Файл: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ( Финансовая стратегия и финансовая тактика ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Основные направления финансовой политики России
2.2 Особенности финансовой политики России
2.3 Оценка финансовой политики РФ
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной курсовой работы является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики России.
Целью курсовой работы является исследование финансовой политики России на современном этапе, выявление недостатков и поиск путей ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
- исследовать понятия, цели и принципы формирования финансовой политики государства;
- рассмотреть виды финансовой политики;
- проанализировать финансовую стратегию и финансовую тактику;
- изучить основные направления финансовой политики России;
- произвести оценку финансовой политики РФ;
- выделить особенности финансовой политики в России;
- определить проблемы финансовой политики РФ;
- выявить пути совершенствования финансовой политики государства.
В основу работы легли труды таких авторов как Бабич, А.М., Чернова, Е.В., Ковалев, В.В., Вахрин, П.И., нормативные документы, материалы периодической печати, электронные ресурсы.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: аналитический, табличный, эмпирический и другие.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования и реализации финансовой политики. Во второй главе проводится анализ финансовой политики России. В третьей главе выявляются проблемы финансовой политики России и пути ее оптимизации. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Различные авторы предлагают различные определения финансовой политики. Рассмотрим некоторые из них.
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.
Финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.[1]
Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
В качестве главной цели финансовой политики государства могут выступать только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека. В результате кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, наоборот, ухудшилось. Это шло "в разрез" с основой целью государственной финансовой политики.
Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:
- повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
- оздоровление и структурная перестройка экономики;
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Указанные цели позволяют сформулировать основные задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
Содержание финансовой политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие принципы:[2]
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения.
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:
-
- методы распределения национального дохода;
- способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных;
- методы образования государственных целевых фондов;
- виды платежей в бюджет и целевые фонды;
- финансовое планирование и прогнозирование;
- финансовый контроль.
- регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.
Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).
Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
-
- Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
- Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
- Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).
- Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.
1.2 Виды финансовой политики
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.[3]
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежание кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
- уменьшение правительственных расходов;
- увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Известно также, что существуют два типа финансовой политики:
- дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;
- недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.