Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Объекты и субъекты коммерческой деятельности
1.2. Товар как основной объект коммерческой деятельности в торговле: понятие и классификация товаров
1.3. Ассортимент − ключевая товарная характеристика: свойства, показатели
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАТРОСКИН»)
2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Матроскин»
2.2.Анализ товарного ассортимента ООО «Матроскин»
2.3.Направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, то есть проходит стадию обмена. В связи с этим основным инструментом хозяйствования торгового предприятия выступает коммерция. Понятие «коммерция» происходит от латинского commercium, что в переводе означает торговля, торговые операции.
Коммерческой деятельности свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время она характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. Таким образом, коммерческая деятельность связана с торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Коммерческими действиями можно признать все покупки товаров, совершаемые или в целях их последующей продажи в том же виде, или после их обработки и доведения до необходимых свойств, кондиций и качества, или даже просто в целях сдачи их в аренду, напрокат.
Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар и получая за это денежную выручку. Конечный продукт коммерческой деятельности, реализуемый потребителю в виде товара, может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.
Товар является объектом коммерческой деятельности и одной из её главных категорий, что обуславливает актуальность изучения характеристик товаров для коммерсантов и товароведов.
Цель исследования ‒ изучить особенности объектов коммерческой деятельности в торговле. В связи с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие объектов и субъектов в коммерческой деятельности;
- рассмотреть товар как основной объект коммерческой деятельности;
- рассмотреть свойства и показатели ассортимента товаров;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятия (ООО «Матроскин»);
- произвести анализ ассортимента ООО «Матроскин»
- определить направления совершенствования ассортиментной политики торгового предприятия.
Предметом исследования являются объекты коммерческой деятельности, в частности товары и товарный ассортимент.
Объектом исследования выступает ООО «Матроскин».
В работе были использованы такие методы как теоретический научный методы, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совмещенный ABC-XYZ-анализ, анализ рентабельности, массовый опрос.
Структура работы включает в себя две главы, в каждой из которых по три параграфа, введение, заключение, список использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению теоретических представлений об объектах коммерческой деятельности.
Вторая глава носит практический характер и посвящена анализу товарного ассортимента торгового предприятия.
В заключении представлены основные выводы по работе. В список использованной литературы входит 15 наименований.
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Объекты и субъекты коммерческой деятельности
В настоящем параграфе рассмотрим такие категории коммерческой деятельности как объекты и субъекты.
Основным объектом коммерческой деятельности является товар (услуга), при этом ее эффективность зависит от того, в какой степени наборы товаров (услуг), предлагаемых потребителям, будут соответствовать их потребностям. Товар в качестве объекта коммерческой деятельности является произведенный для реализации продуктом труда. Товарами могут быть любые вещи, не ограниченные в обороте, свободно отчуждаемые и переходящие от производителя к потребителям по договору купли-продажи. [1]
Товары классифицируются в соответствии с целями, по которым они приобретаются на:
- товар народного потребления (рынки b-2-с), предназначенные для реализации населению в целях личного использования, но не связанного с коммерческой деятельностью;
- товар производственного назначения (рынки b-2-b), предназначенные для продажи предприятиям для их использования при ведении хозяйственной деятельности (топливо, сырье, технологическое оборудование, машины, строительная техника и др.)
Второй составляющей коммерческой деятельности считаются услуги, являющиеся результатами непосредственного взаимодействия исполнителей и потребителей, а также деятельности исполнителей в процессе удовлетворения потребностей потребителей. Услуги, которые оказываются населению, в соответствии с функциональным назначением подразделяются:
- материальная услуга, удовлетворяющая материальные и бытовые потребности общества, обеспечивающие восстановление, изменение или сохранение потребительского свойства товара (перемещение груза, человека, условия для потребления, услуги по ремонту и изготовлению, общественное питание и др.).
- социально-культурная услуга, которая удовлетворяет духовно-интеллектуальные потребности и способна поддержать нормальную жизнедеятельность покупателя. [2]Эти услуги обеспечивают духовное и физическое развитие, повышают профессиональное мастерство, поддерживают и восстанавливают здоровье личности (культура, медицина, туризм, образование и др.).
Перейдём к понятию субъектов коммерческой деятельности. Практикой коммерческой деятельности выделяются две группы субъектов: оптовая торговля, розница. Оптовая торговля включает в себя торговлю продукцией с дальнейшей ее перепродажей или использованием в профессиональной сфере. Оптовая торговля представлена оптовыми торговыми компаниями, которые осуществляют куплю-продажу продукции для последующей перепродажи, а также оказывают услуги в сфере организации оптового товарооборота
Существует 2 вида организаций сферы оптовой торговли: Крупные оптовые структуры на общенациональном (федеральном) уровне, необходимые для обеспечения оптового оборота больших партий покупателям всей территории или по нескольким регионам государства.
Это также могут быть самостоятельные оптовые организации, крупнейшие структуры розницы или их объединения, компании сферы переработки. Оптовые организации регионального уровня, составляющие основу национальной торговой системы опта и образующие ее внутреннюю основу.
Второй группой субъектов коммерческой деятельности являются предприятия розничной торговли. [3]Розничная торговля включает в себя торговлю товарами (оказание услуг) потребителю с целью личного, семейного или домашнего использования, но не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров. Розничная сеть − это совокупность огромного количества розничных торговых компаний, которые располагаются на конкретной территории или находятся под общим управлением.
1.2. Товар как основной объект коммерческой деятельности в торговле: понятие и классификация товаров
В коммерческой деятельности коммерческие процессы связаны с товаром, который и выступает как основной предмет купли-продажи. Во всем многообразии объектов коммерции главенствующую роль играют товары.
«Товар – продукт, то есть результат человеческой или природной деятельности, и услуга, то есть целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги). Если нет хотя бы одного из двух названных признаков (полезность и возможность обмена на деньги), то ни продукт, ни услуга не относятся к классу товара. [4]Если продукт не имеет полезных свойств, он никому не нужен. Например, создан самолет, который из-за ошибок в технологии не может летать. Он может быть продан как железный лом, но это уже качественно другой товар. Если продукт или действие не обмениваются на деньги, то их тоже нельзя назвать товарами. Например, человек сам носит изготовленное им платье.
При изучении товаров в качестве объекта коммерческой деятельности большое внимание уделяется таким категориям как классификация и ассортимент товара. В параграфах 1.2. и 1.3. рассмотрим эти категории подробнее.
Одной из важнейших задач современного товароведения является научная классификация товаров. Классификация – это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам. Без классификации невозможно развитие науки товароведения и торговой практики. Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов, совершенствования системы стандартизации товаров. Размещение товаров на складах происходит также согласно классификации. Классификация требуется и при сертификации продукции.
Классификация товаров в современных условиях должна отвечать следующим требованиям: [5]
- гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;
- гибкость классификации, сущность которой заключается в том, чтобы в перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые наименования, не нарушая общей системы классификации, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;
- способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;
- нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения; содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товара.
Классификация всегда осуществляется по определённым признакам. Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков использовано назначение. При маркетинговой или рыночной классификации товаров ведущим следует считать их сегментное назначение. Основными признаками классификации товаров являются:
1. Единство технологических процессов ее производства. При этом к одной классификационной группировке можно отнести различные по внешнему виду и назначению товары;
2. Направление (или цель) использования товаров. По этому признаку они подразделяются на товары производственно-технического назначения и товары широкого потребления.
3. Физико-химические свойства. Товары могут классифицироваться по форме, габаритным размерам. В ряде случаев целесообразно деление материалов на твердые, жидкие, сыпучие или газообразные.
Различают два метода классификации: иерархический; фасетный. Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. [6]Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.
Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. [7]Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков – ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.
Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette, грань отшлифованного камня. Действительно, каждая грань существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу.[8]