Файл: Государственное регулирование экономики: причины, цели и методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики

1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики

1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования

2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе

2.1 Налоговая политика государства на 2018 год: влияние на состав налогоплательщиков, изменение налоговых ставок, список самих налогов, подлежащих уплате и налогооблагаемую базу

2.2 Политика поддержки предпринимателей и организаций в рамках повышения интереса к слабым секторам экономики со стороны индивидуальных предпринимателей; предоставляет различные субсидии, инвестиции в 2018 году

2.3 Политика льготного страхования и кредитования, как метод финансового регулирования экономики; предложение значительно более скромных процентов и тарифов в сравнении с коммерческими организациями и банками

3. Состояние и перспективы развития государственного вмешательства в экономическую деятельность России в перспективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общий рост поступлений наблюдается по всем платежам в консолидированный бюджет РФ в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Из них поступлений федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ увеличилось на 218 млн. руб. или на два процента. Поступления региональных налогов и сборов произошло на 95 млн. руб. и в 2017 году составило 721 млн. руб. По налогам, предусмотренным СНР, также наблюдается тенденция роста поступлений в 2016 году на 36 млн. руб. по сравнению с 2016 годом. И по местным налогам и сборам налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ поступило на 21 млн. руб. больше, чем в 2016 году и составило в 2017 году 179 млн. руб.

Проведём анализ структуры поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за период 2016-2017 гг.

Анализ данных представим виде таблицы 3, а также графически на рисунке 1.

Таблица 3 Анализ структуры поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за период 2016-2017 гг., процент

Показатель

Анализируемый период

2016

2017

Отклонения, п. п.

Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, всего

100

100

-

из них

Федеральные налоги и сборы

90,14

89,11

-1,03

Региональные налоги и сборы

5,72

6,37

0,65

Местные налоги и сборы

1,44

1,60

0,16

Налоги, предусмотренные СНР

2,70

2,92

0,22

В структуре поступлений доходов в консолидируемый бюджет РФ в 2016 году наибольший удельный вес занимают федеральные налоги и сборы и составляют 90,14%. Удельный вес региональных налогов и сборов, составляют 5,72%. Налоги, предусмотренные СНР занимают 2,7% и местные налоги и сборы составляют 1,44%.

Рис. 1 - Структура поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017 год, процент

По данным таблицы 4 и рисунка 1 видно, что в структуре поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в 2017 году в целом произошли изменения. Поступления федеральных налогов и сборов составило 89%, которые снизились на 1,03 п. п. по сравнению с 2016 годом. А по региональным налогам и сборам наблюдается тенденция к увеличению поступлений в консолидированный бюджет в 2017 году и составляет 6%. Также происходит увеличение поступлений в консолидированный бюджет по налогам, предусмотренных СНР, и по местных налогам и сборам. По налогам, предусмотренных СНР доля в 2017 году составила 2,92%, а по местным налогам и сборам – 1,6%.


1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования

Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования можно разделить по следующим направлениям.

1. Системные инструменты содержат общий уровень налогообложения, структуру налоговой системы и альтернативные системы налогообложения. Использование подобных инструментов касается всей системы налогообложения в целом, приводит к значительным изменениям в условиях налогообложения государства. Общий уровень налогообложения должен снижаться во время спада и депрессии и несколько повышаться при оживлении и подъеме. Однако на практике из-за резкого снижения бюджетных поступлений и отсутствие финансовых резервов во время спада некоторые государства вынуждены прибегать к усилению налогового давления.

Влияние на структуру системы налогообложения может осуществляться путем введения или отмены налогов или через изменение эффективных налоговых ставок по ним [7]. Наиболее приемлемым для стадии спада является общее уменьшение налогов, прежде всего за счет налоговой нагрузки по имущественным налогам, а также увеличение льгот по налогу на прибыль, а, следовательно, снижение его бюджетного значения в структуре налоговой системы.

Таблица 4. Системные инструменты налогового регулирования, которые могут применяться на различных стадиях экономического цикла

Инструмент

Спад

Депрессия

Оживление

Подъем

Общий уровень

налогообложения

Снижение

Отсутствие

внедрения

новых инструментов - сохранение на стабильно

невысоком уровне, по

необходимости - снижение

Отсутствие

внедрения новых

инструментов -

сохранение на

стабильном уровне, по

необходимости возможно

небольшое повышение

Повышение

Структура

налоговой системы

Отмена

определенных видов

налогов,

снижение доли

налога на прибыль

Стабильная

Стабильная

Внедрение

новых налогов

(налоги на

роскошь)

Альтернативные

системы

налогообложения

Внедрение

альтернативных

систем

налогообложения, которые позволят

уменьшить объем

налоговых

обязательств для

определенного круга

плательщиков

Отсутствие

внедрения

новых инструментов

Изменение условий

налогообложения по

альтернативным

системам, которые ведут

к увеличению

налоговых

обязательств или круга лиц, имеющих право

ими пользоваться

Отмена

альтернативных

систем, если

возникает

серьезная

угроза

перегрева

экономики


Общий уровень налогообложения может изменяться согласно стадии экономического цикла в результате действия автоматических стабилизаторов налоговой системы, таких, как прогрессивные шкалы ставок по прямым налогам. Вследствие циклических колебаний объема доходов субъектов, а, следовательно, и ставок налога, которые в них применяются, уровень налогообложения снижается на стадии спада и депрессии и растет на стадии на стадии подъема и оживления.

При снижении объема бюджетных поступлений вследствие общего сокращения экономической активности, сопровождающей стадию экономического спада, некоторые страны прибегают к увеличению налоговых ставок по косвенным налогам – акцизам и НДС. Во время подъема для недопущения перегревов достаточно важным является увеличение доли дохода, которая распределяется с помощью налоговой системы, это может достигаться как через внедрение новых налогов, так и путем увеличения налоговой нагрузки по действующим налогам. Альтернативные системы налогообложения позволяют изменить правила налогообложения для отдельных групп плательщиков. Если применение альтернативных систем имеет ограниченный период, то их внедрение целесообразно во время спада и отмена во время подъема, что позволит определенным образом сглаживать циклические колебания и защитит субъектов от их негативных последствий. Если же альтернативные системы используются в государстве постоянно, то во время спада и депрессии целесообразна либерализация условий налогообложения по ним, например, расширение круга субъектов, имеющих право пользоваться ими, или увеличение количества налогов, что заменяет собой альтернативный налог, или уменьшение объема налоговых обязательств [9].

Во время подъема и оживления целесообразно, наоборот, внедрять более жесткие условия налогообложения по альтернативным системам. В некоторых случаях альтернативные системы налогообложения могут выполнять роль встроенных стабилизаторов налоговой системы. Как, например, упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса.

2. Комплексные инструменты налогового регулирования – это применение специальных режимов налогообложения по территориальному и отраслевому признаку. Применение подобных инструментов позволяет учесть характерные особенности каждого отдельного экономического цикла и упростить условия налогообложения именно в тех отраслях или территориях, которые наиболее пострадали от экономического спада. С помощью внедрения специальных режимов отдельно можно стимулировать те отрасли, развитие которых может в дальнейшем стать движущей силой будущего экономического оживления и подъема. Поскольку применение специальных режимов имеет временный характер, то наиболее целесообразно внедрять их в период спада, а отменять на стадии подъема.


3. Элементные (локальные) инструменты налогового регулирования обычно касаются лишь отдельных видов налогов (Приложение 1 к данной работе).

Применение таких инструментов позволяет изменить условия налогообложения по каждому отдельному виду налогов и предусматривает как либерализацию условий налогообложения и применения налоговых льгот, так и наоборот, внедрение более жестких с точки зрения налогоплательщиков норм налогообложения. Так в периоды спада и депрессии необходимо увеличивать круг льгот, снижать налоговую нагрузку. А во время оживления и подъема – наоборот, постепенно отменять такие льготы, а при угрозе перегрева даже усиливать налоговую нагрузку.

Осуществление дискреционного бюджетного регулирования позволяет правительству реагировать на циклические колебания, учитывая особенности каждого конкретного цикла и осуществлять стимулирование именно в тех сферах и в том объеме, где оно является необходимым[5, с. 54].

Каждый из видов налогового регулирования является актуальным для решения конкретных задач. Наиболее удачным для обеспечения устойчивого экономического развития государства является рациональное сочетание мероприятий обоих видов регулирования. Меры дискреционного регулирования являются временными и имеют локальный характер, их следует рассматривать как дополнение к использованию встроенных стабилизаторов. С его помощью возможна корректировка негативных тенденций, которые характеризуют каждый конкретный экономический цикл, дисбалансы в определенных отраслях экономики или видах деятельности, или в случаях, когда действие встроенных стабилизаторов является недостаточным в количественном измерении. Характер комбинирования мер дискреционного и недискреционного регулирования зависит от того, на какой стадии экономического цикла находится экономика государства. Недискреционное регулирование производится на постоянной основе и позволяет определенным образом корректировать негативные последствия циклических колебаний с помощью встроенных стабилизаторов. Обычно дискреционное регулирование особенно актуально для спада, когда существенно снижается спрос на товары и услуги, наблюдается перепроизводство товаров, и через некоторое время это приводит к снижению производства. В этом случае государство вынуждено или уменьшать ставки налогов, или предоставлять налоговые льготы с целью увеличения доходов граждан.

Развитие любого государства обуславливает необходимость централизации определенной части финансовых ресурсов общества в непосредственном распоряжении государства. При наличии товарно-денежных отношений ни одно государство не может существовать, если оно не будет иметь соответствующей финансовой базы, выраженной в бюджетном фонде, и механизма его использования как инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.


Для более полного представления механизма использования отдельных инструментов бюджетной политики в условиях кризиса и экономического роста стоит остановиться на рассмотрении механизма распределения ВВП .

Процесс первичного распределения ВВП заключается в формировании первичных доходов субъектов, занятых в создании валового национального продукта, в виде зарплаты, прибыли. У государства первичными доходами является часть прибыли государственного сектора экономики, поступления от государственного имущества и услуг, косвенные налоги. Перераспределение денежных доходов всех субъектов хозяйствования осуществляется через финансовые методы (налоги, сборы, взносы, непрямые налоги, государственные заимствования) и заключается в формировании доходной части бюджета и фондов целевого назначения.

Процесс вторичного распределения ВВП предполагает использование средств централизованного денежного фонда для обеспечения потребностей экономического и социального развития государства [16].

Следовательно, в нормальной и стабильной экономической ситуации бюджетная политика отражает отношения по формированию централизованных фондов, предназначенных для реализации функций государства.

В то же время бюджетную политику государства современные ученые рассматривают как часть антикризисной экономической политики, которую можно определить как комплекс мероприятий организационно-правового, институционального, экономического характера воздействия, направленных на регулирование колебаний экономической активности в обществе в периоды кризисного состояния, стабилизации и сглаживания негативного влияния кризиса, уменьшение его разрушительных последствий, а также принятие превентивных мер в периоды экономического роста с целью предотвращения перегрева экономики [19, с. 60].

Эффективной антикризисная экономическая политика государства будет лишь в том случае, если будет проводиться в течение всего экономического цикла с целью профилактики и предупреждения кризисных явлений в экономике.

Над проблемой смягчения циклических колебаний работали такие ученые, как Дж Кейнс, Р. Харрод, Э. Домар (разработка моделей роста), Э. Хансен, П. Самуэльсон и Дж. Хикс.

Кейнсианская концепция государственного вмешательства в экономику была связана с анализом соотношения инвестиций и сбережений, а также исследованием эффективного спроса, проведением активной бюджетной политики, направленной на сглаживание экономического цикла. Целью было достижение равновесия через регулирование совокупного спроса, а основными ее инструментами – бюджетный дефицит, расходы и условия налогообложения. К «встроенным механизмам гибкости» налоговой системы Дж. М. Кейнс относил прогрессивное налогообложение, которое, по его мнению, способствует изъятию избыточных сбережений и направлению их в инвестиции. К управляемым механизмам он относил такие налоговые меры, как изменение ставок, налоговые льготы. По его мнению, управляемые налоговые меры и в большей степени государственные расходы через мультипликативный эффект способствуют росту валового национального продукта [14].