Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ реализации функций менеджмента в ООО «Екатерина» ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Функции менеджмента: сущность и содержание
1.1. Понятие функций менеджмента. Планирование как функция менеджмента
1.2. Организация как функция менеджмента
1.3. Мотивация как функция менеджмента
1.4. Контроль как функция менеджмента
Глава 2. Анализ реализации функций менеджмента в ООО «Екатерина»
2.1. Анализ реализации функции планирования
2.2. Анализ реализации функции организации
В целом текущее, календарное и оперативно-календарное планирование в ООО «Екатерина» взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления предприятием (табл. 2).
Таблица 2
Организационно-иерархическая схема соподчиненности
и кооперации планирования
Периодичность плана |
Форма заказа |
Структура показателей планирования |
Ответственные исполнители плана |
Оперативно- |
Заказы потребителей |
Натуральные нормы по видам товаров |
Фармацевты |
Календарный |
Преимущественные заказы потребителей |
Натуральные — по видам товаров, стоимостные — подробно, трудовые — подробно |
Провизор, бухгалтер |
Текущий |
Заказы потребителей, прогнозы |
Укрупненные стоимостные, натуральные, трудовые нормы |
Провизор, бухгалтер, директор |
Рассмотрение реализации функции планирования в управлении деятельностью ООО «Екатерина» позволяет сделать вывод об эффективности процесса планирования, система планирования построена таким образом, что предусмотрено комплексное планирование по всем основным производственно-организационным процессам на предприятии. Однако, недостатком рассматриваемой системы является отсутствие стратегического планирования: в ООО «Екатерина» не проводится комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, разработка стратегических целей развития предприятия.
2.2. Анализ реализации функции организации
Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Производственная структура ООО «Екатерина» представлена на рис. 1.
Аптека «Екатерина»
Товарный склад готовых лекарственных форм
Торговая секция (рабочее место провизоров)
Бухгалтерия
Рисунок 1. Производственная структура ООО «Екатерина»
Система управления ООО «Екатерина» построена по функциональному признаку:
1 блок – организация закупки, складирования и хранения готовых лекарственных форм блок – организация складирования и хранения готовых лекарственных форм;
2 блок – организация продаж;
3 блок – организация учета и отчетности.
Структура управления аптекой представлена на рис. 2.
Директор
Провизор
Бухгалтер
Фармацевты
Рисунок 2. Организационная структура ООО «Екатерина»
В функции директора входит общее руководство аптекой, обеспечение связи с поставщиками готовых лекарственных форм. Бухгалтер ведет бухгалтерский учет и отчетность предприятия. В функции провизора входит ведение склада, ценообразование, анализ продаж. На фармацевтов возложены обязанности продажи медикаментов, консультирование покупателей.
Основными производственно-хозяйственными процессами в ООО «Екатерина» можно признать закупки медикаментов, совершаемые в целях их последующей продажи; изучения и формирования спроса на медикаменты; поиск, выбор и заключение сделок с партнёрами; продажа медикаментов потребителю.
Структурная схема функций производственно-хозяйственной деятельности в ООО «Екатерина» представлена в таблице 3.
Таблица 3
Основные функции производственно-хозяйственной
деятельности ООО «Екатерина»
По виду |
Материально-техническое обеспечение |
Сбыт |
||
По характеру |
Коммерческие |
Технологические |
Коммерческие |
Технологические |
Основные |
Закупка Аренда |
Доставка Хранение |
Продажа |
Хранение |
Вспомогательные |
Юридическое сопровождение сделок |
Предпродажная подготовка товара |
Юридическое сопровождение сделок |
Консультирование покупателей |
Рассмотрим организацию управления товарно-денежными потоками. Главная цель любого коммерческого предприятия, в том числе и ООО «Екатерина» - рост эффективности деятельности. Директор ООО «Екатерина» борется за прибыль в условиях безусловной моральной необходимости расширять ассортимент товаров и поддерживать доступный уровень цен.
Схематично движение товарного и денежного потоков в аптечном предприятии представлено на рис. 3. На нем отражены поставщики, покупатели и аптека, служащая посредником между первыми и вторыми. В общем случае через аптеку идет поток товаров от поставщиков к покупателям и денежных средств в обратном направлении. Задачами персонала ООО «Екатерина» в организации движения товарно-денежных потоков являются: учет «наполнения» потоков, то есть всех финансовых и товарных ресурсов в них вовлеченных; управление этими потоками, проведение операций с ресурсами; контроль за согласованностью потоков.
Рисунок 3. Схема движения и контроля товарно-денежных
потоков на аптечном предприятии
Для реализации этих функций в товарном складе производится приемка и оприходование товаров; их перемещение; возврат поставщику; приемка возвращенных товаров от покупателя; списание и др. (рис. 4).
Товарный склад
Рисунок 4. Операции по организации товарного склада
В ходе диагностики были выявлены следующие основные проблемы реализации функции «организация» в ООО «Екатерина» (табл. 4).
Таблица 4
Анализ основных «разрывов» в организационной структуре
ООО «Екатерина» и возможные пути их устранения
«Разрыв» |
Возможные позитивные моменты |
Возможные негативные моменты |
Организационные пути решения проблемы |
Диапазоны ответственности четко не определены и вследствие этого частично пересекаются, а некоторые функции не выполняются |
Возможна оперативная взаимозаменяемость |
Исполнитель может не понимать, чьи решения необходимо исполнять. Уход от ответственности за принятые решения. Несвоевременность решения вопросов. |
Провести работу по фиксации диапазонов ответственности. Принять «Правила внутреннего делового (трудового) распорядка». Определить систему мотивации персонала. |
Отсутствие полномочий для принятия оперативных решений у руководителей среднего звена |
Экономия средств |
Подавление инициативы. Лишний расход времени. Неоперативность решения вопросов. |
Закрепление диапазонов ответственности, в рамках которых руководитель полномочен принимать решения. |
Отсутствие работ по исследованию рынка (маркетинга) |
Экономия средств |
Несоответствие организационной структуры ориентации на внешнюю среду. Слабая работа с клиентами |
Введение должности коммерческого директора |
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что аптека теряет часть потенциальных клиентов, что связано, прежде всего, с отсутствием клиентоориентированности, незаинтересованностью в совместной продуктивной работе с клиентом, потерей обратной связи с ним. Еще более усугубляет ситуацию отсутствие системы автоматизации учета товаров. Указанные проблемы являются, главным образом, следствием того, что на предприятии не проводится маркетинговая деятельность.
2.3. Анализ реализации функции мотивации
Для выявления ценностных ориентаций и мотивов труда работников ООО «Екатерина» было проведено анкетирование работников.
Таблица 5
Ценностные ориентации и мотивы труда работников
№ п/п |
Характер вопроса |
Процент положительных ответов из общей выборки |
Ценности в Вашей жизни |
||
1 |
Труд на предприятии, постоянная работа |
45,4 |
2 |
Повышение образования, квалификация |
36,3 |
3 |
Семья, ее благополучие и воспитание детей |
54,5 |
4 |
Отдых, развлечения, общение с людьми |
27,3 |
5 |
Здоровье |
27,3 |
Мотивы труда |
||
6 |
Иметь хороший заработок |
48,4 |
7 |
Реализация своих способностей |
34,5 |
8 |
Гарантия занятости |
48,4 |
9 |
Приносить пользу людям |
17,4 |
10 |
Иметь общественное признание труда |
28,2 |
11 |
Иметь возможность встречаться с людьми |
2,0 |
12 |
Участвовать в управлении производством |
16,8 |
Данные таблицы 5 позволяют сделать вывод, что для работников ООО«Екатерина» важнейшее значение из жизненных ценностей имеют: семья, ее благополучие, воспитание детей (54,5%), труд на предприятии, постоянная работа (45,4%), повышение квалификации, образование (36,3%), отдых, развлечения, общение с людьми (27,3%), здоровье (27,3 %).
Ценности жизни обуславливают соответствующие мотивы труда. Так, с ценностями «благополучие семьи» и «постоянная работа» связаны мотивы труда «иметь хороший заработок» и «гарантия занятости». Для трети служащих предприятия основным мотивом труда является «реализация своих способностей и умений» – 34,5 %, высок также процент служащих, чьим мотивом труда является стремление «иметь общественное признание труда» - 28,2 %. Только у отдельных служащих отмечены такие мотивы труда, как «иметь возможность встречаться с людьми» - 2,0 %, достаточно низок процент служащих, мотивом труда которых является стремление «участвовать в управлении производством» – 16,8 %.
Анализ мотивации труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда.
Для фармацевтов, обслуживающих и вспомогательных рабочих в ООО «Екатерина» применяется повременно-премиальная оплата труда. При повременной заработной плате работник получает денежное вознаграждение в зависимости от количества отработанного времени с использованием тарифных систем. Составными элементами тарифной системы являются: тарифная ставка - абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников за единицу времени. Исходной является минимальная тарифная ставка или тарифная ставка фармацевта низшей категории. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда. Тарифные сетки служат для установления соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации. Это совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент низшего разряда принимается равным единице. По квалификации фармацевты делятся на три категории: младший фармацевт, фармацевт и старший фармацевт.
Для оплаты труда директора аптеки, провизора и бухгалтера применяется система окладов и премий.
В ООО «Екатерина» начисление премии производится в процентах к тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время. При невыполнении основных показателей товарооборота премирование не производится. Установленный норматив премии работникам по ООО«Екатерина» – 20 %. Доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера связаны с условиями труда, отклоняющимися от нормальных (работа в сверхурочное время, в праздничные дни).
Основным мотивационным фактором труда работников ООО «Екатерина» является гарантия занятости и оплата труда. При этом большая часть работающих (70 %) в той или иной степени удовлетворены размером заработной платы. Для большой части работников в трудовой деятельности важен фактор реализации своих профессиональных качеств и способностей, а также общественного признания своего труда. Следует отметить, что большая часть работников положительно оценивают организацию труда и его условия на предприятии. Вместе с тем, большая часть работников считает, что их вклад в реализацию производственных задач не всегда оценивается по достоинству, что свидетельствует о необходимости совершенствования в ООО «Екатерина» системы оплаты труда.
Анализ реализации функции контроля
В ООО «Екатерина» используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.