Файл: Отчет о финансовых результатах, его целевая направленность в современной экономике (Целевая направленность отчета о финансовых результатах в современной экономике).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
Второй принцип - это принцип дезагрегации, который подразумевает группировку ресурсов по видам деятельности, в которых они были задействованы, и по экономическим характеристикам. Классификация в финансовых отчетах может облегчить анализ информации путем группировки статей по схожим экономическим характеристикам, так как анализ, нацеленный на оценку величины и вероятности денежных потоков, требует финансовой информации, которая сегрегирована по однородным группам. При определении статей для дезагрегации и представления в отчетности предприятию следует учитывать следующие понятия [18]:
1) функцию, т.е. основные виды деятельности предприятия;
2) сущность, т.е. экономические характеристики или свойства, которые определяют активы, обязательства, статьи доходов и расходов и денежные потоки;
3) способ оценки, т.е. метод или способ, используемый для оценки актива или обязательства [6].
При применении принципа дезагрегации предприятию следует добавлять дополнительные строки в отчетах для детального разъяснения компонентов статей в финансовом положении, результатах деятельности и денежных потоках. Однако, по мнению представителей рабочих групп, существует очень тонкий баланс между понятиями "слишком много" и "слишком мало" информации, поэтому очень важно, чтобы применение данного принципа вело к достаточной, но не чрезмерной дезагрегации. В ходе проведения исследований пользователи отчетности отметили, что возросшая дезагрегация может обеспечить их дополнительной информацией, которая позволит улучшить анализ финансового положения предприятия. Но некоторые из них заявили, что уровень дезагрегации, предложенный в дискуссионном документе, может отвлечь внимание пользователей от общего положения предприятия, что подтверждает упомянутое мнение Советов [7].
После рассмотрения принципов, которые направлены на повышение детализации информации, следует обратить внимание на предложения Советов по классификации деятельности компаний по видам деятельности, а также требования к единому формату отчетности.
Прежде всего следует отметить, что учредители стандартов во всем мире безуспешно пытались дать однозначное определение операционной деятельности и провести четкое разграничение между операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью. По словам специалистов из CFA Institute (США), проведение границы между операционной и инвестиционной деятельностью чревато двусмысленностью в определениях, особенно в случаях финансовых институтов и производственных компаний. Кроме того, существует мнение, что классификация инвестиционной деятельности как отдельной категории намного лучше отразит современное состояние большинства компаний, в частности тех, где финансирование является существенной частью бизнес-модели [18].
Несмотря на данную точку зрения, в проект включили требование, в соответствии с которым предприятие должно классифицировать активы и обязательства в хозяйственном и финансовых разделах таким образом, чтобы это лучше отражало пути использования данного актива или обязательства в деятельности предприятия. В дискуссионном документе подобную классификацию обозначили как "управленческий подход" [10].
Как уже упоминалось, деятельность предприятий делится на хозяйственную и финансовую. В хозяйственную категорию включены активы и обязательства, которые относятся к деятельности, приносящей прибыль. В соответствии с предложением Советов предприятия должны разделять хозяйственную деятельность на ту, что приносит доход в ходе процесса использования собственных ресурсов, и ту, что приносит доход от индивидуальных активов. Эти два вида хозяйственной деятельности следует представлять в виде операционной и инвестиционной категорий.
Как определено в дискуссионном документе, в операционную деятельность следует включать активы и обязательства, которые руководство относит к основным для данного предприятия [4]. Компания использует операционные активы и обязательства при получении основного объема выручки. Отдельно выделена подкатегория операционного финансирования, которая является частью операционной деятельности и включает обязательства, относящиеся непосредственно к операционной деятельности. При этом некоторые пользователи могут рассматривать данную подкатегорию как дополнительный источник финансирования.
Обязательства можно выделять в подкатегорию операционного финансирования, если они соответствуют всем последующим критериям [18]:
1) обязательство появляется в результате обмена за товар, услугу или право пользования или является непосредственным результатом операционной деятельности;
2) обязательство изначально является долгосрочным;
3) обязательство имеет временную ценность денежной составляющей, которая проявляется в начислении процентов или приращении обязательства с течением времени.
В процессе обсуждения, какие обязательства могут быть включены в данную категорию, Советы пришли к выводу, что некоторые обязательства, например пенсионные вознаграждения, являются дополнительным источником финансирования, хотя они не входят в часть хозяйственных операций, направленных на увеличение капитала предприятия, и относятся к инвестиционной деятельности [2].
Инвестиционная деятельность включает активы и обязательства, которые руководство предприятия не включает в приоритетную категорию. Предприятие может использовать инвестиционные активы и инвестиционные обязательства для получения прибыли в форме процентов, дивидендов или увеличившихся рыночных цен. В разделе инвестиционной деятельности могут отражаться финансовые вложения, операции по покупке и продаже финансовых вложений, покупка и продажа нефинансовых инвестиционных активов (например инвестиции в недвижимость), вклады в уставные капиталы других организаций и т.п [8].
В соответствии с положениями дискуссионного документа в финансовую деятельность следует включать две подкатегории: финансовые активы и финансовые обязательства, т.е. активы и обязательства, которые руководство компании определяет как источники финансирования предпринимательской и прочей деятельности предприятия. Но в рабочей версии проекта положения объекты финансовой деятельности делятся на долговые обязательства и собственный капитал. Долговые обязательства включают в себя [10]:
1) долговые соглашения, имеющие целью увеличение капитала;
2) хозяйственные операции, задействующие собственный капитал, включая активы, обязательства и их влияние на величину выручки в результате осуществления этих операций. Подобные хозяйственные операции должны быть отражены отдельно от долговых соглашений в разделе долговых обязательств.
В отношении раздела собственного капитала предприятие должно отражать следующую информацию [9]:
1) объекты собственного капитала, определенные по МСФО в соответствующем разделе отчета о финансовом положении;
2) изменения в величине собственного капитала в отчете об изменениях капитала;
3) денежные потоки, затрагивающие собственный капитал в разделе финансовой деятельности отчета о движении денежных средств.
Таким образом, классификацию объектов учета по видам деятельности для отражения в отчетности можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).
┌──────────────────────────┐
│ Деятельность предприятия │
└───┬──────────────────┬───┘
┌─────────────────────┴────┐ ┌────┴──────────────────────┐
│Хозяйственная деятельность│ │ Финансовая деятельность │
└────┬────────────────┬────┘ └────┬──────────────────┬───┘
┌──────┴─────┐ ┌───────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌────────┴───────┐
│Операционная│ │Инвестиционная│ │ Долговые │ │ Собственный │
│ │ │ │ │ обязательства │ │ капитал │
└──────┬─────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘
┌──────────┴─────┐
│ Операционное │
│ финансирование │
└────────────────┘
Рисунок 3 - Типовые статьи форм финансовой отчетности [7]
Следует заметить, что в рабочей версии проекта положения указаны еще несколько разделов, которые должны быть представлены в отчетности [18]:
1) налог на прибыль;
2) операции по прекращаемой деятельности;
3) операции, охватывающие несколько разделов (обычно это операции, связанные с приобретением и продажей других коммерческих организаций) [8].
Несмотря на подробные определения в дискуссионном документе, специалисты из PwC, которые составили руководство по рабочей версии с профессиональными комментариями, заметили, что потребуются вспомогательные рекомендации по включению активов или обязательств в определенную категорию [5]. Кроме того, по их мнению, предприятия должны обосновывать классификацию объектов по категориям и подкатегориям в приложениях к отчетности. Таким образом, структура финансовой отчетности существенно изменится при принятии положения.
На основе рассмотренных принципов подготовки отчетности и предложений по распределению объектов учета по видам деятельности в проекте также была предложена общая структура (рис. 4) [4], которую необходимо будет применять для составления отчета о финансовом положении, отчета о совокупном доходе и отчета о движении денежных средств в форме секций, категорий и подкатегорий. В финансовых отчетах связанная информация будет отражаться в одинаковых категориях в каждом отчете так, чтобы данные могли быть легко взаимоувязаны.
Советы полагают, что скорректированный формат позволит пользователям отчетности лучше понять результаты деятельности предприятия благодаря разделению информации о финансовом положении, изменениях в финансовом положении и денежных потоках как в основной, так и в прочих видах деятельности.
Следует подчеркнуть, что инвесторам необходима своевременная, прозрачная и сравнимая финансовая отчетность, так как при принятии решений они предпочитают значимость полноте.
Отчет о финансовом положении |
Отчет о совокупном доходе |
Отчет о движении денежных средств |
Хозяйственная деятельность |
||
Операционная деятельность |
Операционная деятельность |
Операционная деятельность |
Операционное финансирование |
Операционное финансирование |
|
Инвестиционная деятельность |
Инвестиционная деятельность |
Инвестиционная деятельность |
Финансовая деятельность |
Финансовая деятельность |
Финансовая деятельность |
Долговые обязательства |
Долговые обязательства |
|
Собственный капитал |
||
Операции, охватывающие несколько разделов |
Операции, охватывающие несколько разделов |
|
Налог на прибыль |
Налог на прибыль |
Налог на прибыль |
Операции по прекращаемой деятельности |
Операции по прекращаемой деятельности (после налогообложения) |
Операции по прекращаемой деятельности |
Прочий совокупный доход (после налогообложения) |
Рисунок 4 - Структура основных форм финансовой отчетности [4]
Как постановил CFA Institute в 1993 г., аналитикам требуется знать экономическую реальность - что на самом деле происходит - так подробно, как это может быть представлено только данными бухгалтерского учета. Финансовая отчетность, которая не отражает экономической действительности, подрывает деятельность, направленную на принятие решений в инвестиционной сфере [3]. В качестве резюме проведенного исследования можно выделить основные отличия разрабатываемой модели отчетности от существующей, а также те изменения в процессе составления отчетности, которые неизбежно возникнут [18].
Наиболее радикальные последствия повлечет за собой принцип связанности, который изменит существующую структуру финансовой отчетности. Если в настоящее время установление взаимосвязи между показателями трех базовых форм отчетности является довольно сложной задачей, то в будущем будет возможно легко проследить денежные потоки, связанные с конкретным видом деятельности, финансовые результаты и их влияние на финансовое положение компании. Очевидно, что данный принцип находит слабую поддержку среди составителей отчетности, так как это значительно усложнит обработку данных и увеличит трудовые затраты на подготовку отчетности.
Следующее ключевое отличие наблюдается непосредственно в классификации видов деятельности. Для реализации принципа связанности на практике бухгалтерам придется подробно рассматривать каждую хозяйственную операцию отдельно для определения их влияния на финансовые результаты и капитал компании [2]. Введение новой подкатегории - операционное финансирование - и разделение уже привычной категории финансовой деятельности добавляют особую сложность. Предложенное "дробление" значительно отличается от существующей классификации высоким уровнем детализации, что напрямую связано со вторым базовым принципом [18].
Рассматривая принцип детализации, следует упомянуть, что относительно недавние изменения в российских формах отчетности повлекли уменьшение степени детализации и, как следствие, аналитичности информации. Таким образом, при будущем внедрении стандарта в России специалисты столкнутся с еще большими сложностями в подробном представлении финансовой информации, чем западные коллеги [8].
Приведенные отличия ясно показывают, что при разработке стандарта Советы руководствовались главной целью финансовой отчетности - предоставить пользователям базу для принятия управленческих решений. Несмотря на трудности, с которыми столкнутся составители отчетности, эти нововведения, во-первых, повысят достоверность информации о предприятии и, во-вторых, помогут пользователям, не обладающим профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета, глубже вникать в данные финансовой отчетности.