Файл: Законность и правопорядок (органы, реализующие законность и правопорядок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведу пару примеров. Девушка меняла паспорт в связи с замужеством и сменой фамилии. Пришла к нам на прием подавать документы на новый паспорт. По нашему административному регламенту, среди основных требований к фотографиям на паспорт присутствует информация о том, что фотографии на момент подачи документов должны быть сделаны не раньше, чем месяц назад. Девушка же пришла с фотографиями, которые сделала год назад и сама же нам об этом сказала. Мы не имели право принять такие фотографии, попросили ее перефотографироваться и прийти снова. За это от нее поступила жалоба нашему вышестоящему органу и нас наказали. Хотя мы работали по своему регламенту, по своим правилам. Но государственные органы действуют под девизом «все для народа, все для граждан» и граждане правы всегда. С одной стороны, это конечно же правильно, люди всегда правы. Но порой люди не зная и не слушая никого и ничего, безграмотно и не разбираясь считают, что правы. С уверенностью могу сказать, что некоторые люди просто пользуются таким положением наших государственных органов и считают, что в любом случае будут правы, даже если сами идут против правил.

Самое громкое разбирательство было у нас в отделе несколько месяцев назад. Мужчина, категорично настроенный против государственного строя нашей страны, отказывался в расписываться в своем же паспорте, ссылаясь на некорректность в нашем административном регламенте. Там написано, что при выдаче готового паспорта, сотрудник отделения по вопросам миграции обязан предложить гражданину расписаться. И мужчина решил, что имеет право отказаться. Снимал все происходящее на камеру и потом, что вскоре мы узнали, он выложил все это в интернет.

Работая в государственном учреждении, связанным с правоохранительной деятельностью, я могу с уверенностью сказать, что большинство людей нашей страны, к сожалению, безграмотны в той области, на которую так активно пишут жалобы зная, что государство будет на их стороне. Как по мне, это неправильно и ведет к хаосу. Радует только то, что таких людей единицы. Я работаю год, но уже поработала с тысячами граждан и не было ни одного человека, который пожаловался на нас справедливо и полностью разбираясь в нашем регламенте, принципах и правилах нашей работы.

1.2 ПРАВОПОРЯДОК

Разобрав тему законности можно смело отметить, что правопорядок – это воплощенная в жизнь законность. Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей.


Нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Содержание правопорядка– это система собственно юридических и неюридических элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования[11].

Содержание правопорядка принято разделять на материальное и юридическое. Материальное содержание представлено системой реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, правовых) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников – физических и юридических лиц. Поскольку отношения складываются в результате осуществляемой субъектами права деятельности и поведения, то можно говорить о том, что содержанием правопорядка являются фактические правомерные действия. Это значит, что правовой порядок знаменует собой общественную жизнь, упорядоченную, согласованную в действиях, цивилизованное общение социальных субъектов.

Юридическое содержание охватывает систему реализованных субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности общественных отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.

Принципы правопорядка весьма схожи с принципами законности, приведенными ранее. Принципы правопорядка:

  1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
  2. Системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
  3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
  4. Государственная гарантированность. Правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
  5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
  6. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. Следовательно, правопорядок можно назвать частью общественного порядка.

Основная черта правопорядка как системы общественных отношение заключается в том, что складывается он исключительно на базе норм права и в связи с этим устанавливается и обеспечивается государством, поэтому правопорядком охватываются не все общественные отношения, входящие в систему общества, а только на те, которые урегулированы нормами права. Вопрос урегулирование всех сфер общественной жизни нормами права не является обязательным, поскольку многие участники общественных отношений урегулированы нормами морали, нравственности и других не нормативными регуляторами. Таким образом, правопорядок является элементом общей системы отношений в обществе, складывающиеся под воздействием исключительно нормативного урегулирования.

Общественный порядок - определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие[12].

Структуру правопорядка составляют:

  1. правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане);
  2. правоотношения и связи в обществе;
  3. определенная (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (четкое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий).

Классификация правопорядка:

ПРАВОПОРЯДОК

ПРАВОВОЙ ОХВАТ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОХВАТ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

ГОРОДСКОЙ

ФИНАСОВЫЙ И ДР

РАЙОННЫЙ И ДР.

Правопорядок, в результате своего непосредственного функционирования, выполняет важнейшую роль в регулировании и упорядочении важнейших государственных связей и отношений в обществе. Законность и правопорядок не случайно рассматриваются как базис нормального функционирования государственной власти, общества и является основным средством демократии. Другая сторона отражается в тесной взаимосвязи с внутренними структурными элементами и процесса их взаимодействия. Так же одним из проявлений является деятельность, сосредоточенная на сохранении своей качественной определенности, что само по себе выступает неотъемлемым условием выполнения специальных задач.


Исходя из вышеизложенного, можно выделить 3 основные функции

правопорядка.

  • Функция взаимодействия с внешней средой. Данная функция реализует упорядочение, упрочнение и стабилизацию трех системных блоков, одним из элементов которой он является. Правопорядок нормально функционирует при определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. На правопорядок, в окружающей среде значительно влияют экономические, политические и различные социальные факторы, с которыми он функционирует и к которым должен адаптироваться в зависимости от благоприятного или угнетающего воздействия. Окружающая среда оказывает серьезное влияние на правопорядок, как и правопорядок на окружающую среду. Он не только адаптируется к среде, так же является правовой основой, как демократии, так и всей политической государственной системы. Правопорядок выступает стабилизатором важнейших государственных связей и отношений. При угнетающих или благотворных влияниях, правопорядок оказывает обратное воздействие, реализуя стабилизирующую и функцию упорядочивания их. Благотворное влияние среды существенно усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Степень противостояния правопорядка негативным воздействиям, зависит от его совершенности и прочности.
  • Функция обособления качественной определенности. Данная функция является упрочнением внутренних связей и общественных отношений. Сфера ее распространения направлена во вовнутрь и затрагивает сферу взаимодействия единого и отдельных его составных частей. Она призвана объединить разные уровни упорядоченности в монолитную систему. Функция обособления качественной определенности является регулятором действующей структуры субординации и иерархической подчиненности субъектов ее воздействия, так же модели их поведения и функционирования. Она призвана структурировать в монолитную согласованную и стройную систему взаимодействия ее субъектов. От такой функции зависит монолитность, целостность и организованность механизма, а так же упорядоченность взаимосвязи отдельных ее элементов.
  • Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Данная функция направлена «на саму себя» как на единое образование, которое позволяет сохранять качественную обособленность. Стабильность и сохранение системы обеспечивается не только внешними, но и внутренними факторами, что означает, данная функция обеспечивает саму себя. Правопорядок окружает не только внутренней, но и внешней средой. Это само общество, политический режим (демократия), государственная власть и методы ее воздействия. Оно может быть как стимулирующего, так и угнетающего характера, как укрепляющего, так и разрушающего порядок. Помимо этого, окружающая среда вполне может привести к невозможности повлиять на составляющую произвола, беззакония и хаоса, с целью их пресечения. Окружающая среда по своей сути обязана оказывать положительное воздействие на правопорядок и укрепление законности, улучшая правовую деятельность правоохранительных, правоприменительных и иных органов власти. Губительное воздействие разрушается правовым нигилизмом, коррумпированностью, злоупотреблением полномочиями и т.д. Правопорядок призван противостоять данным категориям и должен непрерывно укрепляться и совершенствоваться.

В нашей стране правопорядок реализуется, отслеживается и поддерживается специальными государственными правоохранительными органами. К ним относятся:

  1. Прокуратура Российской Федерации
  2. Следственный комитет Российской Федерации
  3. Федеральная служба безопасности
  4. Федеральная служба войск национальной гвардии
  5. Министерство внутренних дел Российской Федерации (в том числе полиция)
  6. Федеральная таможенная служба (только её правоохранительные подразделения)
  7. Министерство юстиции Российской Федерации (в том числе Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний)

Среди всех этих правоохранительных органов более подробно рассмотрим деятельность по обеспечению законности и правопорядка Министерства внутренних дел (полиции) и Прокуратуры. Следует пояснить, почему в основу изучения деятельности берем именно эти 2 органа. На мой взгляд, это основные правоохранительные органы в нашей стране. Нельзя назвать, к примеру, МВД высшим органом осуществления законности и правопорядка. Но в первую очередь, противоправным деянием занимается полиция. Полицейских участков много и сотрудников полиции тоже много именно потому, что они осуществляют законность и правопорядок в стране в первую очередь. Уже потом это все проверяет и расследует прокуратура, а остальные органы, которые стоят выше полиции занимаются только самыми громкими и серьезными делами.

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.

2.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА ПОЛИЦИЕЙ.

Полиция осуществляет деятельность по реализации и защите законности и правопорядка на определенной территории. На примере Иваново отмечу, что в городе есть 5 районных отделений полиции – Октябрьский, Фрунзенский, Советский, Ивановский и Ленинский, обеспечивающих деятельность на территории своих районов соответственно. Подразделение полиции делится на множество отделов, где каждый сотрудник занимается своей работой. К таким отделам относятся:

  • служба ОВМ (отделение по вопросам миграции),
  • ПДН (отдел по делам несовершеннолетних),
  • ОУР (отдел уголовного розыска),
  • СО (следственный отдел),
  • ОБЭП,
  • ИАЗ (отдел исполнения административного законодательства),
  • ОД (отдел дознания),
  • ОДиР (отдел делопроизводства и режима),
  • служба участковых,
  • тыл,
  • штаб,
  • дежурная часть и другие.