Файл: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ( Финансовая стратегия и финансовая тактика ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основоным направлением соовременной финансоовой политики являеотся финансоовая стабилизация госуодарственного бюдожета. Финансировоание дефициота федерального бюдожета осуществляется преоимущественно за счет внутренних государственоных заимствований и среодств, поступающоих от приватиоозации федеральной собсотвенности.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе

Главныоми проблемами финаносовой политики Россиои являются:

      • Неосбалансированность бюджоетов всех уровоней и государственноых внебюджетоных фондов;
      • несоовершенство налогоовой систеомы;
      • низокие показатели инвесотиционного финансироования;
      • отсоуотствие единства деонежно-кредитной и финаонсовой политики;
      • неостабильность валютноого курса рубля;
      • неэфофективное использоование государствеонной собстовенности.

Проогноз основных макроэкономических показоателей социальоно-экономичоеского развития Россиоойской Федерации, испоользовавшийся пори разрабоотке финансового плоана до 2023 г., основоан на направлоениях экономоической политики, предоусмотренных Концеопцией долгосорочного социалоьно-экономического развиотия Российской Федоерации (далоее - КДР). КДР произвана обеспечить услоовия для инновационноого развития на осноове инвестоиций в человеческий капоитал, создания благопориятной деловой среоды, повышеония качества госудаорственных институтоов, при сохроанении макроэконоомической стабильноости.

Охаорактеризуем совремеонные проблемы финаонсовой политиоки России.

Низокий уровень сбора наологов - это не тоолько сокрытие выроучки налогооплательщиками, но и фактоическое создание моеханизма ухода от уполаты налогоов через недостатки, заложоенные в правоовых актах, а главоное - постояонное сужение налогооблоагаемой базы в реозультате сокращоения реалоьного ВВП. Пока главоная производительоная сила общестова - эконоомически активный человоек - не имеет возмоожности для свооего нормоального расширенного воспрооизводства, удовлетвоорения социальноых потребноостей, образуется "порочноый круг": нет дооходов, нет спрооса на продукциою, нет развития произвоодства, нет инвесотиций, нет накополений, растет импоорт, растут долги, неплаотежи, процентоные ставки, спекулятоивные сделки, поадает национальная ваолюта, сокращоается уроовень жизни, увеличиваеотся зависимость от иносторанного капиотала.[12]


Возможоности сокращения расоходов федераольного бюджета практоически исчерпаны. Речоь в настоящее вреомя может идти лоишь об оптимоизации структуры расхоодных статей. Отдеольно следует скоазать о расходоах на обслуживание госоударственного доолга. Необходоимо решить вопроос о реструктуризацоии государственного доолга и устаноовлении верхней гроаницы доходности поо государственоным заимствовоаниям. Финансиорование бюджетного доефицита за счет эмиоссии государсотвенных ценноых бумаг с низкой бюдожетной эффективоностью приводоит к потере управоляемости государственноым долгом.

Дальнейошие пути развитиоя общества предпоолагают либо движеоние к сужению фунокций государсотва в области экоономической и социаольной политики, углуоблению регионаольного сепаратизмоа, либо к укрепленоию основ государственноости на федератоивной осноове с четко очерчеонными геополитичесокими функциями в оболасти интеграцоионных процоессов.

Стратоегический курс в сфеоре государственноых финансов - это, проежде всего, реальоный бюджет. А это озноачает, что до тоех пор, пока экономоика не "встанет на нооги" путем возроождения произвоодства, у государсотва нет оснований длоя популистских заяволений относительоно возможностей роешения социально-эконоомических прооблем за счеот централизоованного общегосудоарственного фонда финаонсовых ресуросов.

Сокоращение государственоногоо сектора эконоомики и увеличение очаостной собственоности в ключевых отраослях, включая еостественные монопоолии, не приовело к увеличению доходноой базы госудаорственного бюджетоа, росту объемов прооизводства.

Для фоормирования дохоодной базы бюджоетов всех уровней осообое значение иомеет проблема их касосового исполнеония. В процессе управлеония финансоовыми потоками госудаорства возникают воременные кассовые разроывы. Минимооиозация остатков на отодельных бюджеотных счетах возможна лоишь с перехоодом к единому счеоту Федерального каозначейства, что обесопечит централизоацию всех средств бюоджета.

Такоим образом, важно пороводить согласоованную финансовую, деонежно-кредитноую и социально-эконоомическую полиотику, направленную на инотересы широкоих слоев населения, созодающих националоьное богатство и облаодающих огромоным интеллектуальоным потенциалом. Преоодоление финоансового кризоиса находится в плоскоости макроэкономичеоской стабилизаоции на базе оживлеония, развития реальоного сектора эконоомики, приводяощего к расшироению налогооблагаеомой базы, и укреполения геополитичеоских и стратегичоеских позиций Рососии.


3.2 Пути совершенствования финансовой политики государства

Рассмоотрим пути решениоя проблем финаносовой поолитики.

Сбалаонсированность бюдожетов и внебюоджетных фондов можеот быть достигноута за счет увелиочения сбора налоогов и сокращения расоходов, расширеония эмиссиоонных и неэмиссионных исоточников финансиорования бюджетноого дефиоцита.

Увелиочеоние сбора налоогов достиогается путем расшоирения налогооблоагаемой базы, сокращеония просроченоной задолженности, усоиления финансового конотроля, измененоия порядка зачислеония платежей по уроовням бюджетной сиостемы, введения госуодарственной монопоолии на произоводство алкогольной проодукции. Осообую роль играет измеонение налоогового законодательоства.

Для решеноия проблемы постороения реальноого бюджета необоходимо создаоть все условия, чтобы накопленоия, активы, соозданные в России, рабоотали в ее интоересах, как это делается в строанах с разовитой рыночной экономоикой. В этом важонейшая задача всех ветовей власти, предпроинимателей, населеония.[13]

Расоширение совокупного проедложения в совроеменных условиях моожет обеспечоить только инвестициоонное финансированоие за счет внутреонних и внешоних заимствований, сбереожений средних слооев населения, а такоже лиц, получаюощих высокие и сверхвоысокие доходы, средсотв нерезидеонтов.

Боольшое значение имоеет стабилизация ваолютного курса руобля. Необхоодим комплекс мер по огроаничению спекуляоции на валютном роынке. Напоример, проводимая в пооследние годы денеожно-кредитная полиотика "подтоалкивает" и вынуждает насеоление к использовоанию иностранной ваолюты в каочестве основной формы сбереожений в целях сноижения инфляциоонного риоска. Это негативно влияет на валоютный курс руобля, искажая реаольное соотноошение рубля и доллара по паоритету покупательоной способносоти. Такие вложоения носят в основном спекуолятивный харакотер и напрямую завиосят от макороэкономических показателоей. Выход из создавошейся ситуации выоглядит таок: огосударство создает предпосоылки для конвертацоии иностранной воалюты, прионадлежащей физическим лицоам и хранящейся вное банковской сисотемы, в рублоевые активы, для привлеченоия средств на счета кооммерческих банкоов, для гараонтирования сохранности вклоадов и их индекосации. Одновремоенно в осноову денежно-кредитной полоитики оно заклаодывает регулироование процентноых ставок.


Необоходимо повысить пеорсональную ответственоность представоителей государсотва в органах упоравления корпораций, дооля акций котоорых принадлеожит государстову, за эффективное испоользование актоивов, налаживоание кооперационных свяозей и создание условоий для привлеочения инвестоиций. Соответствующие полоожения должны быоть предусмоторены в контракотах, заключаемых с предоставителями государоства. Следует обеспоечить постуопление в бюджет диовидендов, арендной полаты от испоользования государоственного имущесотва. Для этого целесооборазно активизировоать работу Центраольного фонда храонения и обработки инфоормации фондоового рынка - Центроального депозитоария и единой национальоной депозитоарной системы, сформоировать систему довоерительного упраовления государоственными пакетаоми акций и другой собоственностью, создаоть полный реоестр объектов недвиожимости, включая незоавершенное строитоельство на федероальном и регионоальном уровнях, обоеспечить подтвержденоие прав РФ на заорубежную собствоенность и повышеоние эффективности ее испоользования.

Цеолесообразно соответоствующими правовоыми актами Правиотельства РФ решоить вопрос по счетоам Государственного тамооженного комитоета РФ и госудаорственных внебюдожетных фондов, среодства которых остаюотся в распооряжении коммерчоеских банков на достоаточно длительное времоя. Эти ресуоорсы могли бы эффектоивно использоватьося на покрытие времеонных кассоовых разрывов бюджоета. В целом казноачейская система треобует сероьезного реформированоия и придания ей саомостоятельного статоуса по аналоогии с имеющимся зарубоежным опытом в цеолях укрепления финаонсовой дисоциплины и разведения прооцессов составлеония, утверждения и испоолнения бюджеота, которые в настояощее время сконценотрированы в Минофине РФ.

оНеообходима ориентаоция финансовой и деонежно-кредитной полоитики Россиои на ее геополитичесокие интересы. А оноио, прежде всего, нахоодятся в предеолах стран СНГ. Ориеонтация государоств СНГ на использоование во взаимноых расчетах доллаора США, привлечеоние крупных внешоних займов, сущестовенно увеличивающоих нагрузки на бюоджеты, вызывает сложноости с погашоением задолженносоти, обеспечением сбоалансированности платеожных баланосов.

Одоин из наиболее пероспективных подоходов к повышеонию эффекотивности бюджетного сектоора связан с рефоормированием систоемы оплаоты труда в государствоенном секторе. При эотом речь идет не о просотом увеличеонии заработной плаоты работников. Задоача состоит в созданоии механоизмов, обеспечивающих, во-оперовых, постояонное приспособлоение уровня зарабоотной платы рабоотников к условиям на рыонке труда, и во-второых, оказываоющих серьезное стимоулирующее воздейоствие на производиотельность труда в бюоджетном сектооре.


Приноимая во внимание состоав бедных домохоозяйств, для ослаболения социоального неравенства необходоимо разработать проограмму, направлоенную на повышеоние качества жизни соцоиально-незащищоенных категорий граождан (инвалидов, мноогодетных, неполоных семей, пенсиоонеров и т.д.). Значитоельная часть российоских бедных сконцеонтрирована у чероты бедности, и толькоо для десятой их часоти бедность озноачает практичоески отсутствие средоств к существовоанию.

Такоим образом, для решеноия вышеперечислеонных проблем необхоодимо:

  • обеспеочить сбалансировоанность бюджеотов и их утверждеоние на базе реального прогоноза макроэконоомических показатоелей;
  • реализоовать комплекс моер по расширению налоогооблагаемой баозы;
  • устаноовить верхние граноицы доходноости по государствеонным заимствованиоям, расширить операцоии Банка Россиои на открытом рыонке;
  • стабиолизировать валютноый курс рубля чероез усиление контороля со стороны Баонка России за валютныоми счетами и опероациями коммероческих банков, создоание предпосылок доля конвертоации наличной иносторанной валюты физичеоскими лицами в руболевые актоивы;
  • сформироовать систему довеорительного управлоения государсотвенной собственностьоюо в России и за руобежом;
  • рефоромировать систеому казначейсокого исполнения бюоджета, обеспечив ее прозорачность, повыосив статус, расшоирив сферу применеония;
  • ороиентировать денежноо-кредитную полоитику на регулиорование процентоныхо стаовок.

Реаолизация перечисленноых мероприятий позоволит оптимиозировать реализацоию финансовой политиоки государства, саом процесс ее разраоботки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На осноовании проделанноой работы можно сделатоь следующие вывооды.

Госоударственная финансоовая политика преодставляет собой чоасть социалоьно-экономической полоитики государсотва по обеспеочению сбалансоированного роста финоансовых ресурсов во всоех звеньях финаонсовой систеомы страны. Цельо финансоовой политики пороявляется в выполонении конкретноых стратегичесоких задач и решеонии тактических вопоросов использовоания функциональоного предназначения фионансов.

Исхоодоя из задач, посотавленных перед финансоовой политикой, выдеоляют политиоку экономическоого роста, политику стаобилизации и политоику ограниочения деловой актиовности. При реализацоии финансовой политиоки ключоевое значение имеет фионансовая стратегия и фионансовая тактоика.