Файл: Социально-психологический климат организации (Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации

1.1.1 Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»

1.1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации

1.2 Стиль руководства как предмет психологического исследования

1.3 Теоретическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стилей руководства в организации

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Организация и содержание исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования

2.3. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Характеристика руководителя глазами подчиненных следующая: по всем параметрам сотрудники производственного отдела оценили своих руководителей выше, чем сотрудники отдела доставки и установки.

Это свидетельствует о том, что в производственном отделе совместимость подчиненных с руководителем выше, чем в отделе доставки и установки; их отношения, с точки зрения сотрудников, складываются достаточно благоприятно. А это значит, что профессиональное мастерство руководителя производственного отдела, его чуткость и доброта, внимание и человечность, а также его умение взаимодействовать с подчиненными выше, чем у руководителя отдела доставки и установки.

Исходя из выводов эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации для гармонизации социально-психологического климата в коллективе, выполнение которых будет способствовать установлению духа коллективизма, семейственности и корпоративности в организации и обязательно приведет к установлению прямого и честного общения как руководителей с подчиненными, так и сотрудников между собой, в том числе и между различными подразделениями организации. Данные рекомендации представлены в Приложении В (см.Приложение В).

Выводы по главе 2

Проведя эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стилей руководства в организации, мы сделали ряд выводов. Руководитель отдела доставки и установке предпочитает в своём руководстве авторитарный стиль, а руководитель производственного отдела – демократический. Оценка сотрудниками организации социально-психологического климата коллектива такова: большинство сотрудников производственного отдела оценивают климат как благоприятный, а в отделе доставки и установки большинство сотрудников оценивают социально-психологический климат как неблагоприятный. Характеристика руководитель глазами подчиненных следующая: есть различия в отношении подчиненных разных отделов к своим руководителям: по всем параметрам сотрудники производственного отдела оценили своих руководителей выше, чем сотрудники отдела доставки и установки. Существуют отрицательные статистически значимые взаимосвязи между характером социально-психологического климата, эмоциональностью, требовательностью, справедливостью руководителя, а также общим показателем совместимости руководителя и подчиненных и стилем руководства в организации.

Таким образом, гипотеза исследования – социально-психологический климат в организации зависит от умения руководителя взаимодействовать с подчинёнными – нашла свое подтверждение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание индивидом закономерностей и причин своего поведения может кардинально изменить его отношение к ситуациям на производстве. При этом понимание возможного разнообразия методов и способов управления, применение своих управленческих способностей делает руководителя организации свободным, а его деятельность более эффективной и успешной. Следовательно, управленческие способности связаны с методами и приёмами, посредствам которых руководитель мотивирует сотрудников к выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей и затем контролирует результаты выполненной работы. Тем самым данные способности могут быть некой характеристикой эффективности деятельности руководителя, качеством его деятельности, а также способностью создавать в коллективе благоприятные условия для здорового психологического климата персонала, что в результате порождает определённые нормы поведения и взаимоотношений.

Формирование здорового социально-психологического климата в организации является одной из важнейших задач руководства организаций. В изучении психологического климата необходимо рассмотреть факторы, способствующие в той или иной мере влиять на сам психологический климат в коллективе. При этом ведущую роль среди всех факторов формирования психологического климата коллектива играет комплекс функций, которые выполняет сам руководитель, то есть его стиль руководства.

В связи с поставленной гипотезой данной работы былᴏ праведенᴏ эмпирические исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стилей руководства в коллективе. В данном исследовании принимали участие 90 человек.

Эмпирическое исследование позволило сделать выводы что существуют различия в сложившимся социально-психологическом климате между отделами, руководители которых пользуются разными стилями управления. Также существуют различия в отношениях между руководителями и подчинёнными.

С помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена были выявлены отрицательные статистически значимые взаимосвязи между характером социально-психологического климата в коллективе, эмоциональностью, требовательностью, справедливостью руководителя, общим показателем совместимости руководителя и подчиненных и стилем руководства. Это свидетельствует о том, что ранее выдвинутая гипотеза успешно подтвердилась.


В целом считаем, что исследование прошло успешно, так как все задачи были выполнены и цель достигнута. В дальнейшем планируем более глубже изучать психологический климат в организациях с целью разработки психокоррекционных программ по данной проблеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует // Альпина Паблишер; 2015 - 264 с.
  2. Адизес И.К. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей // Альпина Паблишер; 2014 - 259 с.
  3. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления / Феникс, 2001. – 512 с.
  4. Аникеева Н. Психологический климат в коллективе / Просвещение; 1989. - 224 с.
  5. Аникеева Н. Психологический климат в коллективе // Просвещение / Библиотека заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе; 2005 - 224 с.
  6. Богач А., Новикова Г. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций / БХВ-Петербург / Серия: Фактор роста; 2015 - 224 с.
  7. Бояцис Р., МакКи Э. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Альпина Паблишер; 2015 - 304 с.
  8. Бураканова Г. Лидерство: имиджевые характеристики, оценка деятельности / LAP Lambert Academic Publishing; 2014 - 200 с.
  9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристь. 2001. – 496 с.
  10. Верещагина Л. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности / Гуманитарный центр; 2017. – 232 с.
  11. Вильчинская-Бутенко М.Э. Мероприятия корпоративного досуга как средство приобщения персонала к организационным ценностям // Вестник Челябинской государственного Академии культуры и искусств. 2013. № 3 (35). – С. 163-169.
  12. Волкова Н. Первичная адаптация персонала к организационной культуре / LAP Lambert Academic Publishing; 2014 - 196 с.
  13. Горчакова В. Эффективный персонал. Золотая рыбка не может быть на посылках / Феникс; 2010 - 256 с.
  14. Гоулмен Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Альпина Паблишер; 2015 - 301 с.
  15. Дрогобыцкий И. Организационное управление / LAP Lambert Academic Publishing; 2012 - 368 с.
  16. Дубровская Е. Этика бизнеса как фактор современного стиля управления / LAP Lambert Academic Publishing; 2013 - 188 с.
  17. Карелин А. А. Психологические тесты. – М.: Гуманит. Изд. Центр "Владос", 2002. – т.2 – 248 с.
  18. Кабаченко Т. Психология управления / Педагогическое общество России; 2001/ - 384 c.
  19. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. - 584 с.
  20. Кирхлер Э., Родлер К. Управление в организациях / Гуманитарный центр; 2014. - 124 с.
  21. Кочеткова А., Кочетков П. Прикладная психология управления. Учебник и практикум / Юрайт; 2017. – 438 с.
  22. Марасанов Г.И. Психолог в организации / Когито центр; 2002. – 86с.
  23. Машков В.Н. Психология управления / СПб., 2002. – 256 с.
  24. МакКи Э., Бояцис Р. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Альпина Паблишер; 2015. – 304 с.
  25. Мелия М. Бизнес - это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека / Альпина Паблишер; 2015 - 560 с.
  26. Неретин А. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / Бибком; 2012. - 320 с.
  27. Организационная культура в представлениях менеджеров / LAP Lambert Academic Publishing; 2013. – 100 с.
  28. Островский Э. Психология управления / Инфра-М, Вузовский учебник; 2009. - 258 с.
  29. Основы психологии: Практикум / Феникс; 2002. - 704 с.
  30. Оуэн Д. Как оказывать влияние. Новый стиль управления / Претекст ; 2011 -280 с.
  31. Папкова О.В. Деловые коммуникации. М.: ИНФРА-М, 2014. – 160с.
  32. Первичная адаптация персонала к организационной культуре / LAP Lambert Academic Publishing; 2014. - 196 с.
  33. Психология управления персоналом. Учебник / Юрайт; 2015. - 350с.
  34. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – 624 с.
  35. Психология управления человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко // Питер, 2003. – 400 с.
  36. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285 с.
  37. Райгородский Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Издательский Дом «Бахрах-М.», 2005. - 768 с.
  38. Розанова В.А. Психология управления. – М.: ЗАО "Бизнес – школа" Интел-Синтез. – 2002. – 400 с.
  39. Самыгин С., Руденко А. Психология управления / Феникс; 2016. - 192 с.
  40. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Дашков и К°, 2007. – 200 с.
  41. Симс П., Джордж Б, Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества / Манн, Иванов и Фербер; 2013 - 252 с.
  42. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми / НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с.
  43. Субботин А. Гиперконкуренция и эффективность управления. Анализ экономики стран - лидеров современного мира. Взгляд из России / Либроком; 2014 - 288с.
  44. Урбанович А.А. Психология управления – МН.: Харвест, 2001. – 640 с.
  45. Фридман А. Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных. Регулярный менеджмент для рационального руководителя / Добрая книга; 2015 - 496 с.
  46. Шевченко А. А. Новгородов А.С. Корпоративные мероприятия как один из элементов корпоративной культуры, повышающий лояльность сотрудников // Молодой ученый. 2015. № 13. – С. 471-477.
  47. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации / Издательский дом «Бахрах – М», 2001. – 224 с.
  48. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.
  49. Шпалинский В.В. Психология менеджмента / Изд-во УРАО, 2003. -184 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Сводная таблица результатов тестирования

№ исп.

Гр.

"Оценка стиля управления"

"Оценка социально-психологического климата коллектива"

"Руководитель глазами подчиненных"

Авторит.

Попустит.

Демократ.

А

В

С

Компетентность

Эмоциональность

Требовательность

Итого

1

1

8

11

15

32

6

26

6

4

4

14

2

1

22

27

-5

5

4

5

14

3

1

30

4

26

7

6

5

18

4

1

48

14

34

6

7

5

18

5

1

31

4

27

7

7

5

19

6

1

46

20

26

6

7

4

17

7

1

24

2

22

7

4

5

16

8

1

37

10

27

5

7

4

16

9

1

33

5

28

6

6

4

16

10

1

40

11

29

5

5

5

15

11

1

37

3

34

7

7

4

18

12

1

34

6

28

6

6

4

16

13

1

46

7

39

6

7

4

17

14

1

28

28

0

4

4

6

14

15

1

32

36

-4

6

5

4

15

16

1

41

38

3

5

6

5

16

17

1

28

10

18

6

5

4

15

18

1

44

20

24

7

3

5

15

19

1

27

42

-15

6

4

4

14

20

1

39

11

28

5

5

6

16

21

1

29

8

21

5

4

4

13

22

1

46

30

16

7

4

5

16

23

1

44

12

32

7

6

6

19

24

1

41

20

21

6

5

6

17

25

1

41

10

31

7

4

4

15

26

1

33

44

-11

6

5

4

15

27

1

39

12

27

7

4

4

15

28

1

36

10

26

5

6

5

16

29

1

42

39

3

4

7

6

17

30

1

40

18

22

6

5

4

15

31

1

11

10

1

4

5

5

14

32

1

38

8

30

3

7

3

13

33

1

29

10

19

2

3

1

6

34

1

45

14

31

4

7

2

13

35

1

44

15

29

3

7

3

13

36

1

46

18

28

5

6

2

13

37

1

40

18

22

4

1

1

6

38

1

44

6

38

2

6

1

9

39

1

41

21

20

3

3

1

7

40

1

26

5

21

3

0

1

4

41

1

18

9

9

4

1

2

7

42

1

43

20

23

3

1

2

6

43

1

45

17

28

4

6

1

11

44

1

44

12

32

4

7

3

14

45

1

31

12

19

2

0

0

2

46

1

42

10

32

5

7

1

13

47

1

28

8

20

3

3

0

6

48

1

41

12

29

5

6

1

12

49

1

46

19

27

5

5

1

11

50

1

42

10

32

4

7

1

12

51

1

43

11

32

3

7

1

11

52

1

40

18

22

3

1

2

6

53

1

33

10

23

5

3

2

10

54

1

39

12

27

4

7

1

12

55

1

32

9

23

2

2

2

6

56

1

29

8

21

3

2

1

6

57

1

18

19

-1

3

1

1

5

58

1

26

32

-6

2

1

1

4

59

1

32

21

11

3

2

2

7

60

1

20

8

12

2

1

2

5

4,7

4,6

3,1

12,4

61

2

18

6

5

13

54

-41

6

2

3

11

62

2

33

78

-45

5

4

2

11

63

2

21

64

-43

7

4

3

14

64

2

22

45

-23

4

4

4

12

65

2

18

37

-19

6

2

2

10

66

2

20

20

0

5

3

1

9

67

2

20

14

6

7

1

3

11

68

2

18

39

-21

4

3

1

8

69

2

25

54

-29

5

0

2

7

70

2

29

67

-38

3

3

2

8

71

2

36

78

-42

4

2

3

9

72

2

28

42

-14

5

0

1

6

73

2

16

39

-23

5

1

3

9

74

2

20

21

-1

3

1

2

6

75

2

29

33

-4

6

1

2

9

76

2

30

28

2

4

4

2

10

77

2

39

32

7

5

2

1

8

78

2

29

30

-1

6

1

1

8

79

2

44

20

24

5

2

1

8

80

2

22

18

4

4

5

3

12

81

2

19

34

-15

4

0

3

7

82

2

33

7

26

6

3

2

11

83

2

39

10

29

5

3

1

9

84

2

11

13

-2

6

1

2

9

85

2

44

42

2

5

2

2

9

86

2

23

28

-5

6

1

1

8

87

2

18

44

-26

5

0

3

8

88

2

19

22

-3

4

1

2

7

89

2

42

10

32

4

3

1

8

90

2

18

5

13

6

1

1

8

5,4

2,1

2,1

9,6


Приложение Б

Расчёт при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Стиль_рук

Климат

Компет.

Эмоцион.

Требов.

Общий

Стиль

рук

Коэффициент корреляции

1,000

-,581**

,093

-,531**

-,289**

-,379**

Знч. (2-сторон)

,000

,386

,000

,006

,000

N

90

90

90

90

90

90

Климат

Коэффициент корреляции

-,581**

1,000

,046

,626**

,050

,391**

Знч. (2-сторон)

,000

,664

,000

,638

,000

N

90

90

90

90

90

90

Компет.

Коэффициент корреляции

,093

,046

1,000

,202

,512**

,661**

Знч. (2-сторон)

,386

,664

,056

,000

,000

N

90

90

90

90

90

90

Эмоцион.

Коэффициент корреляции

-,531**

,626**

,202

1,000

,421**

,799**

Знч. (2-сторон)

,000

,000

,056

,000

,000

N

90

90

90

90

90

90

Требов.

Коэффициент корреляции

-,289**

,050

,512**

,421**

1,000

,800**

Знч. (2-сторон)

,006

,638

,000

,000

,000

N

90

90

90

90

90

90

Общий

Коэффициент корреляции

-,379**

,391**

,661**

,799**

,800**

1,000

Знч. (2-сторон)

,000

,000

,000

,000

,000

N

90

90

90

90

90

90

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).