Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Анализ внутренней и внешней среды).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды
1.1.Анализ внутренней и внешней среды
1.2. Механизмы анализа среды внутреннего и внешнего воздействия
2. Анализ внешней и внутренней среды сети магазинов
2.1. Общая характеристика цветочных магазинов
2.2. Анализ внутренней и внешней среды сети цветочных магазинов
В структуре финансовых результатов основную долю занимает себестоимость продаж, причем ее рост к 2019 году составил 14,25%.
Снижение доли валовой прибыли в финансовых результатах салонов цветов «Все Пучком!» составляло 14,25%, а вот доля прибыли от продаж увеличилась на 16,54%.
Положительным моментом является рост доли чистой прибыли в общем объеме выручки салонов цветов «Все Пучком!» к 2019 году на 5,83%.
Далее, проведем оценку экономической рентабельности салонов цветов «Все Пучком!» в 2017-2019 годах.
Таблица 2.3
Оценка экономической рентабельности салонов цветов «Все Пучком!» в 2017-2019 годах
Показатели рентабельности |
Значения показателя % |
Изменение за анализируемый период от 2019 к 2017 году,+/- |
||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: не менее 9%. |
7,62 |
7,84 |
24,16 |
16,54 |
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). |
1,41 |
1,85 |
7,99 |
6,57 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). |
0,56 |
1,03 |
6,39 |
5,83 |
Все три показателя рентабельности за последний год, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.
Изучим товарную политику. Как было сказано выше, ассортимент салонов цветов компании к настоящему моменту насчитывает более 4000 наименований.
В таблице 2.4 представлены основные ассортиментные группы в общем объеме продаж компании в 2017-2019 годах.
Таблица 2.4
Основные ассортиментные группы в общем объеме продаж салонов цветов в 2017-2019 годах
Показатель |
2017 год, тыс.руб. |
2018 год, тыс.руб. |
2019 год, тыс.руб. |
Изменение от 2017 к 2019 году |
|
+/- |
% |
||||
Живые цветы |
76 009,60 |
55 413,06 |
57 709,57 |
-18 300,03 |
-24,08 |
Букеты с оформлением из живых цветов |
39 318,14 |
29 013,97 |
39 344,96 |
26,82 |
0,07 |
Горшочные растения |
41 944,82 |
29 347,78 |
45 039,62 |
3 094,80 |
7,38 |
Предметы по уходу за цветами |
63 738,07 |
48 152,61 |
49 262,94 |
-14 475,13 |
-22,71 |
Предметы интерьера |
30 822,47 |
17 413,94 |
10 353,94 |
-20 468,53 |
-66,41 |
Подарки |
30 124,75 |
17 664,30 |
10 517,42 |
-19 607,34 |
-65,09 |
Фитодизайн |
29 427,04 |
18 471,02 |
12 261,24 |
-17 165,80 |
-58,33 |
Свадебные букеты |
37 881,67 |
15 828,33 |
10 490,17 |
-27 391,50 |
-72,31 |
Доставка цветов |
31 602,26 |
21 391,89 |
18 119,39 |
-13 482,88 |
-42,66 |
Дизайнерские изделия |
29 591,21 |
25 481,10 |
19 400,01 |
-10 191,20 |
-34,44 |
Итого |
410 419,00 |
278 178,00 |
272 472,00 |
-137 947,00 |
-33,61 |
Данные таблицы 2.4 позволяют заключить, что ассортиментная политика в сети салонов цветов достаточно стабильна. К 2018 году наибольшее увеличение в общем объеме продаж произошло по товарным группам: букеты с оформлением из живых цветов - на 26,82 тыс.руб. или на 0,7%, горшочные растения - на 3094,8 тыс.руб. или на 7, 38%. По остальным товарным группам наметилось снижение в связи с общим снижением выручки от продаж.
В таблице 2.5 представлена структура ассортимента сети салонов цветов по основным товарным группам в 2017 – 2019 годах.
Таблица 2.5
Структура ассортимента сети салонов цветов по основным товарным группам в 2017 – 2019 годах
Показатель |
2017 год, % |
2018 год, % |
2019 год, % |
Отклонения от2017 к 2019 году, +/- |
||
Живые цветы |
18,52 |
19,92 |
21,18 |
2,66 |
||
Букеты с оформлением из живых цветов |
9,58 |
10,43 |
14,44 |
4,86 |
||
Горшочные растения |
10,22 |
10,55 |
16,53 |
6,31 |
||
Предметы по уходу за цветами |
15,53 |
17,31 |
18,08 |
2,55 |
||
Предметы интерьера |
7,51 |
6,26 |
3,8 |
-3,71 |
||
Подарки |
7,34 |
6,35 |
3,86 |
-3,47 |
||
Фитодизайн |
7,17 |
6,64 |
4,5 |
-2,67 |
||
Свадебные букеты |
9,23 |
5,69 |
3,85 |
-5,38 |
||
Доставка цветов |
7,7 |
7,69 |
6,65 |
-1,05 |
||
Дизайнерские изделия |
7,21 |
9,16 |
7,12 |
-0,08 |
||
Итого |
100 |
100 |
100 |
- |
Основную долю в структуре ассортимента компании занимают живые цветы без оформления с общей долей 21,18% в структуре продаж 2019 года, предметы по уходу за цветами с долей продаж 18,08% в 2019 году, горшочные растения с 16,53% в общем объеме продаж 2019 года.
В целом можно заключить, что основными направления оптимизации товарной политики компании является увеличение доли товаров перспективных товарных групп, обладающих стабильным спросом.
Далее рассмотрим ценовую политику компании.
Главной задачей цен и ценовой политики салонов цветов «Все Пучком!» является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. Основные обязанности начальника отдела маркетинга политики состоят в том, чтобы давать предложения об изменении цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и уровня конкуренции, корректировать ценовую политику в зависимости от изменения политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции).
Так, ценовая политика салонов цветов «Все Пучком!» строится следующим образом:
1. Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка.
2. Зачетные цены, формируемые по принципу «все равно возьмут», учитывающие неблагоприятное положение покупателей.
Индивидуальный предприниматель использует затратный метод ценообразования, основанный преимущественно на учете издержек обращения и себестоимости, т.е. все затраты, подтвержденные бухгалтерскими документами, включаются в себестоимость. Себестоимость цветов - это выраженные в денежной форме затраты на их реализацию.
Итак, ценовая политика салонов цветов «Все Пучком!» строится следующим образом: цена товаров и работ формируется как сумма калькулируемой (полной) себестоимости и выбранной для каждого вида товаров и работ нормы прибыли с учётом цен конкурентов и исследований спроса.
Сбытовая политика компании ориентирована на несколько групп клиентов.
Основные потребители салонов цветов «Все Пучком!» делятся на следующие категории:
- розничные покупатели цветов и растений;
- ключевые клиенты предприятия – корпоративные клиенты, приобретающие цветы оптом;
- клиенты off-trаde – розничные и мелкооптовые торговые предприятия вне зависимости от их размеров, которые покупают цветы для перепродажи.
Доли потребителей в общем объеме продаж сети салонов цветов представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2.Доли потребителей в общем объеме продаж сети салонов цветов
Таким образом, данные рисунка 2.2 свидетельствуют о том, что основными потребителями продукции в общем объеме продаж являются розничные потребители.
В таблице 2.6 приведена динамика затрат компании на реализацию политики продвижения в 2017-2019 годах.
Таблица 2.6
Динамика затрат компании на реализацию политики продвижения в 2017-2019 годах
Показатель |
2017 год, тыс.руб. |
2018 год, тыс.руб. |
2019 год, тыс.руб. |
+/- |
% |
Использование рекламы в печатных СМИ |
45 |
51 |
56 |
11 |
24,44 |
Размещение рекламы в сети Интернет |
29 |
31 |
35 |
6 |
20,69 |
Сувенирная продукция |
71 |
82 |
88 |
17 |
23,94 |
Итого |
145 |
164 |
179 |
34 |
23,45 |
Политика продвижения компании товаров и услуг производится путем подачи рекламных объявлений в печатные СМИ города Череповца, а так же, путем размещения рекламных объявлений в сети интернет. Кроме того, с 2019 года компания использует в качестве средства рекламы сувенирную продукцию с собственной символикой.
Данные таблицы 2.6 позволяют заключить, что к 2019 году затраты на продвижение сети салонов цветов увеличились на 34 тыс.руб. или на 23,45%.
Подводя итоги можно заключить, что продажи в сети салонов цветов организованы достаточно грамотно. Реализация товаров производится как розничным покупателям, так и корпоративным клиентам. Продажа производится в традиционной форме.
Первым этапом оценки рынка исследуемого предприятия будет являться анализ внешнего окружения. Макросреда — это факторы, с которыми компания не сталкивается напрямую, но которые тем не менее оказывают серьезное влияние на ее деятельность. У макросреды есть две важные особенности:
— она оказывает влияние не только на компанию, но и на микросреду: конкурентов, партнеров, клиентов;
— компания сама не можете повлиять на макросреду.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти. Изменения политической ситуации или законодательства также могут являться значительным фактором, способным повлиять на работу компании в дальнейшем. Применительно к торговле компании должны отслеживать, как правительство относится к отрасли, какие последствия для рынка и бизнеса можно ожидать в результате изменения в законодательстве и правовом регулировании. Такие изменения могут сказаться на деятельности компании как положительно, так и сделать среду более враждебной.
Законы, постановления, правила несомненно оказывают положительную роль для потребителей, следовательно, соблюдая их, сеть салонов цветов «Все Пучком!» повышает свой имидж в глазах потребителей, которые будут относиться к фирме как надежному предприятию, которому можно доверять.
Маркетинговые решения находятся под значительным влиянием событий, происходящих в политической и законодательной областях. Политическая сфера состоит из законов, государственных учреждений и влиятельных групп, воздействующих и ограничивающих деятельность организаций.
Деятельность сети салонов цветов «Все Пучком!» осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства о предпринимательской деятельности, нормативными документами в области обеспечения качества продукции, защиты прав потребителей и т.п. Данные нормативные акты выполняют такие задачи, как защита фирм от нечестной конкуренции, потребителей от нечестных методов торговли и интересов общества от некорректного поведения участников рынка в целом.
Главная цель законов - возложить на фирмы ответственность за социальные издержки, возникающие в связи с использованием их товаров или процессов производства.
В настоящее время состояние политической и законодательной среды в России в целом и в Вологодской области в частности достаточно стабильно, что благоприятно сказывается на работе сети салонов цветов «Все Пучком!».
Государственная поддержка малого бизнеса, в том числе и в сфере торговли, заключающаяся, в том числе, и в упрощенной системе учета и отчетности, и возможности применения специальных налоговых режимов, также позволяет с оптимизмом смотреть на будущее фирмы.
В целом, можно сказать, что данный фактор благоприятным образом воздействует на деятельность анализируемого предприятия.
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей приобретать продукцию.
Во многих странах мира есть дни, когда резко возрастает спрос на цветы. В России это 8 Марта, начало и окончание учебного года в школах, другие праздники. Некоторые страны импортируют сотни тысяч тонн срезанных цветов. Например, только через аэропорт Майами в США ежегодно их ввозится около 400 тыс. тонн.
Правительства некоторых зарубежных стран и Международное агентство развития в последнее время пропагандируют цветочный бизнес в качестве альтернативы производству традиционных тропических культур с нестабильными ценами на мировом рынке (кофе, бананы, пальмовое масло и др.). К примеру, в Колумбии наращивание промышленного цветоводства с помощью Агентства международного развития США стало альтернативой выращиванию коки – сырья для производства кокаина. Ныне в Колумбии сосредоточено 11% мирового производства цветов, и эта страна занимает второе место после Голландии в их экспорте. В выращивании роз, гвоздик и более 50 других видов цветов занято 75 тыс. человек, а объем экспортных поставок оценивается примерно в 780 млн. долл. США.
Всего международная промышленность срезанных цветов производит продукции на 30 млрд. долл. США ежегодно. А это в несколько раз больше, чем объем мирового рынка сельскохозяйственных тракторов, на участие в котором делает ставку, к примеру, наша страна.
России пока такие объемы не грозят, однако уже то, что за последние пять лет оборот импортных поставок срезанных цветов (только по официальным данным) вырос в три раза, говорит о многом. Можно смело прогнозировать, что и в ближайшие несколько лет этот пока еще остающийся в тени сегмент рынка будет расти на 20-25% ежегодно.