Файл: Государственное регулирование экономики: причины, цели и методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики

1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики

1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования

2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе

2.1 Налоговая политика государства на 2018 год: влияние на состав налогоплательщиков, изменение налоговых ставок, список самих налогов, подлежащих уплате и налогооблагаемую базу

2.2 Политика поддержки предпринимателей и организаций в рамках повышения интереса к слабым секторам экономики со стороны индивидуальных предпринимателей; предоставляет различные субсидии, инвестиции в 2018 году

2.3 Политика льготного страхования и кредитования, как метод финансового регулирования экономики; предложение значительно более скромных процентов и тарифов в сравнении с коммерческими организациями и банками

3. Состояние и перспективы развития государственного вмешательства в экономическую деятельность России в перспективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Последователи Кейнса отмечали существование таких элементов бюджетной системы, как «встроенные стабилизаторы», которые имеют антициклическое воздействие даже при отсутствии какого-либо государственного вмешательства. Под активной (дискреционной) бюджетной политикой понимали политику государства, направленную на изменение размера налогов и государственных расходов на различных стадиях цикла.

В свою очередь Э. Хансен, систематизировал и обобщил основные меры государственной антициклической политики. Последние он сгруппировал по трем рубрикам: 1) встроенные механизмы гибкости (стабилизаторы), 2) автоматически действующие компенсирующие контрмеры, 3) управляемые программы компенсирования. Первый вид антициклической политики включает в себя прогрессивное налогообложение доходов, систему страхования безработицы, систему поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию.

Во время экономического спада рост бюджетных расходов и автоматическое снижение налоговых поступлений приводит к росту дефицита бюджета, благодаря увеличению совокупного спроса стимулируется производство. В период экономического роста данный механизм действует в обратном направлении. Уменьшение бюджетного дефицита и формирование его избытка сдерживает инфляцию. Система встроенных стабилизаторов, благодаря изъятию с рынка части эффективного спроса во время подъема и переноса его на стадию спада, уменьшает амплитуду циклических колебаний, но не в состоянии обеспечить переход от уровня депрессии к подлинному восстановлению, росту дохода и занятости. Второй вид антициклической политики на стадии депрессии предполагает применение таких инструментов (автоматически действующих контрмер), как снижение нормы процента, общее снижение налоговых ставок, скупка государственных облигаций на открытом рынке, снижение нормы обязательного резервирования банков, общее увеличение объема государственных займов и гарантий по ним. На стадии инфляционного бума, при превышении заранее заданного уровня инфляции, должны применяться меры противоположного характера. Третий вид антициклической политики (управляемая программа компенсирования цикла) сосредоточена именно на бюджетном регулировании, а способы и сроки введения ее в действие должны определяться через согласование исполнительной и законодательной власти. Суть данного вида антициклической политики состоит в том, что в годы роста частных инвестиций и потребления необходимо снижать государственные расходы и накапливать бюджетный избыток, и наоборот, в периоды спада и сокращения деловой активности должно компенсироваться ростом расходов государства, даже если это приведет к созданию бюджетного дефицита. Этот вид политики отличается от автоматических программ не принудительным способом реализации и предусматривает постоянное или периодическое вмешательство государства в процессы воспроизводства. В 1960-е годы в США при президентстве Дж. Кеннеди и Л. Джонсона политика борьбы с негативными последствиями циклических колебаний была дополнена стратегией широкого использования государственных расходов и бюджетных дефицитов в целях достижения полной занятости и максимально возможных темпов роста [14].


В свою очередь государственное вмешательство в экономические процессы представители неолиберальной концепции (Л. Эрхард, В. Ойкен, В. Репке, А. Рюстов, Л. Мизес, М. Фридмен, А. Шварц, Л. Роббинс, Ф. Хайек и др.) ограничивали денежно-кредитной политикой и функцией «ночного часового», поскольку причиной кризиса, расстройства финансовой системы, инфляции и безработицы считали чрезмерные государственные расходы. Настаивая на ограниченности государственного вмешательства в экономику, теоретики неолиберализма повышали ответственность государства в социальной сфере. Это, в свою очередь, предполагало активную бюджетно-налоговую политику, которая заключалась в использовании минимального количества налоговых льгот и высоком уровне налоговой нагрузки, особенно на капитал.

В дальнейшем эти направления экономической теории нашли свое продолжение в направлениях современной экономической мысли. Продолжением монетарной теории стала теория «рациональных ожиданий», представители которой основную задачу бюджетной политики государства видели в обеспечении стабильности решений и законов, при которых изменение бюджетных правил не привязывалось бы к временным потребностям государственного бюджета, а были сформулированы на долгосрочную перспективу с учетом возможных колебаний экономического цикла [14].

Представители данной теории считают, что рост производства и вследствие этого рост налоговых поступлений возможен только при снижении граничных ставок налогов с целью стимулирования труда, сбережений и инвестиций. Авторы теории «рациональных ожиданий», выступают против использования таких автоматических стабилизаторов антициклического воздействия на экономику, как прогрессивное налогообложение доходов физических лиц и корпораций, поскольку такое налогообложение сдерживает сбережения, капиталовложения и деловую активность.

Согласно Х. Мински индикатором перехода к фазе спада деловой активности является критическая масса проектов в экономике, которые опираются на спекулятивное финансирование (способность платить проценты по займу, но неспособность уплаты основной суммы долга) и понци-финансирование (следствие спекулятивного финансирования в условиях роста процентных ставок). Содержание первой и второй гипотезы финансовой нестабильности Х. Мински заключается в следующем: во-первых, в экономике всегда существуют режимы финансирования, которые способствуют стабильности, а также режимы, которые подрывают ее; во-вторых, в долгосрочном росте экономики происходит переход от финансовых отношений, способствующих стабильности, к финансовым отношениям, которые подрывают ее. Учитывая последствия гипотезы финансовой нестабильности, Х. Мински сформулировал основные мероприятия стабилизационной политики. Во-первых, эндогенный характер перехода от обеспеченного финансирования до спекулятивного и понци-финансирования требует соответствующего мониторинга и государственного вмешательства – для недопущения широкомасштабных кризисов, подобных Великой депрессии. Во - вторых, успех антициклической политики может иметь временный характер, инструменты антициклического воздействия необходимо пересматривать и обновлять. В-третьих, налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика должны дополнять друг друга, а не конкурировать в условиях стабилизации кризисной ситуации. Х. Минск настаивал на сочетании активных действий центрального банка по рефинансированию кредитных организаций с бюджетным дефицитом в разумных пределах, что получило название политики «Большое правительство – большой банк» [21, с. 63].


2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе

2.1 Налоговая политика государства на 2018 год: влияние на состав налогоплательщиков, изменение налоговых ставок, список самих налогов, подлежащих уплате и налогооблагаемую базу

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2028 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Функции, цели и задачи государственного регулирования экономических процессов обусловлены необходимостью государственного регулирования (рисунок 2).


Рисунок 2. Направления государственного регулирования экономики

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Минфин определил главные задачи, которые нужно реализовать в налоговой сфере в ближайшее время. По многим вопросам работа уже ведется и поправки подготовлены. Итак, в планах у Правительства следующее:

- установить процентные ставки по налогу на прибыль: 3% - по федеральной части и 17% - по региональной (сейчас 2 и 18% соответственно);

- отменить ограничение на перенос убытков прошлых лет на будущее в течение 10 лет. Однако учитывать убытки можно будет в размере не более 30% налоговой базы текущего периода (сейчас такого лимита нет);

- обложить НДС с 2019 - 2020 гг. ввозимые в РФ товары, заказанные россиянами у зарубежных поставщиков через Интернет. То есть по аналогии с тем, как с 2018 г. будет взиматься НДС с контента, реализуемого в РФ иностранными интернет-площадками;

- освободить от НДФЛ до 31 декабря 2019 г. доходы физлиц, оказывающих услуги населению и не зарегистрированных в качестве ИП (самозанятых граждан), если они добровольно уведомят ИФНС о такой деятельности;

- предоставить вмененщикам налоговый вычет в сумме расходов на покупку ККТ, но не более 18 000 руб. на один аппарат. Кроме того, обсуждается возможность выделения изготовителям ККТ госсубсидий с целью снижения стоимости этой техники;

- устанавливать ежегодный коэффициент-дефлятор для вмененщиков на 3 года вперед исходя из уровня прогнозируемой инфляции;


- взимать налог на имущество физлиц по недвижимости, которая поставлена на кадастровый учет, но права на которую не зарегистрированы;

- повысить налоговые пени с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования Банка России

Рассмотрим ставки налогов, действующих в 2018 году в Российской Федерации.

Ставки федеральных налогов в России:

1.Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС является наиболее важным источником российского бюджета. Из-за этого, на этот вид налога уделяется повышенное внимание. Любое, даже малое изменение ставки НДС может серьезно повлиять на всех субъектов налогообложения.

Основные ставки НДС действуют с 2009 года и не претерпевали изменений. Это 18%, 10% и 0%. В определенных случаях применяются расчетные ставки, которые отталкиваются от 10% и 18%. Ставка 18% применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень 10% и 0% ставок. Ставка 10% определена при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, изданий печати, книг, медицинских товаров. Ставка 0% определена при экспорте и продаже товаров, чаще всего это транспортные услуги.

2.Акцизы

Акциз – вид налога, который взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации товаров, включающихся в категорию подакцизных. Например, бензин, сигареты, алкоголь и т.д.

3.Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

НДФЛ – основной вид прямого налога, который исчисляется с применением определенного процента к документально подтвержденной заработной плате.

Основная, привычная для многих граждан РФ ставка в 13% сохранится и в 2019 году.

4.Налог на прибыль организаций – прямой налог, который зависит непосредственно от результатов хозяйственной деятельности организации. Платят все юридические лица, иностранные юридические лица, иностранные организации.

Основная ставка 20%. Но также предусмотрен ряд случаев, в которых ставка колеблется.

5.Водный налог – налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими пользование водными объектами, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

6.Государственная пошлина – сбор, устанавливаемый в процентном соотношении от суммы выплаты, например, процент от суммы искового заявления, или фиксированная выплата, при выполнении определенных действий, например, госпошлина за оформление заграничного паспорта.

7.Налог на добычу полезных ископаемых – изымается в зависимости от налоговой базы, которая исчисляется из стоимости или количества добытых полезных ископаемых определенного типа.