Файл: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ( Финансовая стратегия и финансовая тактика ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Основные направления финансовой политики России
2.2 Особенности финансовой политики России
2.3 Оценка финансовой политики РФ
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Таким оброазом, можно сделать воывод о том, что государсотвенная финансоовая полоитика представляет собойо часть социально-экономиоческой политики госуодарства по обеспоечению сбаолансированного роста финоансовых ресурсоов во восех звеньях финансовой систеомоы страны.
Важныом аспектом прои анализе фионансовой политики государоства является изучеоние финансовой стратоегии - долговременного плоана. Финансовая такотика же напоравлена на реошение задач конкретного этаопа развития общоества, отличающаяся гибкоостью, динамичноостью, и обычоно задачи финоансовой тактоики ограничены гоодом или несколько больошим промежутоком времени. Финансовая стратоегия и тактиока должноы быть взаимосвяозаны, но тактика подчоиняется строатегии.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Основные направления финансовой политики России
Рассмоотрим основные направлениоя финансовой полиотики Россиои.
Содеоржанием налоговой полоитики в среднесрочонойо перспеоктиве являетося определенный налогоовый маневр, которыой будет заклоючаться в снижеонии налоговой нагроузкио на труд и капиотал и ее повыошении на потреблоение, включая дорогоуюо недвижимость, ноа рентоные доходы, возникающоие при добыче природных ресурсов, а таокже в перехооде к новой системе наологообложения недвижоимого имущества.
Финаносирование дефоицита федерального бюоджета будет осуществлятоься преимущественно зао счоет государстовенных заимсотвований и средств, посотупающих от приватизацоии федеральной собственоности. В 2016-2018 годоах государственные заимоствования выступоают основныоми источникаоми финансирования дефоицита федерального бюоджета.
В ообласти государствеонных внутренних заимствоований Российской Федераоции реализация долговоой политики в 2016-2018 годаох направлена на решеноие задач финансированоия дефицита федералоьного бюджоета и развития рынока государственных ценныох бумаг. При этом клюочевое значение имеет повоышение ликвидности рыноочной части государствоенного внутреннего долога Российской Федеорации, выраженного в госудоарственных ценных бумоагах, расширение круога инвесторов в государоственные цоенные бумаги, пододержание сбалансироованной по срокам структуры госудоарственных ценноых бумаг.
Поомимо государственоных заимствований, на финаонсирование дефиоцита федералоьного бюджета напроавляются средства от приваотизации федеральоного имущеоства. Финансироваоние федерального бюджеота средстваоми от приватоизации федерального имоущества представлено в таблиоце 1.
Таблица 1.
Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества, млрд. руб.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Средства от приватизации федерального имущества |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
Источник: составлена на основании данных www.minfin.ru
Сроедства от приватизацоии федерального имуощества всего за пероиод 2016-2018 гг. сосотавят 883,5 млорд. руб.
В целоом, объем внутренниох заимствоваоний в форме государствоенных ценных бумоаг и средств от приоватизации за пеориод 2016-2018 гг. сооставят 4785,3 омлрд. руб.
Объеом внутренних и вноешних заимствоований за периоод 2016-2018 гг. состаовят 49806 млрд. оруоб. Таким образоом, финансиорование дефицоита федералоьного бюджета буодет осуществляоться преимуощественно за счоет внутреноних государственоных заимствованоий и средсотв, поступающоих от приватиозации федералоьной собственноости. Источниоки финансироования дефициота федерального бюдожета представлоены в таблоице 2.
Таблица 2.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб.[8]
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Всего источников: финансирования дефицита |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
3,1 |
2,8 |
увеличение |
2 658,3 |
2 727,9 |
уменьшение |
- 952,9 |
- 972,7 |
Источники внутреннего финансирования дефицита |
1 628,5 |
1 680,9 |
увеличение |
2 433,7 |
2 509,4 |
государственные ценные бумаги |
2 009,1 |
2 090,9 |
приватизация |
276,1 |
309,4 |
уменьшение |
- 805,3 |
- 828,6 |
из них: государственные ценные бумаги |
- 518,9 |
- 616,6 |
Объем внешноих обязательств РФ до 2018 г. возорос в 1,5 раза, оставаоясь в предоелах 2,3 трлн. руб., а внутроенних - возрос в 2,5 раза, достиогнув 8,5 трлон. руб.
Такоим образом, основоным направлеонием современной финаносовой политиоки является финансоовая стабилизаоция государственного бюдожета. Финаносирование дефиоцита федералоьного бюджета осуществоляется преимоущественно за счет вонутренних государоственных заимствоований и средоств, поступающих от проиватизации федероальной собственноости.
2.2 Особенности финансовой политики России
Главоной целью финансовоой политики и средноесрочной перспекотиве стали: поовышение качества жоизни населения, обесопечение безопасноости и правопороядка, развитие инстоитутов гражданскоого общества и повышоение конкуренотоспособности эконоомики.
В насотоящее время в Рооссийской федераоции решается ряд важнеойших задач в роамках финансовой поолитики. Наиболоее важными их них являоются следуюощие:[9]
- Созодание необходиомых условий для коонцентрации значительногоо по объему поотока финансоовых ресурсов. Это одона из приоритетных заодач, которую реошают в настояощее время правительоственные структуры, а такоже Министеорство финаносов РФ.
Свяозано это главным образоом с негативныоми тенденциями, кооторые наблюдоается в экономической сфоере в мире. Их влияоние отразоилось и на эконоомических процессах, проиосходящих в Россиои, поэтому грамоотная полиотика на современном этаопе имеет большее знаочение. Её роль замоетно возоросла. Теперь она доложна не только обесопечивать эффектиовное фунокционирование государстова, но и обеспечивоать его развитие в услоовиях криозиса.
- Еоще одним из важонейших направлеоний является поддеоржка учреждеоний социально - эконоомической сферы строаны. Именно предпориятия данноой сферы в условиях кризисоных явлеоний, наблюдающиохся в стране, замеотны наиболее остро. Отсуотствие источноиков финансировоания своей деятеольности делает предпроиятия и учреждеония данноого сектора незащоищенными в условиях кроизиса. При этом стооит сказать, чтоо их роль значитоельна, поскольку они опоределяют качесотво жителей строаны. В этой своязи во многом по даноной причине госудоарственные струкотуры обесопечивают необходимое финоансирование для поддоержания эффектоивного функционоирования предприяотий данной сферы.
- Еоще оодной задачей, кооторая на данный момоент имеет для соотраны приоритетноое значение, являоется поддержка малогоо бизнеса. В настоящее время он переоживает не самые луочшие времена. Имоенно потому финансоовые вливания ноа стадии станоовления имеют большоое значение, во мноогом определяоющее его дальнейошее развитие и станоовление как класса в онашоей стране. Тоакже необходимо отометить, что эконоомический блок правиотельства осуществоляет поддержку преодприятий, котороые не слабо конкуорентные с зарубежоными предприятиоями. Для того чтобы ослоабить конкуреноцию в ряде сфер, годе позиции россиойских предприятий не таок устойчивы, приниомаются различоного рода решеония. В частности, для пооддержки отечествеонного автопромоа было прионято решение об увеличеонии пошлин на ввозоимые поддержоанные иномоарки. Это, по мнению влоастей, будет ключоевым элементоом, обеспечиовающим развитие отечоественной автомобоильной промышленоности.
- Крооме этого финансовоая политика в наостоящая время стала болоее ориентированоной на привлеочение инвестицоий. Многие предприяотия в условиях финоансового кризоиса уходят с россоийского рынка, что наноосит значительноый ущерб экономоике страны, затормаоживая её развитие. Имеонно поэтому госуодарство активноо работает в этоом направлении, созодавая необходиомые условия для инвесоторов, делая их боолее привлекательноыми.
Таоким образом, роль финаонсовой политоики в современных условоиях значителоьно повышается. Она обеспеочивает развитоие экономики государсотва, а тоакоже уровень активизаоции и дальнейшего роста экономичоеских процесосов в страоне.
2.3 Оценка финансовой политики РФ
Для того чтообы оценить эффекотивность финансоовой политоики рассмотрим ее в разорезе основных направлоений.
В Бюджеотном послании поставленоы приоритетные задоачи бюджетоной политики, опредеоляющие стратегию развоития страны, в тоомо числе:[10]
- интегроация бюджетного планоирования в процеосс формированиоя и реализации долгоосрочной стратегии разовития страны, в тоомо числе и преожде всего - путем поолномасштабного внедорения программно-цеолевого принцоипа организации деоятельности органов исполонительной власоти и, соответствоенно, программных боюджетов;
- улуочшение условий жизни чеоловека, адресное решеоние социалоьных проблем, повоышение качества госуодарственных и муниципоальных усолуг, стимулироваоние инновационного разовития страны;
- поовышение отдачи от испоользования государственноых расходоов, в том чисоле за счет формированоия рациональной сети гоосударственных учрежденоий, совершенствования пеоречня и улучшения качестова оказываеомых ими усолуг; о
- эффективная децентроализация полномочий публиочно-правоовых образованиой.
Крупонейшими направлениоями расходов федерального бюдожета явиолись расходы ноа социальную политоику (29,8%), национальную обоорону (16,9%), националоьную безопасность и проавоохранительную деятоельность (14,3%). На националоьную экономику прихоодится 12,6% расходов боюджета.
Правоительство утвердиоло порядок разоработки и реализоации госпрогроамм, сформировало переочень из 41-й государствеонной программоы. Структура пероечня программ посторооена исходя из осноовных направленоий государственноой политики, обозначенных в Концоепции долгосроочного социально-экоономического развитоия Российской Федоерации на пероиод до 2020 года. Расосмотрим реализациою данных проограмм.
Основноые программы расхоодов:[11]
"Доступоная среда на 2014 - 201о8 годы" (постоановление Правитеольства Российской Федоерации от 17 маорта 2014 г. № 175);
"Инфоормационное общоество (2011 - 2020 гооды)" (распоряжеоние Правительоства Российской Федераоции от 20 октоября 2010 г. № 1815-р).
Крооме того, утверждена госуодарственная прогроамма Российскойо Федерацоии "Энергосбережение и повыошение энергетичесокой эффективоности на периоод до 2020 года" (распоряожение Правительства Россоийской Федераоции от 27 декаброя 201о0 г. № 2446-р).
В целях аналоитической рабооты все госпрогроаммы распредеолены по пяти группам: "Новооео качество жиозни" (13 госпрогорамм), "Инноваоционное развитие и модеронизация экоономики" (17 госпрограмм), "Обесопечение национальноой безопасности" (2 госпорограммы), "Сбалаонсироованное региональоное развитие" (3 госпрогроаммы) и "Эффективное госудоарство" (5 госпрограомм).
Важнеойшим фактором провоодимой налоговой политиоки являеотся необходиомость поддержания сбалансиорованности бюджетной сисотемы.
Основоными направлениями налооговой политики на плаоновый пероиод, одобреноный Правительством Россиойской Федерации, преодусматривалось внесение измоенений в законодательсоотво о налогах и сбоорах и принятиое нормативныох правовых актов по следуоющим направлоениям:
- Налооговое стимулирование инноваоционной деятельоности и развития человеческого коапитала.
- Мониоторинг эффективности налооговых льгот.
- Ноалоог на добавленную стоиомость.
- Акцоизное налогообложоение.
- Наолоог на прибыль органоизаций.
- Налоогообложение прироодных ресурсов.
- Ввеодение налога на недвоижимость.
Мехоанизм снижения тароифов страховых взноосов поривел к сниженоию эффектоивной ставки обложения взноосами, причем в наоибольшей степоени выгодоы от такого снижения полоучило большинство рабоотодателей (в состоаве работноиков у которых нахоодятся как низкооплачиваеомые категории, таок и категоории, заработная плата котоорых превышает средоние показатели поо российоской экономике), поскоольку снижение эффектоивной ставки обложеония взносаоми коснулось всех рабоотников, чья годовая зароаботная плата составлояет 720 тыосяч рублей и меноее.
Такоим образом, финансоовая политика была напоравлена оптимизацоию бюджетоной и налоговой полиотики, повышение качеоства и уровня жизони населеония, оптимизацию бюджеотных расходов. Вышеоизложенное позволояет сделоать вывод о том, что финаонсовая политика напоравлена оптимизаоцию бюджетоной и налоговой политиоки, повышение качеоства и уровня жоизни населеония, оптимизацию бюджетноых расходов.
Приороитетом бюджетной полоитики стало сокраощение бюджетоного дефоицита, приближение к сбалансиорованному бездоефицитному бюджеоту за счет повыошения налогов и оптиомизации расхоодов, а также пополнеоние бюджетоных фондов.