Файл: Законность и правопорядок (органы, реализующие законность и правопорядок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокурор (или его заместитель):

  1. приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт;
  2. либо приносит требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах;
  3. вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности;
  4. обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  5. объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан.

Также, прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, прокуратура осуществляет деятельность по обеспечению законности и правопорядка по делам, более серьезным и ответственным, чем полиция. Да, полиция тоже расследует нападения с особо тяжким причинением вреда или убийства. Но прокуратура ведет непосредственно разбирательство, обращается в суд, а также ведет непосредственно надзор за нижестоящим правоохранительным органом – за полицией.

ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

В правовых государствах действует целая система гарантий обеспечения законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка подразумеваются такие условия общественной жизни, а так же специальные государственные меры, которые обеспечивают стабильный уровень законности и устойчивость правопорядка. О гарантиях законности и правопорядка мы уже говорили в 1 главе курсовой работы, теперь разберем их более подробно.


Принято различать материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. Эти 4 гарантии являются важнейшими и основными гарантиями обеспечения и реализации законности и правопорядка[14].

В состав материальных гарантий входит экономическая структура общества, в которой устанавливаются и регулируются так называемые эквивалентные отношения между потребителями и производителями материальных благ. Данные отношения устанавливаются и обеспечиваются государством, что позволяет в полной мере реализовывать субъектам права свои возможности в сфере материальной составляющей. Материально обеспеченный и защищенный государством человек, как правило формирует свое правосознание, поскольку его интересы обеспечиваются и охраняются.

Под политическими гарантиями законности и правопорядка выступают все части политической системы, которые поддерживают и развивают общественную жизнь на базе нормативно-правовых актов, которые отражают закономерности развития общества в целом. Государственные органы, организации, кооперативы и другие составляющие политической системы общества, в рамках интереса обеспечения своей жизнедеятельности различными способами поддерживают режим законности и устойчивость правопорядка.

Гарантии обеспечиваются государством юридически. К юридическим гарантиями относится деятельность государственных органов и учреждений, направленных на предотвращение, пресечение и предупреждение нарушений законности и правопорядка. В состав органов государства, которые в силу предоставленных им полномочий осуществляют обеспечение гарантий входят суды, исполнительные органы, а так же органы законодательные, то есть обеспечения законности осуществляется тремя ветками государственной власти, что подчеркивает особую важность в осуществлении реализации законности и правопорядка. Координацией направления борьбы с возможными правонарушениями занимаются законодательные органы, посредствам принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Задача профилактики, предупреждений и пресечений преступлений правонарушений лежит на правоохранительных органах, деятельность которых мы подробно изучили во 2 главе. При наличии достаточных экономических, а так же политических гарантий, правоохранительная деятельность эффективно работает над стоящими перед ними задачами.

Следующей и последней из 4 основных гарантий обеспечения законности и правопорядка по праву принадлежит нравственности. При соблюдении нравственности создаются благоприятные и гармоничная обстановка в общественных отношениях, что само по себе является серьезным регулятором. Уровень духовности, воспитанности, культуры чуткость, отзывчивость и понимание государственных органов и служащих к человеку и его потребностям и интересам позволяет прочно закрепить соблюдение законности и правопорядка. Духовным воспитанием индивидов в государстве занимаются различные школы, общественные организации, учреждения культуры, искусства. Духовная составляющая так же в ходит в сферу государственных задач, поскольку оно закладывает в индивиде дальнейшее восприятие мира, права и государства, тем самым формируя его правосознание.


Должный уровень правосознания является лучшим регулятором общественных отношений в государстве.

3.2 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

В сфере права сложно найти определения менее взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Говоря об этом, имеется в виду что ранее вычленение в раздельные правовые категории данных понятий не проводились и считались равнозначными. Возникает необходимость проследить их сходства и различие, поскольку это имеет большое практическое значение для укрепления законности и упрочнения правопорядка.

Важную роль при анализе и детальном рассмотрении как законности так и правопорядка играют социальные связи и отношения, при которых данные понятия функционируют. Обособленно друг от друга существовать они не могут. При рассмотрении властных средств и способов осуществления власти государства берется одна связь. В таком случае законность является методом государственного управления обществом. При этом не сам правовой метод, а его качественные характеристики выступают основой[15].

При рассмотрении основополагающих начал деятельности государства и его органов, должностных лиц, а так же других субъектов права находит место новая взаимосвязь, при которой законность является основным конституционным принципом. В случае анализа демократии, она является правовой основой народовластия. При раскрытии сути нормативно правовых и правоохранительных актов, следственной, исполнительной и любой другой деятельности следует говорить о законности, как о сущности.

Сущностью законности является требование правильного понимания и неукоснительного исполнения законов с целью защиты законных прав и интересов граждан, участников правоотношений а так же обеспечения выполнения ими обязанностей и в случае нарушений, привлечения к юридической ответственности[16]. Данные положения важно брать во внимание при сравнении правопорядка и законности. В системе общества существуют три основных категории, которые необходимо проследить. Их взаимосвязь настолько сложна и многообразна, что нужно понять зависимость и провести параллель различий. К таким категориям относятся: право, законность и правопорядок. Свойства данных понятий переходят из одного качества в другое.


На протяжении значительного времени под содержанием законности и правопорядка понималось точное исполнение законов и из-за этого различие между этими понятиями не проводилось, и они понимались одинаково. Одинаковыми для этих правовых категорий является единое государственное содержание и интересы, они взаимосвязаны с правами, свободами, юридическими обязанностями, а так же с юридической ответственностью[17]. Само по себе это предполагает существование отличий, которые определяют их обособленность.

Вот эти отличия:

  1. Законность и правопорядок являются разными по своему содержанию категориями[18]. Законность это состояние правовой деятельности субъектов правоотношения. Правопорядок это состояние фактической урегулированности общественных отношений, посредствам реализации правовых норм.
  2. Они выступают различными стадиями реализации становления воли и интересов отправителей власти (народа). Законность это реализуемое право, качество актов, обладающих нормативностью[19]. Правопорядок это воплощенное в жизнь право, реализованные потребности, интересы государства и народа. Различным является степень развития правовой материи, момент зарождения, становления и конечный результат.
  3. Они обладают разным правовым функционалом. Законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является результатом такого становления[20]. Если есть законность, значит есть и правопорядок. Если законности нет, значит, есть анархия, беззаконие, хаос. Именно поэтому существует тесная данных категорий. Правопорядок находится в прямой зависимости от законности, а последний в свою очередь напрямую зависит от процесса нормотворчества и процесса реализации права.
  4. Различными являются их внешние и внутренние связи. Законность является причиной, а правопорядок следствием. В случае проведения анализа законности, сталкиваемся в основном с количественно – качественными характеристиками, а при анализе правопорядка с их состоянием и качеством[21]. Законность является реальной составляющей реализации норм права, а правопорядок действительность их реализации. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

Из вышеизложенного следует, что правомерное поведение граждан (организаций) отличается своей спецификой, которую необходимо учитывать и в правотворческой и в правоприменительной деятельности. Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений[22].

В заключении следует отметить, что правопорядок – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И на сегодняшний день проблема правопорядка в России так же является актуальной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении стоит отметить, что знание и понимание взаимодействия понятий законности и правопорядка дает возможность более тщательно вникнуть в правовые основы функционирования гражданского общества и государства. Законность определяет степень развитости осуществления общественной справедливости через строгое соблюдение и исполнение законодательства, а правопорядок воплощает в жизнь законность. Соблюдение законности и правопорядка, определяют степень развитости того или иного государства.

В начале курсовой работы я отметила, что по моему мнению такой предмет как право должен быть общеобразовательным обязательным предметом, начиная со школы и заканчивая ВУЗом. В завершении курсовой работы я убедилась в этом еще больше.

Какой в нашей стране уровень преступности? Довольно высокий. Сколько людей в нашей стране в полной мере знают свои права и обязанности? Довольно мало. И это нужно исправлять. Право – это наука, не менее важная чем математика, история и русский язык. В современном мире каждый гражданин должен знать право, чтобы обеспечить защиту себе и своим близким. А также, должен знать свои обязанности, чтобы быть перед страной, а в первую очередь, перед самим самой законопослушным и умным гражданином, знающим в праве все, что касается, как минимум, его самого.

Я считаю, что цель данной курсовой работы достигнута.

Для раскрытия цели выполнены следующие задачи:

- разобраны понятия законности и правопорядка;

- охарактеризованы принципы законности и правопорядка;

- рассмотрены и изучены правоохранительные органы, их деятельность;

- изучена взаимосвязь между законностью и правопорядком;

- приведены конкретные примеры работы правоохранительных органов (в том числе, на собственном примере).