Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Организация как процесс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ теорий Г. Минцберга и И. Адизеса в деятельности организации

Организационная структура предприятия – это его модель с организованными внутренними процессами, ролями и/или зонами ответственности. По сути, она есть у каждой организации, ведь везде есть директора и работники, бухгалтера и другие сотрудники. Однако это всё на словах. Оформленная и оптимизированная организационная структура
нечто гораздо серьёзнее.

Для чего же нужна оргструктура? Организационная структура предприятия помогает систематизировать работу, распределять её, а главное – повысить качество работы. Структура организации должна быть спроектирована таким образом, чтобы она владела и управляла системами рабочих потоков и сама задавала взаимосвязи между своими частями.

Генри Минцберг – профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале – выделил в модели структуры организации пять основных частей: стратегический апекс, техноструктура, срединная линия, вспомогательный персонал и операционное ядро.

В операционное ядро организации входят ее члены (операторы), выполняющие связанную с производством товаров и услуг основную деятельность. Стратегическая вершина обязана обеспечить эффективное выполнение организацией ее миссии, а также обслуживание потребностей тех, кто контролирует организацию или обладает иной властью над ней (собственники, государственные органы, профессиональные объединения, группы влияния). Стратегический апекс и операционное ядро соединяет цепь наделенных формальными полномочиями менеджеров срединной линии. Аналитики техноструктуры, специализирующиеся на вопросах управления, определяют формы стандартизации в организации. На схеме практически любой современной крупной организации мы видим множество организационных единиц (все они специализированные), обеспечивающих поддержку организации за рамками текущего рабочего процесса.
Эти единицы образуют вспомогательный персонал. Например, при университете действуют финансовый фонд, типография, книжный магазин, служба безопасности и т.п.

Рисунок 3 – Организационная структура ПАО «МегаФон»
по Г.Минцбергу [составлено автором]

Основу организации составляют исполнители – люди, выполняющие базовую работу по производству продуктов и предоставлению услуг.
Они образуют операционное ядро. В простейших организациях исполнители самодостаточны, и договариваются о своих действиях сами. Дальнейшее усложнение организации влечет за собой и увеличение числа менеджеров – не только начальников над операторами, но и руководителей над начальниками. Образуется линия иерархии промежуточных полномочий между операционным ядром и стратегической вершиной. Появление менеджеров дает толчок к административному разделению труда – между теми, кто занят в основном производстве, и теми, кто в той или иной форме им управляет.


Ицхак Адизес – македонский и израильский писатель, эксперт в сфере повышения эффективности ведения бизнеса – утверждает, что для процветания любой организации, ее результативной работы важна комбинация четырех основных функций (PAEI): producing results – производство результатов, собственно, ради которых организация и существует; administering – администрирование, необходимое для обеспечения эффективности; entrepreneuring – предпринимательство, служащее для управления изменениями; integrating – интеграция, необходимая для обеспечения жизнеспособности организации в долгосрочной перспективе за счет объединения ее элементов.

По мнению И.Адизеса, нет руководителей, у которых все эти функции одновременно были очень сильно развиты. Обычно у успешных руководителей часть функций развиты хорошо, а часть отлично (PaEi, Paei, paEi и другие варианты). Бывает такое, что у руководителя напрочь отсутствуют 3 (P---, -A--, --E-, ---I) или все 4 (----) функции. По мнению И.Адизеса, это очень опасно для проекта и предприятия.

Таблица 3 – Типы руководителей по И.Адизесу [составлено автором]

Producing results (P) – производитель

Ориентирован на результат, представляющий собой удовлетворение потребностей своих клиентов.

Administering (A) – администратор

Нацелен на оптимизацию и минимизацию использования имеющихся ресурсов.

Entrepreneuring (E) – предприниматель

Способен придумывать и успешно внедрять новое, у него всегда много планов и идей.

Integrating (I) – интегратор

Это лидер, способный создать общие традиции, ценности организации.

Каждый из типов руководителей ориентирован либо на результат (продукт, производимый организацией), либо на эффективность (отлаженность бизнес-процессов, эффективность производства, себестоимость и т. д.), и действует в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

В организации ПАО «МегаФон» преобладает менеджер
(P) – производитель. Менеджер стремится удовлетворить потребности своих клиентов, которых будет все больше и больше, при условии создания достаточно качественных товаров или оказания услуг в полной мере.
Это делает организацию функциональной и продуктивной.

Таким образом, идеального руководителя, который может одновременно выполнять все четыре функции, по мнению И. Адизеса, не существует.
Чтобы быть действительно хорошим руководителем, достаточно хотя бы минимально уметь выполнять каждую из функций и иметь стиль, соответствующий как этапу жизненного цикла организации, так и задаче, стоящей перед ним.


Основные элементы и характеристики организаций

Определение и виды организации

Объектом управления в менеджменте является организация.
Она служит причиной, обуславливающей существование самого менеджмента. Все менеджеры работают в организациях.

В общем случае под организацией понимается группа людей, соответствующая некоторым обязательным требованиям. Чтобы группу назвать и воспринимать как организацию необходимо: наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы; существование, по крайней мере, одной цели (желаемого конечного состояния или результата.

Организации могут быть формальными и неформальными. Приведенные требования относятся к формальной организации. С учетом этих требований можно сформулировать следующее определение формальной организации.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей.

Понятие сознательной координации в менеджменте всегда ассоциируется с организационной структурой, регламентирующей определенные правила во взаимоотношениях членов группы в процессе совместной работы для достижения целей организации. Поэтому формальную организацию можно определить также как группу людей, осуществляющую совместную деятельность в рамках преднамеренно созданной структуры для достижения желаемого результата (целей).

Неформальные организации также представляют группы людей. Они возникают в результате межличностных отношений спонтанно, когда люди в таких группах вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких. В рамках менеджмента, при рассмотрении неформальной организации, всегда упоминается, что они неформальные. К формальной организации это понятие применяется без дополнительного пояснения.

Различают простые и сложные организации. Простые организации имеют одну цель, сложные организации – две и более целей. Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими одну цель.
В силу этого в рамках менеджмента рассматривается управление сложными организациями. Сложные организации обязательно имеют некоторую совокупность взаимосвязанных целей.


Общие характеристики организаций

Сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенную совокупность взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех таких организаций характеристики. В качестве общих характеристик рассматриваются: ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда и необходимость управления.

Ресурсы представляют предмет труда и характеризуют организацию.
В общем случае цели всякой организации определяют достижение ею желаемых результатов путем использования и преобразования определенных ресурсов.

Основными ресурсами, используемыми организацией, являются: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технологии и информация.

Взаимосвязь с внешней средой является для организации одной из самых значимых ее характеристик. Внешняя среда, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров организации. Организация в процессе своей деятельности стремится использовать возможности внешней среды для достижения своих целей. При этом сами цели также отражают взаимосвязь организации с внешней средой.

Понятие внешняя среда включает факторы, оказывающие влияние на деятельность и успех организации. В числе таких факторов могут быть: экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные решения, законодательство, конкуренты, система ценностей в обществе, общественные взгляды, техника и технология и другие факторы. Организации полностью зависимы от внешней среды в отношении факторов, определяющих общие условия хозяйствования, ресурсы и потребителей.

Разделение труда служит самой очевидной характеристикой организации. Даже два человека, работая вместе для достижения одной цели, должны делить работу между собой, тем более в сложной организации.

Необходимость управления в организации также является ее общей характеристикой. Если работа в организации делится между ее членами на составные части, связанные с решением конкретных задач, то кто-то должен координировать совместную работу группы при выполнении этих задач для достижения общего успеха. 

Для успешной деятельности организации работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, то есть организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности по управлению подчиненными сотрудниками и использованию ресурсов организации. Даже в крупных организациях большинство руководителей в дополнение к управленческим функциям часто выполняют работу, не связанную с координированием работы других сотрудников. Тем не менее, именно необходимость, а также развитие средств и методов управления совместной работой больших коллективов создали возможность появления и эффективной работы крупных компаний, включая транснациональные корпорации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«МегаФон» – федеральный оператор связи, занимающий ведущие позиции на телекоммуникационном рынке в России и мире. Компания и её дочерние предприятия работают во всех регионах России, в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан. По итогам 2015 года общая абонентская база насчитывала более 76,8 миллионов человек.

Акции компании торгуются на бирже в Москве и Лондоне с 2012 года, в июне 2014 г. ценные бумаги «МегаФона» внесены в высший котировальный список Московской биржи. «МегаФон» – одна из компаний с самым высоким кредитным рейтингом как в российской телекоммуникационной отрасли,
так и в России в целом.

На основе созданного технологического преимущества «МегаФон» выстраивает лидерство в цифровых услугах для клиента. Их задача – стать выбором #1 к 2020 году среди цифровых клиентов по ощутимому качеству связи. «МегаФон» активно реализует проекты повышения операционной эффективности: создана «Первая башенная компания», в которую выделена башенная инфраструктура с возможностью ее последующей продажи, поддерживающие функции объединены в Общем центре обслуживания «ПИКТА», создана платформа «Единого биллинга».

«МегаФон» переходит к новой модели управления. Для реализации новой стратегии управление бизнесом и процессами было централизовано в Головном Офисе. Одновременно организация перешла на кластерную модель управления регионами, где для каждого кластера будет разработана своя бизнес-стратегия. Это позволило усилить операционную гибкость и повысить скорость принятия локальных решений. Для выполнения стратегии
ПАО «МегаФон» внедряет новые компетенции: организация развивает «Управление ценностью клиентов» (Customer Value Management), переходит к управлению процессами на основе анализа больших данных, усиливает эффективность проектных команд.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. А. Сефарян – СПб. Питер. 2011. 384 с.

Козырь Н.С. Системные свойства организации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/07/12042

Кузнецов, Ю.В. Теория организации: учебник для бакалавров / Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. – М. : Издательство Юрайт, 2013. 365 с.