Файл: Государственное регулирование экономики: причины, цели и методы.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики
1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики
1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования
2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе
Очевидно, что курс, взятый на инновации и модернизацию экономики, будет сопровождаться принятием огромного количества нормативных актов, закрепляющих, развивающих и уточняющих целевые установки.
Примером может служить недавно принятый Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Между тем это яркий пример рамочного закона, многие положения которого к тому же носят сугубо декларативный характер, вместе с которым потребуется внесение многочисленных изменений и дополнений в подзаконные акты, а также принятие новых нормативных правовых актов различного уровня.
Следует обратить внимание на то, что в данном Законе в качестве одного из основных принципов промышленной политики провозглашено рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики.
Однако задача заключается не в том, чтобы хаотично реформировать законодательство в области предпринимательства, которое начнет кардинально и спешно обновлять устоявшиеся правовые положения, как, например, это происходило с гражданским законодательством.
Совершенствование законодательства должно быть разумным, взвешенным, требующим непрерывного научного анализа и должно основываться на многолетних фундаментальных научных исследованиях. Система правотворчества должна быть выстроена надлежащим образом и являться целостной и сбалансированной.
В силу изложенного возникают правовые предпосылки для систематизации и закрепления норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности, связанной с природопользованием, в едином законодательном акте о государственном регулировании экономики.
2.3 Политика льготного страхования и кредитования, как метод финансового регулирования экономики; предложение значительно более скромных процентов и тарифов в сравнении с коммерческими организациями и банками
Государство довольно широкий спектр инструментов, благодаря которым оно регулирует экономическую ситуацию в стране (рисунок в приложении 2 к данной работе), однако в современных условиях развитие приоритетных отраслей без расходов бюджета является очень сложным и затяжным процессом, от достижения которого зависит благосостояние РФ в целом.
Эффективность финансирования экономического развития зависит от состояния планирования и прогнозирования расходов бюджета. В частности, известно, что нередко фактические показатели расходов бюджета на экономическую деятельность за последние десять лет значительно отличаются от запланированного уровня, что свидетельствует о необходимости совершенствования методики их прогнозирования в части учета совокупного влияния макроэкономических предпосылок функционирования отраслей экономики (приоритеты фискальной и монетарной политики, особенности функционирования международного экономического пространства, макросостояние) и эффективности прогнозов предыдущих периодов (реалистичность прогнозирования расходов, достижение целей и мониторинг существующих бюджетных программ, оценка макроэкономического эффекта от вложения бюджетных расходов).
Льготное кредитование и страхование связано прежде всего с бюджетными расходами, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Этот метод финансового регулирования экономики характеризуется тем, что создание более низкого уровня ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых организаций обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Россия продолжает жить в условиях санкций. На "верхах", похоже, уже расстались с иллюзиями касательно того, что с приходом новой власти в западных странах санкции будут отменены - по факту они переходят "по наследству". Однако теперь на ситуацию предлагается смотреть с другого ракурса - санкции введены надолго, и из этого отечественные коммерсанты должны извлечь определенную выгоду. Причем многие из них смогут при этом рассчитывать и на дополнительную государственную поддержку.
В середине января 2017 года в Москву на ежегодную международную научно-практическую конференцию в области экономики, которая более знакома всем как Гайдаровский форум, съехались звезды мировой экономики. Состав участников и статус выступающих на форуме экспертов впечатляют. Здесь можно встретить теоретиков и практиков, высокопоставленных чиновников и представителей бизнеса. Для отечественных экспертов участие в форуме позволяет определить перспективы дальнейшего экономического роста и интеграции России в мировую экономику.
Примечательно, что менее чем через неделю по окончании форума Правительство утвердило Перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2018 году (далее - Перечень). Первое, что бросается в глаза, - это количество запланированных мероприятий. Таковых запланировано заметно меньше, чем содержалось в антикризисных планах Правительства, которые утверждались в минувшие годы. Кроме того, теперь Перечень содержит исключительно меры, которые направлены на поддержку приоритетных для государства отраслей экономики. Так кому же повезло?
Перечнем предусмотрены меры поддержки отдельных отраслей экономики. В частности, запланирована докапитализация Фонда развития промышленности. Предполагается, что в текущем (2019) году за счет Фонда будет профинансировано не менее 50 проектов, направленных на развитие импортозамещения и российской промышленности.
Также запланирована поддержка продаж пилотных партий промышленной продукции в рамках подпрограммы "Развитие производства средств производства". Ожидается, что в результате на рынок будет выведено новое машиностроительное оборудование и это позволит предприятиям обновить свои фонды, а производителям - реализовать свой научно-технический потенциал.
В перечне заложены субсидии российским компаниям на компенсацию части затрат в связи с производством колесных ТС. Это должно дать дополнительно 250 тыс. новых автомобилей. И, естественно, сохранятся и рабочие места.
В связи с ухудшением условий кредитования Правительство решило компенсировать часть затрат автопроизводителей и производителей автозапчастей на обслуживание инвестиционных кредитов.
Также Правительство готово возместить недополученные доходы банкам, которые на льготных условиях выдавали кредиты физлицам на покупку автомобилей в 2015 - 2016 г. Чиновники рассчитывают на то, что такая мера поспособствует тому, что в текущем году будет продано не менее 350 000 автомобилей.
Субсидии должны получить и лизинговые компании, которые по договорам 2017 – 2018 г. предоставляли(ят) скидку при уплате аванса по договору лизинга колесных ТС.
Ну и, наконец, в Перечне приведен перечень "автомобильных" программ, которые также будут тем или иным образом поддержаны. Это программы "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", "Русский тягач", "Российский фермер" и "Свое дело". Поучаствует государство и в продажах газомоторной техники и городского общественного электротранспорта, а также в закупках школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи. В Перечне не уточняется, что это будет за поддержка. Однако эффект от нее чиновники уже просчитали - продажа в 2019 году более 90 720 единиц техники.
Очевидно, что поддержка отечественного автопрома не только обеспечивает его заказами и позволяет сохранить рабочие места на заводах-автопроизводителях, но и дает возможность физлицам и предпринимателям обновить свою "движимость" на льготных условиях.
Не менее существенной в 2019 году будет и поддержка машиностроения. В Перечень включены мероприятия, которые затрагивают следующие виды машиностроения:
- транспортное машиностроение;
- сельскохозяйственное машиностроение;
- строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
- машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности.
В частности, производители машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности получат субсидии в размере 15 процентов от стоимости этой техники.
Отдельной статьей в Перечне выделены мероприятия, направленные на поддержку легкой промышленности. Речь идет, в частности, о продлении действий ряда Постановлений Правительства, предусматривающих субсидирование:
- потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных тканей, предназначенных для изготовления школьной формы для начальных классов;
- части затрат, понесенных в 2017 и (или) 2018 годах на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности;
- на финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием.
Цели, которые преследует Правительство, поддерживая легкую промышленность, разнообразны - от стабилизации финансовой ситуации на ключевых предприятиях промышленности, вошедших в перечень системообразующих организаций, до модернизации предприятий легкой промышленности, что необходимо для реализации проектов импортозамещения.
К сведению! Правительство Постановлением от 18 января 2017 г. N 30 утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013 - 2017 годах, на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению. Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор инвестиционных проектов, при условии их соответствия установленным требованиям. В частности, целью инвестиционных проектов должны быть организация нового производства продукции легкой и текстильной промышленности или расширение (модернизация) действующего производства.
Одновременно глава Правительства Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений органам исполнительной власти, направленных на обеспечение и реализацию в установленные сроки названных мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2018 году. Помимо всего прочего, в этом перечне оказались и поручения, которые никак не соотносятся с мероприятиями, запланированными на 2018 год. Речь идет, в частности, о решении таких вопросов как:
- предоставлять или нет в 2018 году единовременную выплату обладателям сертификата на материнский (семейный) капитал;
- о необходимости поддержки отдельных проектов в сфере занятости;
- о предоставлении льготных кредитов предприятиям ППК.
Таким образом, перечень мероприятий, затраты на которые в 2017 году в той или иной мере возьмет на себя бюджет, вполне вероятно, еще будет расширен.
3. Состояние и перспективы развития государственного вмешательства в экономическую деятельность России в перспективе
Значимость налоговой политики резко возрастает в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений, когда в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения, государство осуществляет перераспределение национального дохода.
В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества
Основная цель государственного регулирования экономических процессов – это устранение, а еще лучше предотвращение диспропорций в развитии экономики, когда одни сегменты экономики опережают другие в развитии и угрожают рынку перепроизводством. Помимо этого, государственное финансовое регулирование преследует в качестве цели достижение социальной стабильности. Это выражается в попытке государственного регулирования величины налоговой нагрузки доходов среди различных слоев населения, собственников имущества и транспортных средств.