Файл: Анализ прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая система и личность: история возникновения.
1.1. История возникновения правовой системы и личности
1.2. Основное содержание правового статуса личности
Глава 2. Правовой статус личности: принципы, механизм реализации.
2.1. Принципы правового статуса личности
В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается всё правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.
К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести следующие:
1) Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина. [15]
На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод.
Провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. [13]
2) Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Основные права не дарованы государством, сам факт рождения человека наделяет его правами.
3) Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод.
Смысл принципа заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Основной закон РФ, напротив, устанавливает ограничения свободы действий человека, которые он не должен совершать. [15]
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. [2, ст. 55]
Осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них. [13]
4) Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина ещё не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишён без законных оснований.
Говоря о принципе гарантированности, в большей мере уделяется внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента, который по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (статья 80), и для Уполномоченного по правам человека, для которого это основная деятельность. Кроме того, статья 45 Основного закона наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. [15]
Часть 1 статьи 17 Конституции гарантирует права и свободы человека и гражданина, закреплённые как в ней, так и общепризнанных международно-правовых документах. Таким образом, в силу данного положения, а также требований статьи 15 Конституции РФ, международные акты по правам человека, в которых участвует Россия, имеют на её территории непосредственное действие, подлежат соблюдению, исполнению и применению всеми субъектами, подчинёнными российскому законодательству, в том числе (и прежде всего) государственными органами.
В числе этих актов можно указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и многие другие. [14]
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. [2, ст. 55]
В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Основного закона РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. [15]
Ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании. [2, ст. 46-54]
Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.
5) Принцип равноправия.
В тексте Конституции России понятия «равенство» и «равноправие» встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.
Термин «равноправие» является юридически более точным, поскольку в нём заложены сразу два начала: «равенство» и «право». Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в статье 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и в статье 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве. [15]
Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории. [18]
6) Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Этот принцип действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый - это взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закреплёнными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определённые обязанности, и наоборот.
Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определённых действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек несёт обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. [15]
2.2. Механизм реализации правового статуса личности
Механизм реализации правового статуса личности - это совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе.
Вопросы защиты прав человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. [22]
Россия является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные Советским Союзом международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека. [20]
Являясь членом Совета Европы, Россия подписала «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмы их защиты. [2, ст. 17, 15]
Изначально Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы Второй мировой войны и навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европы после катастрофы 30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства - участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединённой системы защиты прав человека. [21]
22 ноября 1991 года Верховный Совет принял Декларацию прав, основные положения которой вошли в текст Конституции России. Это свидетельствует о дальнейшем расширении прав и свобод граждан, о их политической раскрепощённости. [22]
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. [10, ст. 40]
В составе парламента России - Федеральном собрании предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается Федеральным собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчётен ему и обладает депутатской неприкосновенностью. [22]
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. [4, ст. 1]
Уполномоченный по правам человека не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. [4, ст. 16.1]
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральному прокурору и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете». [4, ст. 33]
Здесь же следует отметить расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах федерации. [20]
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. [38]
Не подлежат рассмотрению административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке. [3, ст. 218]
2.3. Проблемы между различными группами населения России в социально-экономическом положении и пути их решения
Неравенство в социально-экономическом положении между жителями городов и сельской местности, а также среди жителей различных регионов в России носит традиционно исторически длительный характер. В СССР одним из успешных условий построения социализма было решение задачи по преодолению различий между уровнями жизни населения, проживающего в городе и в деревне. Эта задача не решена до настоящего времени. [20]
По данным Росстата, за первые три месяца 2019 года реальные доходы россиян снизились на 2,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Средние денежные доходы населения за первый квартал текущего года составили 29920 рублей. Это на 3,2% больше по сравнению с тем же периодом 2018 года (29001 рубль) и на 20,9% меньше, если сравнивать с последним кварталом прошлого года.