Файл: Анализ прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 23 Конституции говорится о праве на защиту гражданином своей чести и своего доброго имени. В связи с введением понятия «доброе имя» следует отметить, что не каждый человек имеет добрую репутацию. Несмотря на это, наличие у него права на доброе имя присутствует, пока не будет доказано обратное. Право защиты чести может быть реализовано как отдельным человеком, так и группой людей, юридическим лицом, честь которых пострадала в результате клеветы, оскорбления и распространения других позорящих сведений. [37]

Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение таких прав может быть предусмотрено только судебным решением. Это призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.

Существует гарантия реализации данных прав - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Возможно исключение, когда речь идёт, к примеру, о государственной тайне. [20]

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. Причём жилищем признаётся и место временного пребывания человека, и если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуют согласия остальных проживающих. [13]

Национальность - это принадлежность человека к определённой этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Признаётся право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность. [17]

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. [2, ст. 27]

Запрещается воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий.


Статья 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» даёт понятие религиозного объединения. Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В Основном законе РФ есть установление, содержащееся в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (статья 29). [14]

По аналитическим данным ежегодного отчёта американской неправительственной организации Freedom House, степень свободы средств массовой информации (СМИ) в 193 странах мира в 2003 году «серьёзно ухудшилась». В 2002 - 2003 годах общее количество людей, живущих в странах, где СМИ независимы, сократилось на 5%. [28]

Развитие демократических начал в любом государстве всегда представляет очень длинный, сложный и нередко болезненный процесс. Россия постепенно и поэтапно меняется от сталинско-брежневской тоталитарной модели к признанию общепризнанной мировым сообществом системы ценностей.

Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам. [20]

Под политическими подразумевают права, затрагивающие политические интересы человека. Они выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право на свободу искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и другие.

В отличие от личных, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы (человека и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства. [22]

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. [2, ст. 3]


Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание).

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным правом считается право избирать. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется меньшей частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Например, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года. [21]

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. [6, ст. 3]

Среди объединений следует выделить политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение граждан непосредственно в решение государственных проблем. Основной функцией партий следует считать информационную. С помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин по своему усмотрению может состоять в партии или быть беспартийным.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. [2, ст. 32]

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, а также как один из источников информации, необходимый для более объективного решения вопросов общественной жизни. [22]

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на защиту материнства и детства, право на образование. [20]


Существует право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. [2, ст. 36]

К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. [22]

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. [2, ст. 40]

Охрана здоровья граждан это - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического, характера, осуществляемых органами государственной власти и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. [7, ст. 40]

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. [14]


За сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, уголовным, административным и гражданским законодательством установлены соответствующие виды юридической ответственности.

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать. [24]

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. [2, ст. 44]

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

Гарантируется охрана прав авторам интеллектуальной собственности. Незаконное присвоение авторства влечёт за собой уголовную ответственность. [24]

Подытоживая первую главу, можно сделать вывод о том, что в ней раскрывается история возникновения правовой системы. Даётся понятие личности, как первой ценности демократического общества. Анализируется правовой статус личности в Российской Федерации.

Глава 2. Правовой статус личности: принципы, механизм реализации.

Проблемы в социально-экономическом положении и пути их решения

2.1. Принципы правового статуса личности

 Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закреплённые в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина. [30, с. 29]

Эти принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать свои собственные. Число принципов правового статуса человека и гражданина не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции РФ, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве. Вместе с тем, «принципы правового статуса - идеологические категории». [12, с. 58]