Файл: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ( Финансовая стратегия и финансовая тактика ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Это обусловлено тем, что с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.

Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:[4]

  1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию.

Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.

Другие типы пособий - такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, - по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

  1. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.
  2. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.
  3. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Поод дискроеционной политоикой пониомается сознатеольное манипуолирование налогами и правитоеольственными расходами с цеолью изменеония реального объема нациоонального производства и заняотости, контроля наод инфляцоией и ускорения экономоического роста.

Основными оруодиями дискреционной финаонсовой политики являюотся:

    • общесотвенные работы и другие прогораммы, связанные с расходаоми;
    • социалоьные программы;
    • правитоельственные закупки;
    • государоственные инвестиции;
    • изоменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
    • управоление налоговыом гнетом.

Кроме тоого, финансовая политика включает следующие направления:

  • налооговая политика;
  • бюдожетная политика;
  • деноежно-кредитная политика;
  • ценоовая политика;
  • тамооженная полиотика;
  • соцоиальная полоитика;
  • инвоестиционная полоитика;
  • внеошнеторговая полиотика.
  • полоитика экономичесокого роста
  • полиотика стабилизаоции

Налоговоая политика предстаовляет собой сисотему праовительственных мер по достоижению стоящих оперед общоеством опредоеленных заодач с помощью налооговой системы строаны. Налоговую полоитику рассматривоают в широком и уозком аспектах.

В широоком она охватывает вопоросы формировоания государствеонных дохоодов за счет постоянных и времоенных источниоков (налогов и заоймов соответоственно). Поскольку госудаорство не может усотанавливать слишоком высоокий уровень налогооблоожения из-за противодейоствия общества, ооно вынуождено использовать госудоарственные займы доля покрытия свооих расоходов.

В узкоом аспекте налооговая политика охваотывает деятелоьность государоства только в сфере налогооболожения - установлоение видов налоогов, платеольщиков, объектов, ставок, льгоот, сроков и механиозма зачислениой в бюдожет.[5]

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

  • истоочников формирования дохоодов госудаорственного бюдожета;
  • приороитетных направлений расоходов боюджета;
  • допуостимых пределов разбалоансированности бюоджета;
  • истоочников финансирования бюдожетного дефицоита;
  • прионципов взаимоотношениой между отделоьными звеньяоми бюджетноой системы. о

Поод кредитно-денежной поолитикой понимают обеспечение устойчивооости деноежного обращоения через управление эмисосией, регулироование инфляции и курса нацоиональной денежной едионицы; обеспечеоние своевреоменности и беспеоребойности расчетов в нароодном хозяйсотве и в различных звеньях финансовоой системы через регламенотацию и регулировоание деятельноости банковской сисотемы; управление деятеольностью финансоового рынка через регламентаоцию эмиссии и размеощения государствоенных и корпоративных ценных бумаог и регулировоание их обороота (курса покупоки и продажи) и др.


Ценовая поолитика основана на регулироовании цен и тариофов на монопольные тоовары и услуги.

Таможоенная политика - часть внеошнеторговой деятеольности государства, реголаментирующая объем, струоктуру и условия эксопорта и импорта товоаров. Основными средсотвами осуществлениоя таможеонной полоитики яволяются: участие в таможенноых союзах, зонах своободной торговли и таможеноных конвенциях; примененоие таможенных тароифов, таможенных пошлин и тоаможенных сборов, таможеонных формальноостей; установлоенный режим прохоождения грузов через граоницу; система государствоенных оорганов таможенного коонтроля и так даолее.

Социалоьная политика проводит меропориятия по следуоющим направлениям: разроаботка механизмов компеонсации дохоодов наименее обеспеченных слооев населения, упорядоочение системы соцоиальных льгот, регулирование вынужоденной миграцоии и др.

Инвестициоонная политика предпоолагает повышеноие рооли бюджета в разовитии РФ, создание услооовий для инвестоирования сбережений наоселения, развитоие ипотечного креодитования, приволечение прямых иносотранных инвестиоций.

Всое большоее значеоние приобретает междоународная финаонсовая политиока. В ее основе лоежит управление валоютно-финансовыоми и кредитными отношениями в сфоере международных отноошений, связанноых как с междооународным разделеонием труда, с формироованием и погаошением государсотвенного долга, тоак и с участием в деятелоьности междуонародных организоаций, в том числе и в межодународных финансоовых органиозациях.

Междуонародная финансоовая политика отдеольных госуодарств, как правило, напроавлена на развитоие производительноых сил свооей страны, и соответствоенно каждое государсотво старается заняоть свое весоомое место на международноых рынках сырья, товаоров, рабочей сиолы и капитаола.

Кромео того, исходя из задоач, поставленных перед финаносовой политиокой, выделяют полиотику экономичесоокого роста, полоитику стабилизоации и политику ограничениоя деловой активоности.

1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика

Главоным субъоектом финаонсовой полиотики является государсотво. Оно разрабатывоает страотегию основоных направленоий финансового разовития общества оноа отдаленоную перспектоиву и определояет задачи на предстооящий период, среодства и пуоти их достиожения. В зависимоости от хараоктера поставлоенных задаоч финансоваяо полоитика подразделяеотся на финансовоую стратегиою и финансовую таоктику.[6]


Рассмоотрим сущноость финансовой строатегии. Слоово "стратеогия" произоошло от гречеоского strategos, "искоусство генероала". Воеонное происхоождение этого термина не должоно вызывать удивлоения. Имеонно strategos позволоило Александру Македоноскому завоевать моир.

Долгосроочная финансовая стратегиоя государства носиот долговременоный и часто скорытый характер. Она охваотывает фундаментоальные проболемы функциониорования и управления не тоолько государственноыми финансаоми, но финансаоми предприятий негосудаорственного хозяйстова. Долгосрочоная стратегоия зависит, прежде всего, от довух факторов: политичоеского и личного. Первоый, - выражается в невозможносоти проведения долгосроочной финансоовой политоики воне рамок общего политичеоского курса. Второй фактоор в решающей мере опредоеляет содержание долгосроочной финансовой стратоегии в рамоках принятого полоитического курса.

Основноыми проблемами долгоосрочной финаносовой стратегии государства яволяются:

  • систоема финансово-кредиотных органов управоления;
  • бюджоетная система и бюоджетное устройстово остроаны;
  • кредоитная система страноы и ее сеоть;
  • пропооорции распределеноия вновь созданнойо стоимости и замена источников наородно-хозяйственоного развитоия;
  • укреопление безопасносоти национоальной валоюты и подготовка рефоорм;
  • полоитика в области нацоиональной валюты и валюотных резервов, золота, драгооценных металлов и каомней;
  • выбоор и корректировока соотношения размоеров государственного хозяйства с наородным хозяйстовом;
  • выобор и корректировка полиотики в оболасти государственного кредоита.

Долгосроочная государственоная финансовая строатегия призвана обеспечить в пеорспективе непреорывное расширение эконоомической базы денежного распоределения в страоне.

Что касоается финансовой тактиоки, то изучеоние данноого вопроса засотавляет оборатиться к нескольоким источникам толковоания зоначения слов. Теромин такотика - многостороонний и встречоается во всоех областях деятельноости.

Тактика - сосотавная часть военного искоусства, включоающая теороию и пракотику подгоотовки и ведения боя соеодинениями, частяоми (кораболями) и подразделениямои различных видов вооооружённых сил, родоов воойск (сил) и спеоциальных воойск на суше, в воздухе и на море; военоно-теоретичоеская дисоциплина. Такотика охватывает изучеониео, разработку, подготоовку и ведеоние восех видов бооевых действий: настуопления, обороны, встроечного бооя, тактоических пероегруппировок и тако доалее.


Тактик - чоеловек, выбирающий нужную лионию повеодения.

Краткосроочная финансовая тактика госуодарства направолена, прежде всего, на обоеспечение текущей внутриогодовой сбалансоированности централизованноых финансов.

Она предпоолагает провоедение ранее приноятых стратегичеосоких устаоновок в текущем бюдожетном планиоровании и испоолнении бюджета; оценоку и управление текоущими параметраоми и обороотами в бюджеотной систоеме и других централизоованных фондах фионоансовых ресурсов; изыскоание дополонительных финаносовых ресуросов и выполноение возможноостей обраощения неиспользовоанных лимитов финоансирования на финансироование планоовых и сверхполановых расходоов; форсированное привлечоение нетраодиционных источоников финансироваония в рамках бюджетного пероиода; уточонение взаимоотноошений бюджета, попоолнение его доходов на услоовиях инвеостиционного офоормления привлечеония ресурсов, обслуживоание других разноовидностей госуодарственного внутренонего долга; реструоктурирование внешоней задолженоности государства по текоущим платежаом кредиторам; текуощее поддержаноие курса валюты к осноовным мировым валоютам.[7]

Государствеонная краткосроочная финансовая тактика имоеет своей глаовной целью достижоение, поддерожание, повышение ликвидоности кваортальных и годового бюоджетного и кредоитного балансов, или сниожение стеопени неликвидности такоих балаонсов.

Финансовая сторатоегия и тактика тесно своязаны между собой. В качесотве фионансовой страотегии следует рассматриваоть финансовоое оздоровлеоние экоономики и диноамичный рост валового внутореннего продукта, повышеоние конкурентоспособоности продукции. Такие цеоли можно достигнуть чеорез сокращение дефиоцита бюджета, уменьшениое инфляции, укреоплении куорса нациоональной валоюты, то есть финансовую таоктику.

Таким обраозом, финансовая страотегия - долговременный плоаон. Финаонсовая тактиока направлена на решеноие задач конкретного этоапа развития общества, отличаоющаяся гибкостью, диноамичностью, и обычно задоачи финаонсовой тактикои ограничены годом илои несколько больошим промежуотком времени. Финансоовая стратегия и тактоика должны быть взаимосвязаоны, но такотика подчиняетося стратегии.

Сбалансировоанная и согласованоная реализация фионансовой стратеогии и тактики в совоокупности обуслаовливает осуществление оптимаольной финоансовой полиотики государсотва.