Файл: Государственное регулирование экономики: причины, цели и методы.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики
1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики
1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования
2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе
Несмотря на довольно плодотворную законотворческую работу по совершенствованию налогового законодательства, имеются еще значительные резервы совершенствования налогового законодательства.
Сегодня с целью преодоления кризиса большинством стран мира широко используются инструменты налогового регулирования экономики, но в основном их применение имеет краткосрочный характер и влияет на проявления и последствия кризиса, а не на ее предупреждение. Однако не возможно осуществить выход из кризиса только на базе краткосрочных мер правительства, эффективной политика будет лишь в случае ее разработки на долгосрочную перспективу. Корректировка политики с учетом цикличности экономического развития и реализация антикризисных мер для профилактики и предупреждения кризисных явлений в экономике снижает негативное влияние мировых кризисов на экономику страны и предоставляет возможность выходить из кризиса с минимальными потерями. С целью смягчения циклических колебаний должны использоваться соответствующие инструменты регулирования, и разрабатываемая налоговая политика финансового регулирования государства будет отвечать каждой фазе экономического цикла. При разработке налоговой политики государства необходимо учитывать особенности национальной экономики, существование временных лагов между моментом принятия определенных мер и наступлением реального эффекта от их введения, а также действие внешних факторов, которые в условиях глобализации оказывают все большее влияние на национальные экономики стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значимость налоговой политики резко возрастает в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений, когда в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения, государство осуществляет перераспределение национального дохода.
В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества
Основная цель государственного регулирования экономических процессов – это устранение, а еще лучше предотвращение диспропорций в развитии экономики, когда одни сегменты экономики опережают другие в развитии и угрожают рынку перепроизводством. Помимо этого, государственное финансовое регулирование преследует в качестве цели достижение социальной стабильности. Это выражается в попытке государственного регулирования величины налоговой нагрузки доходов среди различных слоев населения, собственников имущества и транспортных средств.
Несмотря на довольно плодотворную законотворческую работу по совершенствованию налогового законодательства, имеются еще значительные резервы совершенствования налогового законодательства.
Социально-экономическое общественное устройство государства, социально - общественная направленность действий людей, находящихся во властных структурах, определяют сущность и цели налоговой политики, которые направлены на увеличение и сосредоточение государственных доходов в бюджете страны, улучшение и целенаправленность их использования.
Российская система налогообложения – мощнейший экономический и политический механизм в системе функционирования государства, который существует в постоянно изменяющейся среде.
Реформа налоговой политики в целом должна быть комплексной, что означает запуск регулирующих механизмов повсеместно, одновременно и в полном объеме. Изменение структуры и сущности общественных отношений определяет необходимость в обеспечении адаптивности налоговой системы Российской Федерации, как главного инструмента воздействия государства на развитие хозяйства и определения перспектив развития как социального, так и экономического.
Важнейшим элементом развития рыночной экономики, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации является её налоговая система. Налоги занимают важное место среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство определяет приоритеты социального и экономического развития, оказывает влияние на структуру и динамику общественного воспроизводства, воздействует на рыночную экономику. Являясь основным источником доходов государства, налоги формируют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны. Всё это обуславливает необходимость адаптации налоговой системы России к новым общественно-экономическим отношениям, складывающимся в мировом пространстве.
Нестабильность российской налоговой системы (постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, сокрытие доходов и т.д.) в настоящее время является главной проблемой как отечественному, так и иностранному инвестированию, отрицательно сказывается на результатах перехода российской экономики к рыночным отношениям.
Государство, используя налогообложение, осуществляет экономическую политику, сущность которой заключается в проведении антиинфляционных мер, в сдерживании монополий на рынке, в изъятии образовавшейся у производителей в результате монопольного роста цен сверхприбыли в бюджет, в регулировании личных доходов населения страны, в обеспечении социальной защиты нуждающихся в ней слоёв общества, в проведении протекционистской или ограничивающей политики.
Реализация государством своих задач и функций осуществляется с использованием финансовых средств, взимаемых с организаций в форме как прямых (налог на прибыль и налог на имущество), так и косвенных (НДС, акцизы, таможенные пошлины) налогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", опубликовано на сайте http://www.minfin.ru по состоянию на 27.12.2018.
- Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. – М.: Экономика, 2015. - 463 c.
- Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: моногр. / В.П. Васильев. – М.: Дело и сервис, 2016. – 176 c.
- Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Путь России, 2014. – 580 с.
- Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2018. – 399 с.
- Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. – М.: Академия, 2016. – 208 c.
- Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. – М.: МФПУ Университет, 2013. – 624 c.
- Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика. – 2005. – 719 с.
- Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. – М.: Дашков и К, 2014. – 556 c.
- Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. – 311 c.
- Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. – М.: Алгон, ВНИИСИ, Машиностроение, 2016. – 750 c.
- Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2017. – 328 c.
- Марова О. Отражение в учете принимаемых и отложенных обязательств // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. N 6. С. 18 - 24.
- Малис Н.И. Налоговая политика в противодействие теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. 2014. N 1. С. 81 - 90.
- Соколова О. Налоговые "планы" на ближайшую трехлетку // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия": электрон. журн. 2015. N 31. С. 15 - 18.
Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.
- Селедцова Е. Компенсация ущерба: налоговый аспект // ЭЖ-Юрист. 2017. N 7-8. С. 14.
- Селедцова Е. Белые пятна налога на прибыль // ЭЖ-Юрист. 2017. N 2. С. 9.
- Сурков А.А. О самостоятельной корректировке налоговых обязательств // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. N 4. С. 47 - 50.
- Сухаренко А. Бухучет по-белому // ЭЖ-Юрист. 2014. N 42. С. 9.
- Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" в новой редакции (постатейный). М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2014. 174 с.
- Цыганков Э. Для кого готовят налоговый омут // ЭЖ-Юрист. 2015. N 22. С. 1, 3.
Химичева Н.И. Налоги как основной источник бюджетов: актуальные вопросы правового реформирования // Налоги. 2014. N 1. С. 43 - 45.
Юдахина Е. О новой системе налогового контроля // Практическая бухгалтерия. 2015. N 1. С. 69 - 73.
Приложение 1. Локальные инструменты налогового регулирования, применяемые на различных стадиях экономического цикла
Элемент налога |
Инструменты налогового регулирования, которые целесообразно внедрять на стадии |
|
спада, депрессии |
оживления, подъема |
|
Налог на прибыль |
||
Ставка |
Снижение базовой ставки. Внедрение пониженной ставки для предприятий, которые больше всего пострадали вследствие спада |
Введение повышенной ставки для предприятий, получающих сверхвысокие прибыли. Увеличение базовой ставки |
Объект и база |
Сужение за счет льгот: изъятие из состава объекта налогообложения отдельных видов доходов (например, благотворительная помощь, безвозмездно полученные товары, иностранные дивиденды). Внедрение ускоренной амортизации. Освобождение от налогообложения определенных видов предприятий (налоговые каникулы) |
Расширение объекта налогообложения (за счет отмена части льгот, введенных в период спада и депрессии) |
Порядок расчета и уплаты |
Применение налоговых скидок, налоговых кредитов. Применение кассового метода налогового учета. Увеличение периода переноса убытков в будущие и прошлые налоговые периоды |
Внедрение уплаты авансовых взносов. Сокращение периодов переноса убытков. |
Налоговые периоды |
Переход к годовому периоду. Переход к квартальному периоду. |
Переход к квартальному периоду. |
Налог на доходы физических лиц |
||
Ставка |
Снижение базовой ставки. Внедрение пониженной ставки для плательщиков, получающих низкие доходы. Внедрение пониженной ставки для налогообложения отдельных видов доходов (наследование, операции с недвижимостью, депозиты, дивиденды) |
Повышение базовой ставки. Введение повышенной ставки для граждан, чьи доходы считаются сверхвысокими |
Объект |
Внедрение необлагаемого минимума доходов граждан. Изъятие из состава совокупного налогооблагаемого дохода определенных видов доходов (например, полученных за выращенные на собственных участках продукты) |
Внесение в состав налогооблагаемого дохода дополнительных видов доходов граждан (например доходов от депозитов) |
Плательщики |
Освобождение от налогообложения определенных социально незащищенных категорий граждан |
Расширение круга плательщиков |
Порядок расчета и уплаты |
Применение налоговых скидок и кредитов в отношении расходов на социально важные продукты и услуги. Пересмотр и расширение круга категорий граждан, которые имеют право пользоваться налоговой социальной льготой, увеличение ее объема |
Сокращение перечня и объема налоговых скидок и налоговых кредитов |
Налог на добавленную стоимость |
||
Ставка . |
Снижения базовой ставки. Внедрение сниженной ставки на социально важные товары и услуги (или расширение круга операций, для которых она применяется) |
Увеличение базовой ставки. Введение повышенной ставки для операций по продаже предметов роскоши |
Объект |
Увеличение количества операций, которые не облагаются налогом, не являются объектом налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке |
Сокращение перечня операций, к которым применяется пониженная ставка налога |
Плательщики |
Увеличение предельного значения объема налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщика, за счет чего может уменьшиться количество плательщиков НДС |
Снижение предельного значения объема налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщика за счет чего может увеличиться количество плательщиков НДС |
Порядок расчета и уплаты . . |
Увеличение категорий плательщиков, имеющих право применять квартальный налоговый период. Переход с кассового метода налогового учета. Упрощение процедуры получения бюджетного возмещения |
Переход к общему месячному налоговому периоду |
Приложение 2. Составляющие обеспечения экономического развития государства
Экономическое развитие государства
Конкурентоспособность национальной экономики
Рост ВВП
Макрофинансовая стабильность
- расходы развития государственного и местного бюджетов;
- налоги и сборы;
- государственные займы;
- государственные инвестиции;
- государственные трансферты
Монетарные инструменты:
- валютный курс;
- эмиссия денег;
- установление размера учетной ставки и обязательных резервов
Инструменты на микроуровне:
- сбережения населения;
- прибыль предприятий;
- инвестиционные финансовые ресурсы банковской и небанковской системы
Приложение 3. Государственное воздействие на развитие промышленных предприятий
┌───────────────────┐
│ Монетаристская │ ┌────────────────┬─┐ ┌──────────────────────────┐
│ теория │ │ Усиление │ ├──────────────┐ ┌┤ Налоговые инструменты │
└────────┬──────────┘ ┌>│ процессов │ │ Бюджетная │ │└┬─────────────────────────┘
│ │ │ взаимодействия │ ├──────────────┘ │ │┌────────────────────────┐
│ │ │власти и бизнеса│ ├──────────────┐ ┌>│ ├┤Льготное налогообложение│
│ │ └────────────────┤ │ Налоговая │ │ │ │└────────────────────────┘
│ │ ┌────────────────┤Э├──────────────┘ │ │ │┌────────────────────────┐
│ │ │ Формирование │к├──────────────┐┌─────────────┴┐│ └┤ Налоговый кредит │
│ ├>│ эффективного │о│ Кредитно- ││ Мобилизация ││ └────────────────────────┘
│ │ │ собственника │н│ финансовая ││ внутренних ││┌──────────────────────────┐
│ │ └────────────────┤о├──────────────┘│инвестиционных│││ Инструменты │
│ │ ┌────────────────┤м├──────────────┐│ ресурсов │└┤ амортизационной политики │
│ ┌────────────┤ │ Модернизация │и│ Инновационная││ предприятия │ └──────────────────────────┘
│ │ │ │ промышленных │ч├──────────────┘└──────────────┘ ┌──────────────────────────┐
│ │ Структурная├>│ предприятий │е│ /│\ ┌┤ Кредитно-финансовые │