Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Организация как процесс).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
МегаФон получил рейтинг репутации AA по корпоративной социальной ответственности (CSR). Это доказательство
на высоком уровне корпоративной социальной ответственности и эффективной стратегии в этой области. [13]
Рейтинг АА означает, что в компании хорошо организована политика социальной ответственности, наблюдается положительная динамика, показатели растут, а риски негативных внешних воздействий находятся под контролем.
Агентство также отметило высокий уровень экономической стабильности МегаФона, инновационную деятельность оператора, успехи компании в улучшении доступа потребителей
качественные услуги связи, эффективность в сфере социальных инвестиций, информационная открытость.
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПАО «МЕГАФОН»
Системные свойства организации и основополагающие законы
Система (от греч. systema – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое единое целое. Этот термин является фундаментальным во всех сферах деятельности, связанных с организациями, в том числе, и в теории организации.
Для чего необходимо изучение системных свойств? Именно в совокупности основные системные принципы позволяют идентифицировать понятие «система». В свою очередь, совокупность системных свойств позволяет организации быть системой.
К системным свойствам организации относятся:
- Целостность – означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.
- Структурность – это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними.
- Эмерджентность – наличие у системы качественно новых свойств и признаков, отсутствующих у составляющих элементов;
- Гомеостазис – свойство устойчивости, благодаря которому система стремится восстановить нарушенное равновесие.
Целостность организации ПАО «МегаФон» можно отнести к следующим элементам: члены организации, ее цели и структура, совокупность методов и технологий производства организации, связь организации с внешним миром. Взаимосвязь этих элементов создает целостность и единство организации.
Отношения между различными комитетами МегаФона, такими как Комитет по аудиту, Финансовый комитет, Комитет по вознаграждениям и развитию персонала, Совет директоров и Генеральный директор и т. Д., Показывают, что элементы организации взаимодействуют друг с другом.
Это, в свою очередь, говорит о том, что ПАО «МегаФон» обладает таким системным свойством как структура.
Свойства системы, которая создается путем объединения элементов организации, создаются именно благодаря комбинации элементов
в единую и интегрированную систему - это создание МегаФона.
Чем гармоничнее элементы работают вместе, тем больше результатов может достичь организация.
ПАО «МегаФон» существует уже 15 лет, дата создания - май 2002 года. Организация только совершенствует и расширяет свои возможности
под воздействием как внутренней, так и наружной среды. Это уровень гомеостаза этой организации.
Жизнь организации подчиняется определенным законам, основным
которые рассматриваются в соответствии с Законом о синергии - для каждой организации существует набор элементов, в которых ее потенциал всегда будет либо значительно больше, чем простая сумма потенциалов ее основных элементов, либо значительно меньше.[14]
В деятельности любой организации возникают ситуации, когда она находится на грани банкротства. Некоторые организации прекращают свое существование на этом этапе, другие преодолевают трудности, успешно восстанавливают ситуацию и доминируют на рынке. Тогда вступит в силу закон о защите - каждая материальная система, организация, команда пытается сохранить себя и использует весь свой потенциал или ресурсы для достижения этой цели.
Закон о составе выражает следующее: каждая система стремится получить, создать или поддерживать в своей структуре состав необходимых ресурсов в определенной пропорции; отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на продвижение более общей цели.
Суть анализа заключается в разделении целого на части, в представлении комплекса в виде простых компонентов. Сущность синтеза: объединение простых составляющих объекта в одно целое.
Закон пропорциональности и состава гласит: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, которые находятся в данном подчинении.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение материи и сознания. Развитие может быть двух форм:
- Эволюционное развитие (связанное с постепенными количественными и качественными изменениями).
- Революционное развитие (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому).
Закон развития звучит следующим образом: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Некоторые экономисты считают законы синергии, самосохранения и развития основополагающими, а остальные основные законы организации – законами второго уровня. Профессиональное использование основных законов организации, позволяющее построить гармоничную систему управления, является необходимым условием эффективной деятельности организации.
SWOT-анализ организации
Для того чтобы получить ясную оценку сил в организации и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ. SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из ее ближайшего окружения (внешней среды). Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, т.е. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
SWOT-анализ состоит из четырех категорий:
- Сильные стороны (Strengths) – преимущества организации.
- Слабости (Weaknesses) – недостатки организации.
- Возможности (Opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке.
- Угрозы (Threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Сильные стороны организации – это то, в чем она преуспела или
какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п. [15]
Слабые стороны организации – отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, что пока не удается по сравнению
с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию организации на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.
Возможности – это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать для получения преимущества. Примером рыночных возможностей может быть ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на организацию. Примеры угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Рассмотрим в Таблице 1 сильные и слабые стороны организации
ПАО «МегаФон», ее возможности и угрозы.
Таблица 1 – SWOT-анализ ПАО «МегаФон» [составлено автором]
Сильные стороны: 1. Большая рыночная доля. 2. Широкий выбор тарифных планов. 3. Большое количество предоставляемых услуг. 4. Большая зона обслуживания. 5. Эффективная рекламная кампания. 6. Постоянное внедрение новых услуг и технологий. 7. Наличие кредитного рейтинга международного инвестиционного уровня. |
Слабые стороны: 1. Руководство не может перестроиться под новые экономические условия. 2. Долгое обучение сотрудников. 3. Первые 2 месяца ученического графика не засчитываются в трудовой книжке, не смотря на то, что человек работает как полноценный продавец-консультант. |
Возможности: 1. Рост абонентской базы. 2. Снижение уровня конкуренции. Позволит уменьшить расходы на рекламу, и не снижать цены на услуги. 3. Увеличение уровня доходов населения. Увеличит сумму расходов населения на услуги сотовой связи. 4. Развитие монобрендовых салонов (сеть «МегаФон-Ритейл»). 5. Развитие технологий. |
Угрозы: 1. Насыщение рынка. 2. Ужесточение конкуренции между операторами «большой тройки». 3. Отсутствие лояльных абонентов. 4. Выход на рынок новых услуг заменителей. Появление на рынке новых более привлекательных услуг связи. 5. Низкий темп роста рынка (сокращение роста). Повлечет за собой ужесточение конкуренции, снижение цен и. т. п. |
SWOT-анализ позволил оценить фактическое положение организации и ее стратегические перспективы. Можно сделать вывод, что в компании «МегаФон» имеется соответствие внутренних возможностей компании внешней ситуации. Стратегия компании должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся у компании ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.
Таким образом, можно выделить следующие стратегические перспективы «МегаФона»:
- Развитие новых технологий и разработка новых видов продуктов и услуг для приобретения конкурентных преимуществ;
- Использование привлеченных финансовых средств для выхода на новые рынки сбыта, развития монобрендовых салонов и повышения качества сети;
- Использование сильных сторон компании для ослабления угрозы со стороны конкурентов.
PEST-анализ организации
PEST-анализ – это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды. Оценивая данные аспекты, следует обращать внимание не только на их положение и состояние в данный момент, но и составлять прогноз на возможное изменение каждого из факторов на ближайшие годы.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики – это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций
в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Процесс проведения PEST-анализа можно разбить на следующие этапы:
- Определение факторов, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании.
- Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора.
- Анализ значимости и степени влияния каждого фактора.
- Составление сводной таблицы PEST анализа.
Таблица 2 – PEST-анализ ПАО «МегаФон» [составлено автором]
Политические факторы 1. Контракт с МВД России. 2. «МегаФон» признан лучшим поставщиком телекоммуникационных услуг для государственных заказчиков. 3. Государство не участвует в уставном капитале ПАО «МегаФон». |
Экономические факторы 1. Использование дешевого труда в регионах. 2. Развитие партнерских отношений. 3. Низкий уровень средней зарплаты. |
Социальные факторы 1. Спортивные, образовательные, экологические и благотворительные акции. 2. Образовательные проекты. 3. Тесное сотрудничество с ВУЗами. |
Технологические факторы 1. Расширение ассортимента услуг. 2. Применение современных технологий. 3. Расширение рекламной деятельности. 4. Использование гибких технологий управления проектами. 5. Собственные лаборатории разработки и тестирования. |
Таким образом, можно сделать выводы: смотря на технологические факторы, мы видимо, что организации ПАО «МегаФон» есть куда развиваться. Для этого есть все необходимые возможности и ресурсы. Экономические, политические и социальные факторы показывают, что организация может нести различные затраты, оказывая свои услуги государству, создавая акции и участвуя в благотворительности.