Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Объекты и субъекты коммерческой деятельности
1.2. Товар как основной объект коммерческой деятельности в торговле: понятие и классификация товаров
1.3. Ассортимент − ключевая товарная характеристика: свойства, показатели
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАТРОСКИН»)
2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Матроскин»
2.2.Анализ товарного ассортимента ООО «Матроскин»
2.3.Направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
Также в подчинении у директора магазина находится специалист по кадрам. Он занимается обеспечением магазина кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовка их к работе на руководящих должностях, отправляет на тренинги. Изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины и др.
Как и на любом другом предприятии за учетом поступления финансовых средств, оплатой счетов, начислением заработной платы и сдачей отчетов занимается главный бухгалтер. В его подчинении находится специалист бухгалтер.
В подчинении у управляющего находятся продавцы-консультанты и кассиры. Продавцы-консультанты ведут работу с покупателями, общаются с ними, помогают определиться с выбором одежды, рассказывают о ее свойствах и предназначении, оформляют документы на продажу за наличный расчет, провожают покупателей на кассу. Кассиры, затем, пробивают чек на оплату товара. Кроме того, в подчинении управляющего находится вспомогательные персонал: уборщицы, грузчики. Схему данной организационной структуры можно изобразить следующим образом (рис. 1):
Генеральный директор
Главный бухгалтер
Специалист по кадрам
Управляющий магазином
Бухгалтер
Продавцы-консультанты
Кассиры
Вспомогательный персонал
Рисунок 1. Схема организационной структуры управления магазина «Матроскин»
Данную организационную структуру можно отнести к линейно-функциональной структуре управления. Плюсом данной формы управления является качественное разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжение и принимать решения при участии и помощи функциональных работников.
Минусом в такой организационной структуре управления является постоянная необходимость в согласовании принимаемых решений, что вызывается решением производственных задач, обусловленных новыми целями функционирования и требующих определенных знаний. Это приводит к замедлению сроков реализации товара, что ведет к росту управленческих расходов. Также к минусу в данной сфере труда можно отнести и продолжительность рабочего дня, он составляет 12, а иногда 10 часов. При этом в неделю получается пять рабочих дня и два выходных.
Рассмотрев общую характеристику торговой сети «Матроскин», произведём анализ основных экономических показателей одного из её магазинов. Показатели представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Анализ основных экономических показателей магазина «Матроскин» за 2015 - 2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
||
Базисный год |
Предыдущий год |
Базисный год |
Предыдущий год |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
10507,0 |
1106,0 |
12596,0 |
+2089,0 |
+ 1490,0 |
119,8 |
113,4 |
Валовой доход, тыс. руб. |
3012,0 |
4484,0 |
3961,0 |
+949,0 |
+ 477,0 |
131,5 |
113,7 |
Уровень валового дохода к товарообороту, % |
28,66 |
31,37 |
31,44 |
+2,78 |
+0,07 |
109,7 |
100,2 |
Продолжение Таблицы 1
Себестоимость реализованных |
7531,0 |
7622,0 |
8635,0 |
+1104,0 |
+ 1013,0 |
114,6 |
113,3 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
1598,0 |
1699,0 |
1965,0 |
+367 |
+266,0 |
122,9 |
115,6 |
Издержки обращения к товарообороту,% |
15,2 |
15,3 |
15,6 |
+0,4 |
+0,3 |
102,6 |
102,3 |
Численность работников, чел. |
22 |
22 |
25 |
+3 |
+3 |
+3 |
113,6 |
ФОТ, тыс. руб. |
1171,0 |
1188,0 |
1380,0 |
+209,0 |
+ 192 |
117,8 |
116,2 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
175,2 |
179,1 |
174,9 |
- 0,3 |
- 4,2 |
99,8 |
97,6 |
Рентабельность продаж, % |
16,0 |
16,1 |
15,9 |
- 0,1 |
- 0,2 |
99,3 |
98,8 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1711,0 |
1785,0 |
1996,0 |
+285,0 |
+211,0 |
116,6 |
111,8 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
403,0 |
428,0 |
479,0 |
+76 |
151,0 |
118,8 |
111,9 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1308,0 |
1357,0 |
1517,0 |
+ 160,0 |
+209,0 |
115,9 |
111,8 |
По результатам проведённого анализа наблюдается положительная динамика практически по всем показателям, кроме рентабельности продаж. Рентабельность продаж в 2017 году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 1,2 %. Товарооборот в период с 2015-2017 гг. увеличился на 2089 тыс. руб., валовой доход – на 949 тыс. руб., прибыль от продаж – на 211 тыс. руб., чистая прибыль – на 285 тыс. руб.
В то же время отрицательным моментом является увеличение в 2017 году себестоимости товаров – на 1013 тыс. руб. и издержек обращения – на 266 тыс. руб. по сравнению с 2016 г. Таким образом, с 2012 года наблюдается значительный рост себестоимости и издержек обращения. Себестоимость товарной продукции в процентном отношении в период с 2015 по 2017 год увеличилась на 13,3 %, издержки увеличились на 15,6 %. Увеличение издержек обращения с одной стороны может быть связано с неэффективной работой торгового предприятия, а также с увеличением численности персонала в 2017 году.
Фонд оплаты труда с 2015 по 2017 год в процентном соотношении увеличился на 16,2 %. Увеличение фонда оплаты труда связано с увеличением численности персонала. Несмотря на увеличение численности персонала, наблюдается отрицательная динамика в отношении производительности труда. В 2017 году по сравнению с 2016 годом производительность труда снизилась на 4,2 %.
На основе проведённого анализа экономических показателей за 2015-2017 гг. можно сделать вывод о том, что ряд показателей характеризуется отрицательной динамикой, что говорит об определённых проблемах в деятельности организации.
2.2.Анализ товарного ассортимента ООО «Матроскин»
Для того чтобы сделать вывод о том, насколько результат деятельности предприятия эффективен, необходимо проанализировать ассортиментную политику компании, которая предлагает своим покупателям широкий ассортимент товаров, в который входит 5 товарных групп (детская одежда для мальчиков; детская одежда для девочек; обувь; игрушки; аксессуары), которые содержат в себе 36 товарных подгрупп (верхняя одежда для мальчиков; джинсы / брюки для мальчиков; спортивные костюмы для мальчиков; футболки для мальчиков; кофты для мальчиков; головные уборы для мальчиков; верхняя одежда для девочек и т. д.).
Стремясь увеличить прибыль, руководитель ООО «Матроскин» включает в свой ассортимент как можно больше разновидностей товара, тем самым увеличивая его ширину и глубину. Но необходимо помнить, что перенасыщение ассортимента может привести к снижению общей прибыли, так как покупатель теряется при большом выборе товара, а иногда товары могут конкурировать между собой. В связи с этим данные о сбыте и прибыли могут указать на те товары, которые, возможно, стоит исключить из ассортимента из-за их малой доли в объеме реализации. Поэтому нами был проведен анализ показателей ассортимента и ABC-анализ ассортимента розничной сети «Матроскин».
Суть ABC-анализа в том, что мы можем определить вклад конкретного товара в общий результат деятельности предприятия. Для более конкретных результатов и выводов, необходимо проанализировать стабильность и предсказуемость продаж каждого товара, то есть провести XYZ-анализ. Он поможет сделать выводы о том, настолько стабильны продажи на предприятии, узнать какие есть отклонения и классифицировать товары в зависимости от равномерности продаж или покупок. Но этих расчетов не достаточно, чтобы сделать качественные выводы, поэтому был проведен ABC-анализ совместно с XYZ-анализом (анализируемый период – 2017 год). Объединим результаты XYZ-анализа и ABC-анализа в форме матрицы, состоящей из девяти категорий (таблица 2).
Таблица 2
Совмещенный ABC-анализ и XYZ-анализ ассортимента предприятий ООО «Матроскин», 2017 год
AX |
AY |
AZ |
Джинсы/ брюки для мальчиков; джинсыбрюки для девочек; настольные игры; резинки для волос. |
Спортивные костюмы для мальчиков; верхняя одежда для мальчиков; кофты для мальчиков; верхняя одежда для девочек; платья; спортивные костюмы для девочек; футболки для девочек; кофты для девочек; электрические игрушки. |
Футболки для мальчиков; обувь осень/весна; спортивная обувь |
BX |
BY |
BZ |
Куклы. |
Рубашки для мальчиков; юбки. |
Шорты для мальчиков; головные уборы для девочек; шорты для девочек; колготки для девочек; зимняя обувь; летняя обувь; заколки для волос. |
CX |
CY |
CZ |
Тапочки; модельные игрушки. |
Прочее. |
Головные уборы для мальчиков; колготки для мальчиков; носки для мальчиков; блузки для девочек; гольфы для девочек; носки для девочек. |
По результатам совмещенного ABC-XYZ-анализа товары, попавшие в группу «AX» «BX» характеризуются стабильностью спроса и высоким товаро-оборотом. Для этого предприятию необходимо обеспечивать их постоянное наличие.
Товары, которые вошли в группу «AY» и «BY» в отличие от товаров группы «AX» требуют формирования дополнительного (страхового) запаса, так как их потребление нестабильно. Для товаров, вошедших в группы «AZ» и «BZ», необходимо повысить периодичность контроля, так как при высоком и среднем товарообороте данные товары отличаются низкой прогнозируемостью спроса.
При низком уровне дохода запас группы товары «CX» необходимо сократить до минимума при стабильном потреблении. Товары, попавшие в группу «CY» и «CZ» с низким уровнем дохода и случайным потреблением можно выводить из ассортимента предприятия, а другую часть постоянно контролировать, так как товары из этих групп образуют неликвиды, от которых предприятие несет убытки.
Для более глубокого исследования был проведен анализ рентабельности продаж данного предприятия. Рентабельность продаж используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, которые имеют относительно небольшие величины основных средств и собственного капитала.
Оценка рентабельности продаж позволяет более объективно взглянуть на состояние предприятия. Данный показатель характеризует важнейший аспект деятельности компании – реализацию основной продукции. Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
Результат анализа рентабельности продаж всех предприятий ООО «Матроскин» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика показателей рентабельности продаж предприятий ООО «Матроскин», 2017 год (в процентах)
Из графика видно, что с января месяца по май динамика продаж увеличилась на 3,64%. Причиной такого изменения послужил рост объема продаж некоторых товарных категорий, например, джинсы для мальчиков и девочек, платья, летняя обувь, футболки и прочее. Далее с июня по июль наблюдается снижение показателя на 1,33%, оно может быть вызвано падением объема продаж таких товаров как: верхняя одежда, летняя обувь, спортивные костюмы.
С июля по сентябрь наблюдается повышение показателя на рентабельности, этому может послужить увеличение объема продаж таких товаров как: спортивные костюмы, обувь осень/весна, гольфы. В октябре показатель подает на 1,03% из-за уменьшения объема продаж спортивных костюмы, платья и т. д. После октября показатель повышается на 1,18% в связи с увеличением объема продаж верхней одежды, джинсов и брюк, зимней обуви, кофт и т. д. Предприятия ООО «Матроскин» наиболее рентабельны в сентябре месяце (50,12%), в ноябре (50,75%) и декабре (51,08%).
Далее мы рассчитали отклонение спроса и предложения на товары предприятий ООО «Матроскин» результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Отклонение показателей объема спроса на товары предприятий ООО «Матроскин», 2017 год