Файл: Классификация правовых норм ( Признаки правовых норм ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
В отличие от норм-принципов общие нормы – это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение части 1 статьи 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, служит как бы их общей частью, а часть 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований указанных в настоящем Кодексе, является общей нормой, то есть гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является статья 45 Уголовного Кодекса Российской Федерации, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступление. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.
Близким к делению норм по степени формальной определенности ( степени общности ) является их членение по формальным признакам на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законодательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные.
4.По характеру ( или свойству ) предписываемых правил поведения ( форме регулирования ) правовые нормы могут быть обязывающими ( предписывают совершение содержащихся в нормах действий ); управомочивающими ( дозволяют или разрешают совершение содержащихся в нормах действий ); запрещающими ( предписывают воздержание от содержащихся в нормах действий, то есть являются косвенным указанием на правило поведения ).
Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же – управомочивающие. Нонет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве – системе запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости управомочивающие. Нельзя сказать, что запрещающие нормы «обязывают не совершать», они запрещают совершать.
Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как полудиспозиции, то есть прямо не устанавливают правил позитивного поведения, что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым – диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы, которые слились с диспозициями. Но если их брать вместе с положениями общей части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но он в силу своей общеизвестности логически предполагается. Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентировать себя в общественной практике – он должен решить сам.
Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущем значении дозволений, так как они предполагают установление государством связываний и запретов. Это значит, что все эти способы регулирования составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права обязательно влекут корректировку других.
В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, решающим, наиболее существенным в ней все же является то, что она предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда можно определить. Можно выделить два смысла «разрешения»: в рамках обязывающих или запрещающих норм и содержащихся в управомочивающей норме.
Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации действующие субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения.
В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде других регулятивных отраслей – управомочивающие, в уголовном – запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства – обязывающие, однако немало и запрещающих; большую часть ( права осужденных ) составляют управомочивающие нормы.
Для обязывающих и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву – это в то же время и обязанность их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме.
Для примера сошлемся на норму, содержащуюся в статье 77 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть решением начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного согласия в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию.
Представляется, что в данной статье содержится две диспозиции, причем первая словесно отсутствует, но логически выражена через оборот «в исключительных случаях». Следовательно, она может быть сформулирована таким образом : «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию запрещается». Вторая диспозиция – управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по хозяйственному обслуживанию.
В законодательстве, в различных его отраслях довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило, должно быть…» и так далее. Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.
И все же такое соединение форм регулирования следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительным свойствам форм правовых норм. Здесь открываются широкие возможность для их свободного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а какой нет – неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их использование в законодательной практике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию, на достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти нормы необходимо обогащать.
Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, например, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни - социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению – запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового материала – информативные и элементарные; по степени определенности – абсолютные и относительные и так далее.
Праву свойственна особая разновидность норм, исходящая от государственных органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни определенно считают их нормами права ( Л.С. Явич, П.Е. Недбайло )[8], другие столь же категорично относят их к «промежуточной стадии», определенному этапу в создании нормы.
Наконец есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так, А.В. Мицкевич[9] считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет считать рекомендательные нормы нормами правовыми, управомочивающими, в конечном счете обеспеченными правовыми санкциями.
5.По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они «поощряют» такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это – правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения ( женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении пятидесятилетнего возраста ).
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, то есть предоставление различных материальных, духовных благ.
Поощрительные нормы – это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Это побуждает ряд ученых усматривать в поощрениях не особые поощрительные нормы права, а лишь «поощрительные санкции» к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкций как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания.
Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.
6.По способам установления правил поведения нормы права, на категорические и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей, и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, часть 1 статьи 223 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
7.По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.
Определенные – непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные – делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные – содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта ( например, часть 3 статьи 111 Уголовного Кодекса Российской Федерации ).
8.По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные.
Социально-технические – регулируют исследование человеком технических средств, сил природы ( правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и так далее ). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные – регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и тому подобное.
9.Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.
2.2 Структура правовой нормы. Классификация элементов
Юридический анализ нормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности, предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнение целей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму, ясное представление о ее структуре.
Принцип законности требует одинакового понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в тех или иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь, знание структуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечивает четкое, рациональное, логически завершенное построение статей нормативных правовых актов.
Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.