из PwC, которые составили руководство по рабочей версии с профессиональными комментариями, заметили, что потребуются вспомогательные рекомендации по включению активов или обязательств в определенную категорию [5]. Кроме того, по их мнению, предприятия должны обосновывать классификацию объектов по категориям и подкатегориям в приложениях к отчетности. Таким образом, структура финансовой отчетности существенно изменится при принятии положения.

На основе рассмотренных принципов подготовки отчетности и предложений по распределению объектов учета по видам деятельности в проекте также была предложена общая структура (рис. 4) [4], которую необходимо будет применять для составления отчета о финансовом положении, отчета о совокупном доходе и отчета о движении денежных средств в форме секций, категорий и подкатегорий. В финансовых отчетах связанная информация будет отражаться в одинаковых категориях в каждом отчете так, чтобы данные могли быть легко взаимоувязаны.

Советы полагают, что скорректированный формат позволит пользователям отчетности лучше понять результаты деятельности предприятия благодаря разделению информации о финансовом положении, изменениях в финансовом положении и денежных потоках как в основной, так и в прочих видах деятельности.

Следует подчеркнуть, что инвесторам необходима своевременная, прозрачная и сравнимая финансовая отчетность, так как при принятии решений они предпочитают значимость полноте.

Отчет о финансовом

положении

Отчет о совокупном доходе

Отчет о движении

денежных средств

Хозяйственная деятельность

Операционная деятельность

Операционная деятельность

Операционная

деятельность

Операционное

финансирование

Операционное

финансирование

Инвестиционная

деятельность

Инвестиционная

деятельность

Инвестиционная

деятельность

Финансовая деятельность

Финансовая деятельность

Финансовая

деятельность

Долговые обязательства

Долговые обязательства

Собственный капитал

Операции, охватывающие

несколько разделов

Операции,

охватывающие

несколько разделов

Налог на прибыль

Налог на прибыль

Налог на прибыль

Операции по

прекращаемой деятельности

Операции по прекращаемой

деятельности (после

налогообложения)

Операции по

прекращаемой

деятельности

Прочий совокупный доход

(после налогообложения)


Рисунок 4 - Структура основных форм финансовой отчетности [4]

Как постановил CFA Institute в 1993 г., аналитикам требуется знать экономическую реальность - что на самом деле происходит - так подробно, как это может быть представлено только данными бухгалтерского учета. Финансовая отчетность, которая не отражает экономической действительности, подрывает деятельность, направленную на принятие решений в инвестиционной сфере [3]. В качестве резюме проведенного исследования можно выделить основные отличия разрабатываемой модели отчетности от существующей, а также те изменения в процессе составления отчетности, которые неизбежно возникнут [18].

Наиболее радикальные последствия повлечет за собой принцип связанности, который изменит существующую структуру финансовой отчетности. Если в настоящее время установление взаимосвязи между показателями трех базовых форм отчетности является довольно сложной задачей, то в будущем будет возможно легко проследить денежные потоки, связанные с конкретным видом деятельности, финансовые результаты и их влияние на финансовое положение компании. Очевидно, что данный принцип находит слабую поддержку среди составителей отчетности, так как это значительно усложнит обработку данных и увеличит трудовые затраты на подготовку отчетности.

Следующее ключевое отличие наблюдается непосредственно в классификации видов деятельности. Для реализации принципа связанности на практике бухгалтерам придется подробно рассматривать каждую хозяйственную операцию отдельно для определения их влияния на финансовые результаты и капитал компании [2]. Введение новой подкатегории - операционное финансирование - и разделение уже привычной категории финансовой деятельности добавляют особую сложность. Предложенное "дробление" значительно отличается от существующей классификации высоким уровнем детализации, что напрямую связано со вторым базовым принципом [18].

Рассматривая принцип детализации, следует упомянуть, что относительно недавние изменения в российских формах отчетности повлекли уменьшение степени детализации и, как следствие, аналитичности информации. Таким образом, при будущем внедрении стандарта в России специалисты столкнутся с еще большими сложностями в подробном представлении финансовой информации, чем западные коллеги [8].

Приведенные отличия ясно показывают, что при разработке стандарта Советы руководствовались главной целью финансовой отчетности - предоставить пользователям базу для принятия управленческих решений. Несмотря на трудности, с которыми столкнутся составители отчетности, эти нововведения, во-первых, повысят достоверность информации о предприятии и, во-вторых, помогут пользователям, не обладающим профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета, глубже вникать в данные финансовой отчетности.