Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Проблемы и факторы эффективности менеджмента человеческих ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При разработке и внедрении на предприятии программ нематериального стимулирования руководство компании обычно ориентируется на достижение баланса между интересами и возможностями компании и интересами и потребностями ее сотрудников.

Основным материальным стимулом к труду в ИП Клочкова С.Н. является оклад сотрудника; на предприятии установлено единовременное вознаграждение за выслугу лет. Данное вознаграждение выплачивается работникам, руководителям и служащим, проработавшим на данном предприятии полный календарный год.

Темпы роста производительности труда превышают темпы роста ФОТ (прирост производительности труда в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 13,5%, ФОТ – 7,6%, чтобы не допустить снижение производительности труда, необходимо повысить материальную заинтересованность в труде сотрудников ИП Клочкова С.Н.).

О степени эффективности мотивационного механизма можно судить, в частности, и по состоянию морально-психологического климата в коллективе. Для того, чтобы определить это состояние, руководством проведено анкетирование (ноябрь 2017 года). Основная цель первого опроса – выявление психологического климата ИП Клочкова С.Н. (анкета представлена в Приложении 1). Результаты анкетирования представлены в таблице 13.

Таблица 13

Ответы респондентов (сотрудников ИП Клочкова С.Н.) на основные вопросы анкеты

Вопрос

Ответ

Психологический климат (+ или -)

Каким образом построения система

принятия решений в организации?

Большинство респондентов (около 92%) ответили, что система управления построена

по принципу единоначалия, при этом 8% респондентов затруднились дать ответ.

-

Как вы можете охарактеризовать ваши отношения с руководством?

Отношения сугубо деловые в рабочем процессе – 100% голосов

-

Какое место вы бы отвели себе в коллективе?

80% респондентов – передовые позиции

3% респондентов – дискриминация в коллективе

17% - нейтральное положение

+

Какие бы вы охарактеризовали социально-психологический климат в вашем коллективе?

10% респондентов – психологический климат положительный, дружеский

90% респондентов – негативный климат в коллективе

-

Составьте руководящий портрет вашего руководителя.

Целеустремленность, жесткость в управлении, ориентация на достижение результата, доверительные отношения с подчиненными – 99% респондентов

+

Какие наиболее яркие черты характера руководителя (директора) вы можете выделить?

Целеустремленность, жесткость в управлении, ориентация на достижение результата – 100% респондентов

-

Как ваш руководитель относится к опозданиям и мелким нарушениям?

Система штрафов – 100% респондентов

-

Как вы можете охарактеризовать ваши отношения с руководством?

10% респондентов ответили, что отношения с руководством охарактеризовали бы как дружеские,

90% - как сугубо деловые

-


Обобщим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 6).

Рисунок 6. Результаты социологического опроса мнения сотрудников относительно стиля управления в ИП Клочкова С.Н.

Как видим, большинство сотрудников положительно не оценивают морально-психологического климат в коллективе.

Для определения степени удовлетворенности материальным стимулированием был проведен опрос №2 (таблица 14).

Таблица 14

Ответы респондентов (сотрудников ИП Клочкова С.Н.) на основные вопросы анкеты

Вопрос

Ответ

Отношение (+ или -)

1

2

3

Есть ли у компании все необходимое для нормальной работы?

Большинство респондентов (около 98%) ответили, что в организации не соблюдены условия для рабочего процесса

-

Удовлетворены ли вы объемами материального стимулирования?

Около 60% сотрудников отметили необходимость повышения заработной платы

+/-

Удовлетворены ли вы объективностью системы материального стимулирования?

99% персонала определили свое отношение как неудовлетворительное

-

Удовлетворены ли вы системой премирования и штрафов?

90% респондентов – жесткая система штрафов за нарушения

-

Каким образом построения система материального стимулирования в целом?

Только 10% опрошенных определили свое положение в фирме как положительное

-

Как ваш руководитель относится к опозданиям и мелким нарушениям?

Система штрафов – 100% респондентов

-

Продолжение таблицы 14

1

2

3

Как бы вы оценили сформированную систему обучения в организации?

100% респондентов – система обучения отсутствует (сотрудники повышают квалификацию за счет собственных средств)

-

Итоги анкетирования свидетельствуют, что сотрудники не удовлетворены уровнем и организацией материального стимулирования. Большинство сотрудников предприятия считают желательным повышение основного оклада.

Несмотря на то, что на основе проведенного опроса выявлено предпочтение материального стимулирования работников, нематериальным стимулам также необходимо уделять внимание.


Грамотное нематериальное стимулирование способно значительно улучшить морально-психологический климат в коллективе, способствовать не только созданию благоприятной атмосферы, но и положительно сказаться на трудовой активности работников и повышению их лояльности.

Основные формы нематериального стимулирования, используемые в ИП Клочкова Е.Н.:

  • почетные грамоты;
  • размещение фотографий на доске почета;
  • скидки на услуги или товары компании;
  • коллективные рекреационные мероприятия и др.

Одной из проблем системы управления персоналом и кадровых технологий является проблема слаборазвитой системы обучения сотрудников.

Таблица 15

Методы обучения и развития персонала в ИП Клочкова С.Н.

Метод

Наличие

1

2

Лекции

Отсутствует, так как придерживаются в большей степени обучения на практике

Продолжение таблицы 15

1

2

Инструктаж

Присутствует. В форме объяснения поставленной задачи перед сотрудником

Аction learning (активное обучение)

Присутствует. Руководитель организации ярый приверженец данного метода, так как считает, что самым лучшим обучением считается обучение в процессе выполнения реальных задач.

Метафорическая игра

Присутствует. По словам руководителя данный метод активно используется при решении творческих задач, требующих отвлечения от основной деятельности.

Наставничество

Присутствует. Во время практики помимо «партнера» к новичку добавляется наставник, который контролирует процесс обучения и адаптации.

Тренинги и курсы повышения квалификации

Отсутствуют.

Таким образом, анализ показал, что приоритетными методами обучения являются методы: action learning, метафорическая игра; методы основаны на самостоятельной работе обучающегося и включают реальный опыт, и развитие практических навыков. Метод тренинговых программ не используется. Это серьезное упущение руководства компании, так как тренинги давно и прочно зарекомендовали себя как высокоэффективный и вместе с тем относительно недорогой метод обучения. По нашему мнению тренинги необходимы для повышения квалификации сотрудников ИП Клочкова С.Н. и вписываются в модель обучения и развития персонала.


На совете руководителей (участвовали генеральный директор, кадровый работник и главный бухгалтер), который был проведен 15 декабря 2017 года, сформулированы основные проблемы в работе с персоналом. Проблемы и пути решения системы управления персоналом и кадровых технологий ИП Клочкова С.Н. представлены в таблице 16.

Таблица 16

Проблемы системы мотивации персонала ИП Клочкова С.Н.

Проблема

Путь решения

1

Рост конфликтного поля в коллективе, который снижает заинтересованность сотрудников труде и росте производительности

Целесообразно совершенствование нематериального стимулирования за счет:

  • проведения корпоративов, совместных коллективных мероприятий;
  • возможности принятия участия в разработке управленческих решений.

2

Неудовлетворенность сотрудников системой мотивации и стимулирования

Целесообразно совершенствование материального стимулирования:

  • внедрение системы премирования.

3

Слаборазвитая система деловой оценки сотрудников и системы обучения

  1. Целесообразно автоматизировать систему деловой оценки (для целей сокращения ошибок при ее проведении).
  2. Целесообразно внедрить систему тренингов для повышения квалификации сотрудников.
  3. Целесообразно внедрить систему планирования системы обучения.

Для выявления проблем представим также матрицу SWOT-анализа. Определим сильные и слабые стороны ИП Клочкова С.Н., а также возможности и угрозы со стороны внешней среды.

Таблица 17

Матрица SWOT-анализа ИП Клочкова С.Н.

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

Угрозы

Рост спроса на продукцию

Представление налоговых каникул малому бизнесу

Экономический кризис

Повышенная конкуренция на рынке

Сильные стороны

Высокое качество обслуживания клиентов

Новое направление деятельности – продажа шуб из искусственного меха

Высвобождение части собственных средств (возможность их направления на развитие бизнеса) (стратегия диверсификации)

Отслеживание качества услуг (стимулирование работников к росту производительности труда)

Формирование постоянной клиентской базы (стратегия лидерства в издержках)

Положительный имидж ИП

Расширение ассортимента для роста клиентской базы

Удержание клиентов за счет качества услуг, подкрепленного положительным имиджем фирмы

Акцент на реализации продукции, отличной от конкурентов

Слабые стороны

Высокий уровень текучести кадров

Стимулирование ценных работников с целью их удержания в компании

Ориентация на сотрудников, преданных фирме. Возможно сокращение штата

Недостатки системы мотивации и стимулирования

Недостатки системы обучения


В качестве вывода важно отметить следующее: прибыль в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросла на 1043,722 тыс. руб. или на 187,42 %, что было вызвано:

  • ростом выручки от реализации на 13,5 %;
  • более медленными темпами роста себестоимости по сравнению с выручкой (всего 11,15 %).

Фактическая среднесписочная численность всего персонала в 2017 году составила 24 человека. Производительность труда продемонстрировала положительную тенденцию (рост в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 274,1 тыс. руб.).

ИП Клочкова С.Н., таким образом, для целей поддержания и совершенствования деятельности важно обеспечить поиск путей совершенствования кадровых технологий (предложено ориентироваться на совершенствование системы мотивации и стимулирование труда, системы обучения).

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИП КЛОЧКОВА С.Н.

3.1. Мероприятия по совершенствованию кадровой работы и системы управления персоналом

Анализ кадровой работы и системы управления персоналом в ИП Клочкова С.Н. показал наличие целого ряда проблем, которые в перспективе могут оказать негативное воздействие на динамику развития предприятия, его кадровое обеспечение и уровень конкурентоспособности. В связи с этим предлагается разработать мероприятия по совершенствованию (рисунок 7).

Мероприятие 3:

Внедрение системы внутреннего обучения

Мероприятия по совершенствованию кадровой работы и системы управления персоналом (ориентир: система мотивации и стимулирования для обеспечения достижения бизнес-целей ИП Клочкова С.Н.)

Мероприятие 1:

Совершенствование материальной составляющей

Мероприятие 2:

Совершенствование нематериальной составляющей

Рисунок 7. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию кадровой работы и системы управления персоналом ИП Клочкова С.Н.