Файл: Объекты коммерческой деятельности в торговле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При классификации товаров следует различать два основных её вида: товароведную и маркетинговую. Для нас представляет интерес товароведная классификация. Рассмотрим её подробнее.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной − назначение. По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

  • потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;
  • товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;
  • оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы. Класс товаров ‒ множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные. Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. [9]Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением. К другим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара. Например, сапоги, ботинки, туфли и т.д.

Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку конструкции верха обуви, материал верха. Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией.


1.3. Ассортимент − ключевая товарная характеристика: свойства, показатели

Товары обладают четырьмя основополагающими для товароведческой деятельности характеристиками: ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной. Для изучения товара в качестве объекта коммерческого деятельности для дальнейшего исследования целесообразно будет сделать акцент на такой товарной характеристике как ассортимент. Изучение ассортимента представляет первостепенную задачу для успешной деятельности торгового предприятия.

Ассортимент товаров ‒ набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков. (ГОСТ Р 51303–13). [10]Ассортимент товарной группы разновидности товаров с подразделением на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.

В зависимости от различных факторов ассортимент может иметь несколько видов:[11]

  • простой товарный ассортимент (виды товаров отличаются по одному-двум признакам);
  • сложный товарный ассортимент (товары представлены разнообразными видами, которые характеризуются тремя и более свойствами);
  • укрупненный товарный ассортимент (наличие нескольких товарных групп, товары в которых объединены по каким-либо свойствам);
  • развернутый товарный ассортимент (товар представлен большим количеством различных товарных групп, подгрупп и видов).

Номенклатура свойств и показателей ассортимента представлена в Приложении 1. В параграфе дадим более подробную характеристику основным свойствам и показателям.

Широта ассортимента − количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Действительная широта (Шд) − фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д). Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное.

Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.


Общая широта — совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Так, общая широта в гипермаркете «Ашан» составляет единовременно 45 000 ассортиментных единиц, относящихся к 40 группам, а в течение года до 80 000 ассортиментных единиц. В супермаркетах общая широта в течение года колеблется в пределах 30–50 тыс. ассортиментных единиц.

Сокращение ассортимента наполовину повышает производительность на 30 %, сокращает издержки на 17 % и существенно снижет точку безубыточности. В большинстве случаев с увеличением ассортимента и издержки увеличиваются — обычно на 20–35Q% на единицу товара при удвоении ассортимента. Однако чрезмерное сокращение ассортимента может привести к резкому снижению продаж, так как узкий ассортимент не будет удовлетворять потребителей.

Полнота ассортимента_— способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. [12]Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому. Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый_— регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Глубина ассортимента − общее количество товарных позиций внутри каждой товарной категории в ассортименте, т.е. количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций ‒ одна из них. Действительная глубина (Глд) − количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Глб) ‒ количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения. [13]Коэффициент глубины (Кгл) − отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Оптимальная глубина ассортимента для разных групп товаров разная и определяется на основе анализа объемов продаж. Например, для гипермаркета по группе замороженные продукты максимальные продажи достигается при глубине 90–100 позиций. Широта и глубина ассортимента должны соответствовать принятой ассортиментной политике, которая ориентирована на требования конкретного сегмента (сегментов) рынка.


Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте, но это требует вложения дополнительных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен, что увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.

Устойчивость ассортимента ‒ способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости (Ку) Q— отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Новизна (обновление) ассортимента − способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. [14]Новизна характеризуется действительным обновлением ‒ количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Существует зависимость товарооборота от показателей широты, степени его гармоничности, устойчивости. Например, ежемесячное обновление ассортимента на 7–10% приводит к соответствующему росту товарооборота на 5–10 %.

Структура ассортимента товаров − соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТР 51303–13). Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Структура ассортимента может выражаться как в натуральных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности (Кр) ‒ средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.


Гармоничность ассортимента − свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования. [15]Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности (Кгар), который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров в той же организации.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАТРОСКИН»)

2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Матроскин»

Сеть магазинов «Матроскин» (ООО «Матроскин») существует на рынке детской одежды с 2001 года. С первых дней её основания основная цель компании ‒ это низкие цены, качественные товары и обслуживание покупателя на самом высоком уровне. На сегодняшний день ООО «Матроскин» насчитывает четыре розничных магазина в г. Москва. Кампания реализует широкий ассортимент одежды для мальчиков и девочек. Подробнее товарный ассортимент будет рассмотрен в параграфе 2.3. В настоящем параграфе остановимся на организационной и экономической характеристике магазинов сети.

Произведём анализ организационной структуры ООО «Матроскин». Главным управляющим магазина является генеральный директор. Он организовал сеть магазинов детской одежды. В его подчинении находится все линейные и функциональные руководители. Рассмотрим поподробнее магазин «Матроскин».

Ключевая роль в магазине принадлежит директору. В подчинении у директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента.