Файл: Социально-психологический климат организации (Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации

1.1.1 Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»

1.1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации

1.2 Стиль руководства как предмет психологического исследования

1.3 Теоретическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стилей руководства в организации

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Организация и содержание исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования

2.3. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение В

Практические рекомендации

Современный ритм жизни предъявляет к руководителю любой организации новые требования, ведь он выступает гарантом её стабильности. Главный ресурс и богатство организации – кадры. И задача руководителя – создать необходимые условия для того, чтобы не провоцировать деструктивное поведение сотрудников, способное привести к социальному взрыву. Для того чтобы справиться с этой трудной задачей, каждый руководитель должен понимать законы развития организации, владеть теорией управления, технологиями анализа текущей ситуации, уметь предвидеть возможные риски и осложнения, связанные с деятельностью учреждения в современных условиях, и организовывать управленческую деятельность по предотвращению возможных критических ситуаций [1].

При этом оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Положительный психологический климат способствует улучшению экономических показателей деятельности коллектива: росту производительности труда, повышению удовлетворенности трудом членов коллектива, его сплоченности: это важнейшее условие развития творче­ской инициативы. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Поэтому для повышения производительности труда и удовлетворенности людей жизнью руководитель должен всячески заботиться o благоприятном социально-психоло­гическом климате коллектива. Только доброе отношение людей, их улыбки, симпатии и тепло дарят нам ощущение полноты жизни и счастья [24].

На сегодняшний день разработано немало стратегий формирования благоприятного психологического климата, которые включают различные мероприятия:

  • учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочего коллектива. Причем, в зависимости от целей деятельности следует сочетать людей с разными типами поведения;
  • оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодические аттестации руководящих кадров;
  • необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
  • следует следить за тем, чтобы в организации не было как лишних вакансий, так и лишних сотрудников. И недостаток, и избыток сотрудников нередко ведет к неустойчивости коллектива, так как появляется благодатная почва для возникновения напряженности в отношениях и, как следствие, конфликтных ситуаций, обусловленных желанием нескольких сотрудников занять вакантное место и получить продвижение по карьерной лестнице или, наоборот, с возникновением неравномерности трудовой нагрузки при наличии лишних рабочих рук;
  • опора в работе на наиболее авторитетных, активных членов коллектива (неформальных лидеров), пользующихся доверием персонала;
  • управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, группового мнения и настроения);
  • применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, применение социально-психологических тренингов, деловых игр, метода убеждения и т.п.);
  • предупреждение и разрешение межличностных конфликтов [40].

Среди эффективных социально-психологических методов создания благоприятного климата в коллективе на сегодняшний день выделяются следующие:

  • Телесная психотерапия, в основе которой лежит признание тесной связи между физиологическими и психическими процессами. Данный метод находит свое применение в оборудовании в организациях и на предприятиях специальных комнат психологической разгрузки, для высвобождения отрицательных эмоций организуют кабины с манекенами менеджеров и т.д.
  • Арт-терапия, используемая обычно в области социальной реабилитации и трудовой терапии. В основе данного метода – убеждение в том, что внутреннее «я» человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (т.е. спонтанно). Материалы, полученные в ходе такой работы с группой, позволяют не только диагностировать у участников уровень агрессивности или других негативных чувств, но и помогают уладить конфликты и сформировать нормальные отношения между сотрудниками.
  • Группы «тренинга умений». Основой данного метода является обучающая модель постановка целей, измерение и оценка поведения. В процессе данных тренингов сотрудники обучаются планировать карьеру, развивают уверенность в себе и способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения в коллективе [48].

Кроме вышеуказанных методов, на сегодняшний день разработано множество других методов и тренингов, основной целью которых является формирование благоприятного СПК. В настоящее время на многих предприятиях работают штатные специалисты-психологи, которые занимаются проведением психологических игр, тренингов, тестов, ведут работу с персоналом. Некоторые фирмы приглашают психологов со стороны на некоторое время. Это, безусловно, благотворно влияет на социально-психологический климат.

Огромную роль для построения внутреннего положительного микроклимата играют корпоративные мероприятия, которые являются неотъемлемой частью корпоративной культуры организации и проводятся от имени компании и с участием ее сотрудников [43].

Корпоративные мероприятия – это неотъемлемая часть корпоративной культуры, один из важнейших и мощных инструментов ее создания и поддержания. Корпоративные мероприятия позволяют устранить множество проблем внутри коллектива и непосредственно между коллективом и самой организацией, улучшить или наладить командообразование, повысить лояльность сотрудников, наладить отношения коллектива и руководства и многое другое. Также корпоративные мероприятия – это возможность неформального общения, где трудовой коллектив будет чувствовать себя непринужденно, свободно и спокойно [31].


В большинстве западных компаний, где организационные ценности определяют стратегию менеджмента, накоплен позитивный опыт их внедрения во все бизнес-процессы, в систему оценки персонала, политику по его развитию. Равно как мораль поддерживает общество, задавая общественные ориентиры (добра и зла, правильного и неправильного), так же и актуальные, обеспеченные механизмами трансляции организационные ценности определяют жизнеспособность компании, позволяют ей существовать и успешно развиваться.

Преимущества мероприятий корпоративного досуга по сравнению с другими средствами приобщения персонала к организационным ценностям обусловлены рядом причин. В первую очередь, следует выделить силу их эмоционального воздействия: досуговое мероприятие проводится редко, всякий раз – по новому сценарию, использует эмоционально- выразительные средства воздействия на сознание, чувства и поведение членов трудового коллектива (это обусловливает его приоритет по отношению к средствам корпоративной коммуникации).

Во-вторых, досуговое мероприятие, как правило, имеет своей целью формирование и возвышение внутреннего имиджа организации, в то время как специальные PR-мероприятия нацелены на создание благоприятного имиджа в основном у внешних аудиторий.

В-третьих, корпоративное досуговое мероприятие, характеризуемое нерегламентированным общением и свободой выбора деятельности, в латентной (скрытой) от его участников форме порождает и поддерживает общность ценностей членов трудового коллектива, в то время как те же ценности организации, отраженные в корпоративных коммуникациях и PR-мероприятиях, расцениваются персоналом в первую очередь как результат сознательных усилий менеджмента и в силу этого у части персонала могут вызывать отторжение [49].

В-четвертых, в рамках досуговых мероприятий с их слабой степенью регламентации деятельности реализуется возможность обеспечения полноценной неформальной коммуникации, которая не контролируется менеджментом, но ориентирована на поддержание и развитие отношений внутри организации, решение межличностных проблем и, следовательно, на утверждение ценностей положительной и доверительной коммуникации, открытости и интерактивности [11].

Итак, корпоративные мероприятия направлены на создание позитивного рабочего настроения у сотрудников фирмы и преследуют следующие цели:

  • Формирование корпоративного духа компании.
  • Сплочение коллектива.
  • Развитие корпоративной культуры.
  • Диагностика психологического климата в коллективе.
  • Неформальное общение между сотрудниками, в том числе руководителями и подчиненными.
  • Знакомство сотрудников друг с другом.
  • Получение положительных эмоций.
  • Создание положительного рабочего настроения в коллективе.
  • Новые впечатления [49].

При правильном проведении корпоративное мероприятие – это не просто «обязаловка», а целое событие, полноценный праздник, дарящий массу положительных эмоций и кучу позитива. Он надолго запоминается сотрудникам, позволяет им не только отдыхать, но и лучше узнавать друг друга, переступить черту официальных отношений, найти друг в друге что-то близкое по духу.

Коллектив становится сплоченным; а кто может работать лучше, чем близкие друг другу по убеждениям люди, которые объединены желанием достичь новых высот своей компании? Поэтому любой корпоративный праздник или мероприятие – это один из главных векторов успешного развития фирмы. В таблице 1 представлена программа корпоративных мероприятий по сплочению коллектива.

Таблица 1

Программа корпоративных мероприятий по созданию и поддержанию корпоративных традиций и оптимизации социально-психологического климата в организации на 2019 год

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Конкурс «Лучший сотрудник месяца»

ежемесячно

Ф.И.О.

2

Поздравления именинников месяца

ежемесячно

Ф.И.О.

3

Тренинг командообразования «Узнаем друг друга получше»

апрель

Ф.И.О.

4

Пикник «Маевка». Выезд на природу

май

Ф.И.О.

5

Семейное спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященное Дню защиты детей

июнь

Ф.И.О.

6

Тренинг командообразования «Веревочный курс»

июль

Ф.И.О.

7

Корпоративный праздник, посвященный Дню рождения Компании

август

Ф.И.О.

8

Интеллектуальная игра-соревнование между подразделениями Компании

сентябрь

Ф.И.О.

9

Вечеринка «Корпоратив в караоке»

октябрь

Ф.И.О.

10

Психологический семинар «Давайте разберемся в конфликте»

ноябрь

Ф.И.О.

11

Новогодний корпоративный праздник

декабрь

Ф.И.О.

Далее представлен один из примеров таких мероприятий – тренинг командообразования, который является одним из наиболее действенных мероприятий по поддержанию традиций и оптимизации социально-психологического климата в организации; это лучший способ сплотить группу, повысить доверие друг к другу, развить чувство уверенности в себе и членах команды, отработать навыки совместного решения задач. На тренинге происходит прохождение всех этапов формирования команды: адаптация, группирование, разработка корпоративных правил и норм, функционирование. Поэтому в рамках дипломного исследования нами был разработан тренинг «Узнаем друг друга получше», состоящий из 4 занятий.


Основная цель тренинга – способствовать становлению и развитию команды как эффективной и конкурентоспособной единицы.

Количество занятий – 4.

Число участников – 8-12 человек.

Продолжительность одного занятия – 1,5 часа.

Периодичность – 2 раза в неделю [11].

Таблица 2

Тематический план занятий

№ п/п

Основное содержание

Цели

Время

Занятие 1

1

Разминка

Создание атмосферы дружелюбия, доверия и жизнерадостности в группе

5 мин.

2

Упражнение «Животные»

Создание комфортной атмосферы; снятие тревоги; создание обще группового взаимодействия через двигательную активность

35 мин.

3

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Расширение представлений участников тренинга друг о друге; развитие наблюдательности во время общения; создание комфорт­ного состояния

35 мин.

4

Завершение занятия

Упражнение «Передай движение по кругу»

Сохранение положительного климата в группе в конце занятия

15 мин.

Занятие 2

5

Разминка

Приветствие участников друг друга

5 мин.

6

Упражнение «Джаз и симфонический оркестр»

Расширение представления участников тренинга друг о друге; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи

35 мин.

7

Упражнение «Дрессированный дельфин»

Улучшение уровня коммуникации и управленческих навыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, об­ратной связи; сплочение группы

35 мин.

8

Завершение занятия

Упражнение «Фраза по кругу»

Разрядка, интонирование

15 мин.

Занятие 3

9

Разминка

Установление доброжелательного микроклимата в группе, определение положительных сторон участников

15 мин.

10

Упражнение «Необитаемый остров»

Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций

30 мин.

11

Упражнение «Веревка»

Выявление ключевых моментов конструктивного взаимодействия; демонстрация наиболее успешных стратегий лидерства в группе; стимулирование осознания новых норм и правил, сложившихся в группе

35 мин.

12

Завершение занятия

Упражнение

«Прогноз погоды»

Рефлексия настроения

10 мин.

Занятие 4

13

Разминка

Приветствие друг друга, рефлексия способов приветствия

10 мин.

14

Упражнение «Проблемы предприятия»

Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта группового взаимодействия в решение проблем предприятия; выявление креативных способностей группы

35 мин.

15

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Совершенствование коммуникативной культуры

30 мин.

16

Завершение занятия Упражнение «Последняя встреча»

Сохранение положительного климата в группе в конце тренинга

15 мин.