Файл: Государственное регулирование экономики: причины, цели и методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики

1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики

1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования

2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе

2.1 Налоговая политика государства на 2018 год: влияние на состав налогоплательщиков, изменение налоговых ставок, список самих налогов, подлежащих уплате и налогооблагаемую базу

2.2 Политика поддержки предпринимателей и организаций в рамках повышения интереса к слабым секторам экономики со стороны индивидуальных предпринимателей; предоставляет различные субсидии, инвестиции в 2018 году

2.3 Политика льготного страхования и кредитования, как метод финансового регулирования экономики; предложение значительно более скромных процентов и тарифов в сравнении с коммерческими организациями и банками

3. Состояние и перспективы развития государственного вмешательства в экономическую деятельность России в перспективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Несмотря на довольно плодотворную законотворческую работу по совершенствованию налогового законодательства, имеются еще значительные резервы совершенствования налогового законодательства.

Сегодня с целью преодоления кризиса большинством стран мира широко используются инструменты налогового регулирования экономики, но в основном их применение имеет краткосрочный характер и влияет на проявления и последствия кризиса, а не на ее предупреждение. Однако не возможно осуществить выход из кризиса только на базе краткосрочных мер правительства, эффективной политика будет лишь в случае ее разработки на долгосрочную перспективу. Корректировка политики с учетом цикличности экономического развития и реализация антикризисных мер для профилактики и предупреждения кризисных явлений в экономике снижает негативное влияние мировых кризисов на экономику страны и предоставляет возможность выходить из кризиса с минимальными потерями. С целью смягчения циклических колебаний должны использоваться соответствующие инструменты регулирования, и разрабатываемая налоговая политика финансового регулирования государства будет отвечать каждой фазе экономического цикла. При разработке налоговой политики государства необходимо учитывать особенности национальной экономики, существование временных лагов между моментом принятия определенных мер и наступлением реального эффекта от их введения, а также действие внешних факторов, которые в условиях глобализации оказывают все большее влияние на национальные экономики стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость налоговой политики резко возрастает в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений, когда в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения, государство осуществляет перераспределение национального дохода.

В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества

Основная цель государственного регулирования экономических процессов – это устранение, а еще лучше предотвращение диспропорций в развитии экономики, когда одни сегменты экономики опережают другие в развитии и угрожают рынку перепроизводством. Помимо этого, государственное финансовое регулирование преследует в качестве цели достижение социальной стабильности. Это выражается в попытке государственного регулирования величины налоговой нагрузки доходов среди различных слоев населения, собственников имущества и транспортных средств.


Несмотря на довольно плодотворную законотворческую работу по совершенствованию налогового законодательства, имеются еще значительные резервы совершенствования налогового законодательства.

Социально-экономическое общественное устройство государства, социально - общественная направленность действий людей, находящихся во властных структурах, определяют сущность и цели налоговой политики, которые направлены на увеличение и сосредоточение государственных доходов в бюджете страны, улучшение и целенаправленность их использования.

Российская система налогообложения – мощнейший экономический и политический механизм в системе функционирования государства, который существует в постоянно изменяющейся среде.

Реформа налоговой политики в целом должна быть комплексной, что означает запуск регулирующих механизмов повсеместно, одновременно и в полном объеме. Изменение структуры и сущности общественных отношений определяет необходимость в обеспечении адаптивности налоговой системы Российской Федерации, как главного инструмента воздействия государства на развитие хозяйства и определения перспектив развития как социального, так и экономического.

Важнейшим элементом развития рыночной экономики, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации является её налоговая система. Налоги занимают важное место среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство определяет приоритеты социального и экономического развития, оказывает влияние на структуру и динамику общественного воспроизводства, воздействует на рыночную экономику. Являясь основным источником доходов государства, налоги формируют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны. Всё это обуславливает необходимость адаптации налоговой системы России к новым общественно-экономическим отношениям, складывающимся в мировом пространстве.

Нестабильность российской налоговой системы (постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, сокрытие доходов и т.д.) в настоящее время является главной проблемой как отечественному, так и иностранному инвестированию, отрицательно сказывается на результатах перехода российской экономики к рыночным отношениям.

Государство, используя налогообложение, осуществляет экономическую политику, сущность которой заключается в проведении антиинфляционных мер, в сдерживании монополий на рынке, в изъятии образовавшейся у производителей в результате монопольного роста цен сверхприбыли в бюджет, в регулировании личных доходов населения страны, в обеспечении социальной защиты нуждающихся в ней слоёв общества, в проведении протекционистской или ограничивающей политики.


Реализация государством своих задач и функций осуществляется с использованием финансовых средств, взимаемых с организаций в форме как прямых (налог на прибыль и налог на имущество), так и косвенных (НДС, акцизы, таможенные пошлины) налогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", опубликовано на сайте http://www.minfin.ru по состоянию на 27.12.2018.
  2. Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. – М.: Экономика, 2015. - 463 c.
  3. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: моногр. / В.П. Васильев. – М.: Дело и сервис, 2016. – 176 c.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Путь России, 2014. – 580 с.
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2018. – 399 с.
  6. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. – М.: Академия, 2016. – 208 c.
  7. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. – М.: МФПУ Университет, 2013. – 624 c.
  8. Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика. – 2005. – 719 с.
  9. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. – М.: Дашков и К, 2014. – 556 c.
  10. Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. – 311 c.
  11. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. – М.: Алгон, ВНИИСИ, Машиностроение, 2016. 750 c.
  12. Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2017. – 328 c.
  13. Марова О. Отражение в учете принимаемых и отложенных обязательств // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. N 6. С. 18 - 24.
  14. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействие теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. 2014. N 1. С. 81 - 90.
  15. Соколова О. Налоговые "планы" на ближайшую трехлетку // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия": электрон. журн. 2015. N 31. С. 15 - 18.

Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.


  1. Селедцова Е. Компенсация ущерба: налоговый аспект // ЭЖ-Юрист. 2017. N 7-8. С. 14.
  2. Селедцова Е. Белые пятна налога на прибыль // ЭЖ-Юрист. 2017. N 2. С. 9.
  3. Сурков А.А. О самостоятельной корректировке налоговых обязательств // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. N 4. С. 47 - 50.
  4. Сухаренко А. Бухучет по-белому // ЭЖ-Юрист. 2014. N 42. С. 9.
  5. Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" в новой редакции (постатейный). М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2014. 174 с.
  6. Цыганков Э. Для кого готовят налоговый омут // ЭЖ-Юрист. 2015. N 22. С. 1, 3.

Химичева Н.И. Налоги как основной источник бюджетов: актуальные вопросы правового реформирования // Налоги. 2014. N 1. С. 43 - 45.

Юдахина Е. О новой системе налогового контроля // Практическая бухгалтерия. 2015. N 1. С. 69 - 73.

Приложение 1. Локальные инструменты налогового регулирования, применяемые на различных стадиях экономического цикла

Элемент

налога

Инструменты налогового регулирования, которые целесообразно внедрять на стадии

спада, депрессии

оживления, подъема

Налог на прибыль

Ставка

Снижение базовой ставки. Внедрение пониженной ставки для предприятий, которые больше всего пострадали вследствие спада

Введение повышенной ставки для предприятий, получающих сверхвысокие прибыли.

Увеличение базовой ставки

Объект и

база

Сужение за счет льгот: изъятие из состава объекта налогообложения отдельных видов доходов (например,

благотворительная помощь, безвозмездно полученные товары, иностранные дивиденды). Внедрение ускоренной амортизации.

Освобождение от налогообложения определенных видов

предприятий (налоговые каникулы)

Расширение объекта налогообложения (за счет отмена части льгот,

введенных в период спада и депрессии)

Порядок

расчета

и уплаты

Применение налоговых скидок, налоговых кредитов.

Применение кассового метода налогового учета.

Увеличение периода переноса убытков в будущие и прошлые налоговые периоды

Внедрение уплаты авансовых взносов.

Сокращение периодов переноса убытков.

Налоговые периоды

Переход к годовому периоду. Переход к квартальному периоду.

Переход к квартальному периоду.

Налог на доходы физических лиц

Ставка

Снижение базовой ставки.

Внедрение пониженной ставки для плательщиков,

получающих низкие доходы. Внедрение пониженной ставки для налогообложения отдельных видов доходов (наследование, операции с

недвижимостью, депозиты, дивиденды)

Повышение базовой ставки. Введение повышенной ставки для граждан, чьи доходы считаются сверхвысокими

Объект

Внедрение необлагаемого минимума доходов граждан. Изъятие из состава совокупного налогооблагаемого дохода определенных видов доходов (например, полученных за выращенные на собственных участках продукты)

Внесение в состав налогооблагаемого дохода дополнительных видов доходов граждан (например доходов от депозитов)

Плательщики

Освобождение от налогообложения определенных социально

незащищенных категорий граждан

Расширение круга плательщиков

Порядок

расчета

и уплаты

Применение налоговых скидок и кредитов в отношении расходов на социально важные продукты и услуги. Пересмотр и расширение круга категорий граждан, которые имеют право пользоваться налоговой социальной льготой, увеличение ее объема

Сокращение перечня и объема налоговых скидок и налоговых кредитов

Налог на добавленную стоимость

Ставка

.

Снижения базовой ставки. Внедрение сниженной ставки на социально важные товары и услуги (или расширение круга операций, для которых она применяется)

Увеличение базовой ставки. Введение повышенной ставки для операций по продаже предметов роскоши

Объект

Увеличение количества операций, которые не облагаются налогом,

не являются объектом налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке

Сокращение перечня операций, к которым применяется пониженная ставка налога

Плательщики

Увеличение предельного значения объема налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщика, за счет чего может уменьшиться количество плательщиков НДС

Снижение предельного значения объема налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщика за счет чего может увеличиться количество плательщиков НДС

Порядок

расчета

и уплаты

.

.

Увеличение категорий плательщиков, имеющих право применять квартальный налоговый период. Переход с кассового метода налогового учета. Упрощение процедуры получения бюджетного возмещения

Переход к общему месячному налоговому периоду


Приложение 2. Составляющие обеспечения экономического развития государства

Экономическое развитие государства

Конкурентоспособность национальной экономики

Рост ВВП

Макрофинансовая стабильность

  • расходы развития государственного и местного бюджетов;
  • налоги и сборы;
  • государственные займы;
  • государственные инвестиции;
  • государственные трансферты

Монетарные инструменты:

- валютный курс;

- эмиссия денег;

- установление размера учетной ставки и обязательных резервов

Инструменты на микроуровне:

- сбережения населения;

- прибыль предприятий;

- инвестиционные финансовые ресурсы банковской и небанковской системы

Приложение 3. Государственное воздействие на развитие промышленных предприятий

┌───────────────────┐

│ Монетаристская │ ┌────────────────┬─┐ ┌──────────────────────────┐

│ теория │ │ Усиление │ ├──────────────┐ ┌┤ Налоговые инструменты │

└────────┬──────────┘ ┌>│ процессов │ │ Бюджетная │ │└┬─────────────────────────┘

│ │ │ взаимодействия │ ├──────────────┘ │ │┌────────────────────────┐

│ │ │власти и бизнеса│ ├──────────────┐ ┌>│ ├┤Льготное налогообложение│

│ │ └────────────────┤ │ Налоговая │ │ │ │└────────────────────────┘

│ │ ┌────────────────┤Э├──────────────┘ │ │ │┌────────────────────────┐

│ │ │ Формирование │к├──────────────┐┌─────────────┴┐│ └┤ Налоговый кредит │

│ ├>│ эффективного │о│ Кредитно- ││ Мобилизация ││ └────────────────────────┘

│ │ │ собственника │н│ финансовая ││ внутренних ││┌──────────────────────────┐

│ │ └────────────────┤о├──────────────┘│инвестиционных│││ Инструменты │

│ │ ┌────────────────┤м├──────────────┐│ ресурсов │└┤ амортизационной политики │

│ ┌────────────┤ │ Модернизация │и│ Инновационная││ предприятия │ └──────────────────────────┘

│ │ │ │ промышленных │ч├──────────────┘└──────────────┘ ┌──────────────────────────┐

│ │ Структурная├>│ предприятий │е│ /│\ ┌┤ Кредитно-финансовые │