Файл: Анализ прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая система и личность: история возникновения.
1.1. История возникновения правовой системы и личности
1.2. Основное содержание правового статуса личности
Глава 2. Правовой статус личности: принципы, механизм реализации.
2.1. Принципы правового статуса личности
Уже в первых документах присутствовал термин «стандартные правила». [41]
В дальнейшем термин «стандарты» имел место в большинстве подобных документов. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН установила критерии, которыми следует руководствоваться при создании международно-правовых стандартов прав человека. Эти критерии должны соответствовать действующим нормам международного права, иметь базовый характер и вытекать из понятия достоинства и ценности человека. Они должны быть достаточно четкими, чтобы иметь возможность для выделения прав и обязанностей, подлежащих реализации.
Проблема создания механизма защиты прав человека возникла в ходе выработки Устава ООН в 1943-1945 годах. В тот период времени проблема международной защиты в области прав человека стала особенно актуальной. Вопрос о необходимости разработки Декларации был поднят на конференции по выработке Устава ООН в Дурбантон-Оксе в 1944 году. Главной целью провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций».
Была создана Комиссия, которая разрабатывала международные документы по вопросам прав и свобод. Комиссия была создана из 18 членов по принципу равного географического представительства из стран, принадлежащих разным континентам.
Работа над текстом Декларации о правах человека продолжалась в течение двух лет, что свидетельствовало о высокой степени эффективности деятельности членов Комиссии. [24]
Всеобщая Декларация была принята большинством голосов 10 декабря 1948 года на 183 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Декларация явилась первым международно-правовым документом, в котором государства предприняли попытку выделить права человека и отразить перечень прав, которые должны принадлежать каждому человеку и которые все государства должны принимать во внимание и проводить обеспечительные меры. [32]
Например: «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». [1, ст. 2]
Декларацию следует рассматривать как универсальный каталог прав и свобод человека, который должен постоянно расширяться и дополняться и в будущем также не подлежит ограничению. В 1948 году государствам удалось договориться об исходной точке сотрудничества в области прав человека. В Декларации были очерчены контуры совместных действий, и потому документ был принят как рекомендация, а не как юридически обязывающий нормативный акт. Тем не менее, Всеобщая Декларация прав человека является международным договором, поскольку в тот период времени необходимо было с учетом различий в экономических, культурных, религиозных факторах различных стран принять такой договор именно в форме декларации, то есть документа «мягкого права».
Декларация положила начало стандартизации в области прав человека, создав предпосылки для единообразного понимания прав человека в государствах с различными политическими системами. В дальнейшем встал вопрос о необходимости уточнений и дополнений перечня прав человека. Положения Декларации были конкретизированы и расширены в многочисленных соглашениях. [24]
1.2. Основное содержание правового статуса личности
Следует различать понятия «правовой статус личности (человека)» и «правовой статус гражданина». [16]
Правовой (юридический) статус личности (человека) можно определить как совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. [23]
Правовой статус гражданина - это закреплённая в законодательстве совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина определенного государства.
Юридическое положение гражданина отличается от правового статуса человека.
Оно дополняется некоторыми другими правами и свободами, обусловленными правовой связью человека с конкретным государством, гражданином которого он является и обязанностями, возлагаемыми на него государством.
Так, наряду с правами и свободами человека, не являющегося гражданином данного государства, но законно проживающего на его территории, гражданин государства обладает дополнительными правами и свободами: право избирать своих представителей в законодательные и иные органы государства и быть избранным в эти органы, право занимать должности в государственном аппарате, находиться на военной и другой государственной службе.
В свою очередь государство обязано защищать его права в случае их нарушения, при нахождении на территории другого государства и так далее.
Человек, не являющийся гражданином государства, на территории которого он законно проживает, такими правами не обладает. На него в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага. [19]
Нужно видеть различие между категориями «права человека» и «права гражданина».
Права человека - это его естественные возможности, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности в различных жизненных сферах.
Права гражданина - это направленная на удовлетворение интересов человека охраняемая законом мера его юридически возможного поведения, обусловленная принадлежностью этого человека к определённому государству. [16]
Права и свободы не следует отождествлять.
Права личности (человека) - это определённые «свойства и особенности бытия личности», которые являются необходимыми способами и условиями её жизни в соотнесении друг с другом участников общественных отношений в различных сферах жизни, минимально гарантированными государством.
Свободы человека - это его права «от природы присущие», на которые государство и общество должны ориентироваться и максимально их обеспечивать и всячески защищать. [39]
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:
1) личные;
2) политические;
3) социальные, культурные, экономические. [29]
Государственно-правовая наука выработала систему основных прав и свобод, куда вошли:
1) социально-экономические права и свободы граждан;
2) политические права и свободы граждан;
3) личные права и свободы граждан. [22]
Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция России в их последовательном расположении.
В действующей Конституции перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности: сначала указаны личные, затем - политические, а за ними - социально-экономические права и свободы личности. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом 22 ноября 1991 года.
Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. Поэтому такое разделение носит чисто условный характер. [34]
Это права и свободы, которые необходимы человеку для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и так далее. [20]
Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. [2, ст. 20]
С 1998 года Россия, являясь членом Совета Европы, объявила мораторий на смертную казнь. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (например, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и тому подобное). [25]
Признание человеческого достоинства в качестве универсальной и абсолютной, охраняемой государством конституционной ценности является важнейшей характеристикой правового статуса личности в Российской Федерации.
Формула конституционного признания достоинства личности включает одновременно и принципиальные требования к деятельности государства: во-первых, достоинство признается за каждой личностью; во-вторых, государству предписывается охранять достоинство личности, что означает признание возлагаемого Конституцией на государство в лице всей системы его органов и должностных лиц публичного обязательства охранять человека от любых форм унижения со стороны кого бы то ни было (включая само государство), гарантировать, что личность в её взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект. [17]
Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия, то есть не противоречащие закону. Неприкосновенность личности, как и личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека. Он может распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Без его письменного согласия запрещено подвергать медицинским, научным и иным опытам. Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражу. [22]
Арест и задержание, заключение под стражу и содержание под стражей допустимы лишь при условии соблюдения надлежащей правовой процедуры, то есть на основании закона и судебного решения (приговора или санкции).
Положение части 2 статьи 22 Конституции, допускающее арест как меру пресечения в уголовном процессе только по судебному решению, означает, что если ввиду необходимости требование предварительного судебного решения не было соблюдено, то судебное решение должно последовать незамедлительно после ареста. Вместе с тем часть 2 статьи 22 позволяет рассматривать любой не санкционированный судьёй арест в течение 48 часов как задержание, то есть такое ограничение свободы, которое не требует судебного решения. [13]
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает меры пресечения, применение которых связано с ограничением свободы. В соответствии со статьей 97 мера пресечения применяется уполномоченным лицом только при наличии оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. [14]
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. [2, ст. 23]
Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. [21]
Это - суверенитет личности, означающий неприкосновенность его среды обитания. «Неприкосновенность» и «тайна» - понятия, характеризующие природу данного института. Следует различать тайны личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий - врачам, адвокатам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах:
1) в области борьбы с преступностью;
2) при защите здоровья граждан;
3) в условиях объявления чрезвычайного и военного положения.
Субъектом права на неприкосновенность частной жизни, охрану личных и семейных тайн является любой человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Это право может быть ограничено в отношении лиц, задержанных, арестованных и лишённых свободы, страдающих тяжкими инфекционными болезнями. Члены семьи не несут юридическую ответственность за разглашение личных и семейных тайн. Такая ответственность возложена на государственных служащих и иных лиц, которым были доверены эти тайны. Эти лица не вправе разглашать личные и семейные тайны даже после смерти доверителя. [13]