Файл: Социальная защита ветеранов (Государственная политика в отношении ветеранов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Законодательство Российской Федерации о социальной защите ветеранов

В РФ существует и действует общая система законодательства РФ, формирующая основу государственной социальной поддержки ветеранов, его источники, структуру, общее содержание нормативных правовых актов и их соотношение. Законодательство о ветеранах и предоставлении им материальной социальной помощи образует нормативные акты, регулирующие порядок и условия реализации отдельных направлений государственной социальной политики, проводимой в этой сфере, источники ее финансирования в части, определенной Законом N 5-ФЗ, а также ряд иных вопросов обеспечения социально-экономической поддержки. Следует обратить внимание, что отношения, связанные с государственной социальной поддержкой, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства, т.е. включают положения различных отраслей права, главным образом жилищного, трудового и права социального обеспечения.

Построение системы законодательства о ветеранах обусловлено строгой иерархичностью. Правовые основы соответствующей системы в настоящее время определяются, прежде всего, Конституцией РФ[3], согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности (п. 1 ст. 39).

Система законодательства РФ о ветеранах представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Первый из них определяет основные направления государственной социальной политики в данной сфере, конкретизируя их, социальные гарантии, процедуру их предоставления всем категориям ветеранов, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 5-ФЗ).

На уровне субъектов РФ устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы и меры социальной поддержки ветеранов труда, военной службы, государственной службы.

Закон N 5-ФЗ предусматривает единую систему правовых гарантий социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В систему законодательства в данной сфере входят:

Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования"[4] , который, в свою очередь, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение его субъектов, основания возникновения, порядок осуществления их прав и обязанностей и ответственность, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования;


Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ[5] ", направленный на повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой;

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[6], устанавливающий в соответствии с Конституцией РФ основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения;

Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации"[7];

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[8];

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[9];

Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"[10];

Федеральный закон "О статусе военнослужащих"[11];

Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"[12];

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[13].

Значительная роль в правовом регулировании механизма государственной социальной помощи ветеранам отведена актам Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ, положения которых разъясняют применение законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий и направлены на конкретизацию ряда положений Закона N 5-ФЗ в части, касающейся отдельных категорий граждан.

Нужно иметь в виду, что значительная часть нормативной базы в области правового регулирования социальной защиты ветеранов представлена региональным законодательством, которое является вторым уровнем соответствующей системы и формирует как дополнительные виды материальной поддержки ветеранов, выбор которых предопределен действующей в регионе программой социального обслуживания населения, так и самостоятельную систему социального обслуживания отдельных категорий граждан. Принимаемые на уровне субъекта РФ нормативные акты не должны затрагивать права проживающих на его территории граждан в ущерб их интересам. Установление Законом N 5-ФЗ пределов правового регулирования материальной поддержки ветеранов на уровне субъектов РФ необходимо для обеспечения их конституционных прав.


Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы, существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства, образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - добросовестному выполнению международных обязательств.

Глава 2. Особенности социальной защиты отдельных категорий ветеранов

2.1 Ветераны Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как пора величайшей стойкости, беспримерного героизма и самоотверженности граждан как на фронте, так и в тылу. Исторический вклад старших поколений в достижение победы над фашизмом, упрочение авторитета оставшихся в живых участников войны и тружеников тыла военных лет требуют повышенного внимания к этим людям и их проблемам со стороны государства.

Большинство нормативных правовых актов направлено на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.

В условиях складывающейся в настоящее время в нашей стране экономической системы, не позволяющей ветеранам Великой Отечественной войны в силу их возраста приспособиться к текущим жизненным ситуациям и преобразованиям, законодатель традиционно ставит во главу социальной политики правовые гарантии защиты рассматриваемой группы ветеранов, подчеркивая тем самым их заслуги перед страной, ее очередными поколениями.


В зависимости от степени участия в войне, степени риска и опасности, перенесенных лишений и страданий ветераны Великой Отечественной войны дифференцированы на четыре самостоятельные категории, каждая из которых характеризуется индивидуальностью набора социальных льгот, гарантий и компенсаций. Различая в числе таких ветеранов: 1) участников войны; 2) лиц, задействованных в годы войны на работах на военных объектах, для нужд обороны; 3) лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) тружеников тыла, законодатель осуществляет тем самым субъективную оценку вклада каждого из них в достижение победы над врагом, обосновывая необходимость такого деления справедливым назначением каждой из групп определенного набора социальных благ.

Участники Великой Отечественной войны - одна из наиболее объемных и содержательных категорий ветеранов, объединяющая более двух третей всех лиц, получивших статус ветерана в соответствии с законодательством.

Права и льготы, установленные ветеранам Великой Отечественной войны Законом N 5-ФЗ, предоставляются им в порядке и на условиях, определенных Постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. N 69[14].

За последние несколько лет уровень доходов ветеранов ВОВ существенно повышен. Участники войны (фронтовики) ежемесячно получают пенсии и выплаты на общую сумму от 25 до 30 тыс. рублей.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363[15] инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

С 2010 года сняты ограничения по предоставлению мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны: сейчас они получают льготы и пособия независимо от трудоспособности, вида получаемой пенсии, а также от того, проживают они одиноко или в составе семьи.

Правительством РФ ежегодно оказывается государственная поддержка общественным организациям ветеранов, в том числе ветеранов войны, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, путем предоставления субсидий из федерального бюджета на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением их уставной деятельности.

В 2008 году Президентом Российской Федерации издан Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»[16], которым была поставлена задача - до 1 мая 2010 года обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года всех ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.


Предусмотрены следующие формы обеспечения жильем ветеранов:

- предоставление готового жилья по договору социального найма либо в собственность;

- предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;

- приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;

- строительство индивидуального жилого дома.

Основная форма жилищного обеспечения – предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая предоставляется по желанию ветерана.

Важными в жизни ветеранов Великой Отечественной войны остаются вопросы совершенствования социального обслуживания, социально-средовой реабилитации одиноких пожилых ветеранов, расширения сети специальных домов для ветеранов, служб мобильной социальной помощи.

В деятельности социальных служб стали более активно использоваться наиболее востребованные инновационные формы и технологии: помощь на дому, «социальное такси», «мобильные социальные бригады», «тревожная кнопка», «санаторий на дому», «хоспис на дому» и другие.

В большинстве регионов приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ветеранам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги либо меры социальной поддержки в натуральной или денежной форме.

В частности, установлены меры социальной поддержки по проезду в городском общественном транспорте (в форме единого социального проездного билета, в натуральной форме или в виде ежемесячной выплаты). В ряде регионов ветеранам войны за счет средств региональных бюджетов установлены дополнительные денежные выплаты.

Кроме того, регионами приняты решения по осуществлению ветеранам Великой Отечественной войны единовременных выплат в связи с 70-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Помимо этого, активно оказывается помощь по социально-бытовому обслуживанию, ремонту жилья, санаторно-курортному лечению и реабилитации. При этом все большую популярность приобретает адресный подход в оказании социальной помощи с учетом потребностей и возможностей ветеранов.

2.2 Ветераны боевых действий

Законодательство РФ различает фактическое и юридическое основания приобретения статуса ветерана боевых действий. Фактическое приобретение такого статуса поставлено законодателем в прямую зависимость от участия в них - одной из основных обязанностей военной службы, возлагаемых на каждого военнослужащего с момента принятия им воинской присяги. При этом до настоящего времени отечественная правовая система не содержала легитимного определения боевых действий. Правоприменительная практика представляет их как вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач.