Файл: Правовое положение субъектов опеки и попечительства над детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После ратиф.икации Кон.венции о пр.авах ребен.ка 1989 г., Росс.ийская Федер.ация взяла н.а себя ответст.венность соз.дать или в.нести изме.нения в свое з.аконодател.ьство в об.ласти защит.ы конститу.ционных пр.ав несовер.шеннолетни.х, которые не прот.иворечили б.ы междунаро.дным закон.ам.

Следующими эт.апами было:

1. Разработ.ка стратег.ий социаль.ной полити.ки, в котор.ых ключевое место з.анимала бы з.ащита прав дете.й;

2. Построе.ние законо.дательной б.азы, в которо.й уделяетс.я достаточ.ное вниман.ие по собл.юдению интересо.в детей-сирот и дете.й, оставши.хся без по.печения ро.дителей, а т.акже защит.а их прав;

3. Введение и.нститута У.полномочен.ного при През.иденте РФ по пр.авам ребен.ка;

4. Контрол.ь и регулиро.вание работ.ы органов о.пеки и попеч.ительства;

5. Пропага.нда среди н.аселения о необ.ходимости по.ддержания дете.й-сирот и дете.й, оставши.хся без по.печения ро.дителей;

6. Разработ.ка инновац.ионных прое.ктов и моде.лей для по.ддержания се.мей в Росс.ии. Сегодн.я перед госу.дарством сто.ит острая необ.ходимость по.ддержки и а.даптации дете.й, оставши.хся без ро.дителей.

В России ко.личество дете.й, оставши.хся без по.печения ро.дителей, в.ыявленных в 2020 году, сост.авило 58966 дете.й.

Согласно Фе.деральному з.акону от 24 а.преля 2008 г. № 48-ФЗ «Об о.пеке и попеч.ительстве», о.дной из ос.новных зад.ач ООиП яв.ляется выя.вление и учет гр.аждан, нуж.дающихся в уст.ановлении н.ад ними опе.ки или попеч.ительства.

Семейный ко.декс Росси.йской Федер.ации в гл. 11 про.возглашает пр.ава несовер.шеннолетни.х детей, сре.ди которых пр.аво на защ.иту своих пр.ав и интересо.в, которая осу.ществляетс.я родителя.ми, а случ.аях, предус.мотренным з.аконом, ОО.иП, прокуроро.м и судом; ребе.нок имеет пр.аво на защ.иту от злоу.потреблени.й со сторо.ны родителе.й. При нару.шении прав и з.аконных интересо.в ребенка, в то.м числе пр.и невыполне.нии или пр.и ненадлеж.ащем выпол.нении родите.лями (одни.м из них) об.язанностей по вос.питанию, обр.азованию ребе.нка либо пр.и злоупотреб.лении родите.льскими пр.авами, ребе.нок вправе с.амостоятел.ьно обратит.ься за их з.ащитой в ор.ганы опеки и по.печительст.ва, а по дост.ижении возр.аста четыр.надцати лет в су.д.


Из этого с.ледует, что ор.ганы опеки и по.печительст.ва являютс.я значител.ьным институто.м в сфере пр.авозащитно.й деятельност.и Российско.й Федераци.и. Перед н.ими постав.лены значи.мые для об.щества и гр.аждан в от.дельности з.адачи по з.ащите и охр.ане прав и с.вобод дете.й, которые до.лжны своевременно и эффе.ктивно разре.шаться в соот.ветствии с де.йствующими нор.мами росси.йского зако.нодательст.вами во вз.аимодейств.ии с други.ми органам.и, направле.нными на о.храну и за.щиту прав и с.вобод граж.дан.

В нашей стр.ане пробле.ма сиротст.ва сверхакту.альна. И о.дной из те.хнологий бор.ьбы являютс.я органы о.пеки и попеч.ительства. Но с.правляются л.и они со с.воей задаче.й в полной мере?

Институт о.пеки и попеч.ительства я.вляется од.ним из сам.ых важных пр.авовых фор.м устройст.ва несовер.шеннолетни.х детей. В су.щность это.го институт.а законодате.лем заложе.н большой поте.нциал, помо.гающий мале.нькому гра.жданину ма.ксимально досто.йно устроит.ься в жизн.и. Однако в ре.альной пра.ктике этот поте.нциал испо.льзуется не.достаточно, и пр.ичин может б.ыть нескол.ько.

Основная пр.ичина - это не.хватка бюд.жетных сре.дств в мун.иципальных обр.азованиях, втор.ая отсутст.вие информ.ирования об.щества, не.достаточное ис.пользование со.циальной ре.кламы о да.нной форме устро.йства.

И, наконец, о.дной из пр.ичин являетс.я правовая без.грамотност.ь граждан, котор.ые не знают о то.м, что такое о.пека и попеч.ительство, и.х принципы, а т.акже порядо.к назначен.ия. Сегодн.я у общест.ва сложилос.ь неоднозн.ачное мнен.ие относите.льно работ.ы этих орг.анов. Все ч.аще склады.вается впеч.атление, что изъ.ятие ребен.ка для орг.анов опеки и по.печительст.ва, являетс.я единстве.нным верны.м решением.

Мы не отри.цаем тот ф.акт, что ребе.нок изымаетс.я, только то.гда, когда су.ществует пр.ямая угроз.а для него и ко.гда родите.ли ведут асо.циальный обр.аз жизни. М.ногочислен.ный опыт по.казывает, что т.акие семьи ре.дко идут н.а контакт в мо.мент регул.ирования проб.лемы, но воз.можно, это.го не потребо.валось, ес.ли бы изнач.ально велис.ь профилакт.ические работ.ы с этой се.мьей, и воз.можно было б.ы избежать р.азлуки ребе.нка с семье.й, ведь ма.му не заме.нит никто. О.правдать т.акие радик.альные мето.ды можно б.ыло бы, ес.ли бы ребе.нок сразу же пере.давался в дру.гую семью, и.ли перед изъ.ятием им у.же находил.и бы опеку.нов и попеч.ителей.


Но дети пере.даются в до.ма интернат.ы и приюты, г.де получают но.вые душевн.ые травмы. С.ледует отмет.ить, что о.громную ро.ль в деяте.льности ор.ганов опек.и и попечите.льства игр.ает человечес.кий фактор. Проб.лема профи.лактики су.ществует из-з.а простого не.желания сотру.дников зан.иматься эт.им, или та.к же имеет место б.ыть такая ц.иничная пр.ичина, как п.лан у правоо.хранительн.ых органов н.а изъятие дете.й из семей и пере.дача их в и.нтернаты и мест.а временно.го пребыва.ния.

Так же знач.ительно затру.дняют в работе по з.ащите прав дете.й, недоработ.ки в законе, т.акие как:

? отсутствие ме.ханизма от.каза;

 отсутствие об.язательной пс.ихологичес.кой диагност.ики в психо.логических д.испансерах.

Основная де.ятельность ор.ганов опек.и направле.на на обустро.йство досто.йной жизни дете.й, находящ.ихся в тру.дной жизне.нной ситуа.ции, а так.же максима.льная защит.а их прав и и.нтересов.

В настоящее вре.мя в Росси.и отмечаетс.я низкая об.щественная от.ветственност.ь среди насе.ления к дет.ям, оставш.ихся без по.печения ро.дителей. В это.м случае и.грает много ф.акторов, и о.дин из них - это стр.ах, перед ф.инансовыми з.атратами, котор.ые возникнут в с.вязи с при.нятием реше.ния взять ребе.нка.

Для того, чтоб об.легчить жиз.нь граждан.ам, решивш.имся на та.кой шаг, в.вели возмез.дную опеку, котор.ая предусм.атривает де.нежное воз.награждение д.ля опекуно.в и попечите.лей. Таким обр.азом, прав.ительством пре.дпринимаютс.я попытки в фор.мировании у об.щества гра.жданского до.лга, пусть по.ка и на базе о.платы.

Еще одной проб.лемой в де.ятельности ор.ганов являетс.я острая не.хватка кадро.в.

Ни один ВУЗ стр.аны не гото.вит специа.листов для р.аботы в это.й сфере, а из это.го следует не.компетентност.ь, недобросо.вестность, а т.ак же возмо.жное безразличие со сторо.ны сотрудн.иков.

Национальным фо.ндом защит.ы детей бы.ли разработ.аны методи.ки и станд.арты для ор.ганизаций со.циального обс.луживания и ОО.иП по предот.вращению со.циального с.иротства и жесто.кого обраще.ния детей.


Данные ста.ндарты и мето.дики должн.ы использо.ваться при соз.дании внутре.нних социа.льных услу.г в регион.ах, при вне.дрении про.грамм поддер.жки семьи и дете.й, в орган.изации пере.подготовки и по.вышения кв.алификации р.аботников в д.анной сфере, а т.акже прове.дение разл.ичных меро.приятий дл.я некоммерчес.ких организ.аций, осущест.вляющих сво.ю деятельност.ь в социал.ьной сфере.

Данные ста.ндарты охв.атывают вс.ю деятельност.ь органов о.пеки, начи.ная с реко.мендаций по ре.абилитации се.мьи и ребе.нка, заканч.ивая адапт.ацией дете.й, оставши.хся без по.печения ро.дителей.

Так же для ре.шения проб.лем по защ.ите прав дете.й разработ.ана «Модел.ь профилакт.ики социал.ьного сиротст.ва», помог.ающая регу.лировать т.акие вопрос.ы, как:

- Профилакт.ика социал.ьного сиротст.ва, деятел.ьность которо.й направле.на на сохр.анение ребе.нка в свое.й семье;

- Устройст.во детей, ост.авшихся без по.печения ро.дителей пр.иводящая к м.инимальному ко.личеству ч.исла детей-с.ирот, котор.ые были пере.даны в вос.питательные ор.ганизации, вре.менно или н.а постоянну.ю основу.

Данная моде.ль включает про.ведение сле.дующих меро.приятий:

1. Провест.и профилакт.ическую де.ятельность с к.аждой семье.й, которая н.аходится в тру.дном положе.нии на инд.ивидуально ос.нове.

2. Изменит.ь методы р.аботы по по.иску замещ.ающих родите.лей, перехо.д от пасси.вно-заявите.льному к а.ктивно-поис.ковому.

3. Перепод.готовка ка.дров для из.менения спе.цифики работ.ы специалисто.в для деяте.льности, з.аключающаяс.я защиту пр.ав детей, д.ля ориентиро.вки на семе.йное воспит.ание детей.

4. Всесторо.нняя работ.а с населе.нием, распростр.анение инфор.мации об и.меющихся фор.мах семейно.го воспита.ния для дете.й, которые ост.ались без ро.дителей;

5. Выработ.ка и улучше.ние систем.ы стимулиро.вания для пр.иемных род.ителей и о.пекунов.


Подводя итоги, важно отметить, что в целом, не смотря на свою критичность, работа ООиП имеет результат, в том плане, что после изъятия ребенок находится в безопасности, но если исходить из того, что если бы были проведены эффективные профилактические работы, изымать бы никого не пришлось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система ООиП несовершенна и нуждается в изменениях, в том числе и на законодательном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследован институт опеки и попечительства как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в российском законодательстве. Опека и попечительство представляет собой правовой институт, т.е. систему норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами.

Опека и попечительство элемент системы частного права, а именно – часть раздела о лицах.

К основным началам (принципам) института опеки и попечительства, которыми должны быть проникнуты все его нормы, относятся:

– свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;

– подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;

– обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;

– государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В процессе исследования были выявлены положительные стороны опеки (попечительства):

– опека и попечительство как форма семейного воспитания представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства несовершеннолетних детей;

– предназначена для восполнения воспитательной функции;

– состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

– менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что действующие нормы, регулирующие опеку и попечительство в Гражданском кодексе, не образуют отдельный самостоятельный раздел и включены в главе 3 «Граждане (физические лица)», а процедура установления опеки или попечительства закреплена в нормах Семейного кодекса.