Файл: Социальная защита ветеранов (Государственная политика в отношении ветеранов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ветераны (лат. veteranus, от vetus – старый) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности.

Одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

Федеральный "О ветеранах"[1] (Закон N 5-ФЗ) в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.

Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты. Законом N 5-ФЗ было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.

Обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий, являясь обобщенным при решении вопроса о приобретении лицом статуса ветерана, в то же время играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий.

В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы данного исследования.


Целью исследования является анализ социальной защиты по действующему законодательству Российской Федерации.

В рамках установленной цели в исследовании поставлены и решены следующие задачи:

- изучить сущность и содержание государственной политики в отношении ветеранов;

- исследовать законодательство Российской Федерации о социальной защите ветеранов;

- определить и проанализировать особенности социальной защиты отдельных категорий ветеранов.

Глава 1. Социальная защита ветеранов как одно из направлений государственной социальной политики РФ на современном этапе

1.1 Государственная политика в отношении ветеранов

Основные элементы системы государственной политики в области социальной защиты ветеранов в РФ, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных законодательством, гарантирующих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, содержаться в статье 8 Федерального закона «О ветеранах». Достижение этих целей должно достигаться в планомерном создании комплекса мер адресной социальной поддержки, социально-медицинской и психологической реабилитации ветеранов, разработке и внедрении в практику социальных технологий по выводу из трудной жизненной ситуации соответствующей категории граждан, укреплении материально-технической базы социально-реабилитационных учреждений системы социальной защиты ветеранов, содействии в решении жилищных и бытовых проблем ветеранов, формировании общенациональных традиций, развитии практики проведения общественно значимых мероприятий, направленных на укрепление патриотических чувств населения страны.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов в РФ является формирование соответствующих структур в органах государственной власти. На них возлагается осуществление консультативно-координирующих функций с целью содействия удовлетворению потребностей ветеранов в социальной и медицинской реабилитации, повышению уровня материального благосостояния, увеличению размеров материальной помощи, оказываемой ветеранам.


Под органами государственной власти следует понимать представительные и исполнительные органы власти и управления РФ и ее регионов. При этом особенность формирования таких структур по делам ветеранов основывается на принципе централизации власти, что, в свою очередь, допускает возможность их существования во всех территориальных подразделениях государственных органов. Рассматриваемые формирования представляют собой самостоятельные структурные подразделения органов власти и управления, подчиненные непосредственно их руководителю. Круг полномочий, цели, задачи и выполняемые функции таких подразделений во многом предопределяются направленностью и характером деятельности родового по отношению к ним органа государственной власти и находят воплощение в положениях нормативно-правовых актов, осуществляющих правовое регулирование деятельности.

В настоящее время в структуре большей части органов государственной власти созданы и функционируют подразделения по делам ветеранов. Кроме того, Указом Президента РФ[2] в целях реализации государственной политики в области социальной защиты ветеранов образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов.

Данная Комиссия является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с осуществлением социальной защиты ветеранов.

Основными задачами Комиссии являются:

а) подготовка предложений по выработке и реализации:

- государственной политики в отношении ветеранов;

- государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и формирования уважительного отношения к ветеранам;

б) определение способов, форм и этапов реализации государственной политики в отношении ветеранов и государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и формирования уважительного отношения к ветеранам;

в) подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сферах социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания ветеранов;

г) рассмотрение вопросов, связанных с участием общественных объединений в социально-экономической поддержке ветеранов;


д) обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, связанных с обеспечением гарантий социальной защиты ветеранов.

Комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

в) направлять своих представителей для участия в совещаниях (конференциях, семинарах) по проблемам, связанным с выработкой и реализацией государственной политики в отношении ветеранов, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;

г) привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

д) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.

Для реализации решений Комиссии могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

Решения Комиссии направляются Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация мер социальной поддержки, установленных Законом N 5-ФЗ и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, является одним из наиболее важных в практическом плане направлений государственной политики в данной сфере и представляется в качестве самостоятельных форм, одной из которых являются разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Это предусматривает формирование системы организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения ветеранов и повышения степени их социальной защищенности, в частности:


- оказание адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам войны;

- улучшение социального обслуживания ветеранов и предоставления им необходимых социальных услуг;

- контроль за предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством, в пределах утвержденных ассигнований;

- укрепление взаимодействия исполнительных органов власти с общественными организациями ветеранов в решении проблем ветеранов;

- выработка общих принципов согласованной политики, направленной на смягчение социально-экономических и общественно-политических последствий, связанных с увольнением ветеранов и инвалидов боевых действий и гибелью военнослужащих, и адаптацию их к гражданской жизни в современных экономических условиях;

- создание и развитие специализированных учреждений по оказанию социальной помощи ветеранам.

В целях усиления правовых гарантий социальной защищенности ветеранов и решения поставленных задач проводится системный анализ законодательства РФ, что позволяет создать базис для актуализации правовых норм в обеспечении конституционных прав и свобод ветеранов. Сравнительный анализ законодательства РФ, международных правовых актов и законодательства зарубежных стран способствует введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты ветеранов.

Выраженные особенности диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у ветеранов обусловливают необходимость специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.

В условиях отечественной экономической системы достижению положительного результата в реализации мероприятий по социальной защите ветеранов во многом будет способствовать достаточное бюджетное финансирование. Выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, также является составляющей частью государственной политики в отношении ветеранов. Как правило, бюджетные расходы на реализацию соответствующих программных мероприятий предусматриваются при разработке соответствующей целевой социальной программы и включаются в ее содержание. Разработчики должны не только определить суммарную составляющую реализуемых направлений, но и представить обоснование необходимости и целей запланированных затрат.