Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Анализ внутренней и внешней среды).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды
1.1.Анализ внутренней и внешней среды
1.2. Механизмы анализа среды внутреннего и внешнего воздействия
2. Анализ внешней и внутренней среды сети магазинов
2.1. Общая характеристика цветочных магазинов
2.2. Анализ внутренней и внешней среды сети цветочных магазинов
В настоящее время в России цветочный рынок вошел в стадию активного развития относительно недавно: массовые поставки цветов из-за рубежа начались примерно десять лет назад. Доля Москвы в общем цветочном обороте составляет 37% от общероссийского рынка цветов.
По данным компании «АМИКО», в структуре российского цветочного рынка преобладают свежесрезанные цветы – 67% всего рынка. Основная доля цветов на рынке – импортного происхождения. Их доля достигает по разным оценкам до 90%.
Основным поставщиком срезанных цветов являются Нидерланды. Их доля составляет 46,4% всего рынка, за ней следует Литва – 42,3%. Необходимо отметить, что, контролируя столь большую долю рынка, Литва практически не выращивает цветы для экспорта, а является посредником между Россией и другими странами. Другими крупными производителями цветов на срезку являются Эквадор и Колумбия – 11,9% и 3,7% соответственно. Что касается российского производства, то его доля, по оценкам экспертов, очень мала, и достигает порядка 10% лишь в праздники, когда спросом пользуются любые цветы, особенно в весенний период.
Рынок цветов характеризуется значительными темпами роста, поскольку потребительский спрос на данный вид товаров постоянно растет в связи с ростом доходов населения, а магазины из года в год становятся все более популярными. Как показал типовой бизнес-план, составленный компанией «АМИКО», наиболее успешной и востребованной концепцией магазина цветов является специализация на широком ассортименте цветов, ориентированных на разнообразную целевую аудиторию.
Таким образом, в отрасли цветочного бизнеса достаточно благоприятная ситуация и свидетельствует о стабильном развитии отрасли. Однако, с учетом высокой рыночной конкуренции предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы развития, направленные на расширение ассортимента, стимулирование потребителей, а также повышение уровня обслуживания.
Любая компания работает, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют отношения компании с местным населением.
В таблице 2.7 приведены данные СТЭП – анализа внешней среды.
Таблица 2.7
СТЭП – анализ внешней среды
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры предприятия |
Угроза высоких темпов инфляции. Эмиссия денежная |
Обесценивание накоплений предприятия |
Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств |
Рост курса доллара |
Трудности с получением долгосрочных кредитов |
Сокращение инвестиций с отдаленными во времени результатами |
Рост безработицы (в т. ч. из-за конверсии) |
Удешевление рабочей силы. Высвобождение работников |
Формирование рациональной кадровой структуры |
Изменение системы налогообложения |
Отток средств в бюджет Сокращение или рост платежеспособного спроса |
Завышение себестоимости продукции. Изыскание путей минимизации налогов. Нарушение налогового законодательства или рост налоговой дисциплины. |
Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу |
Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений |
Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
Реестр монополистов |
Резкое увеличение отчислений средств монополистов в бюджет |
Лоббирование. Осторожная ассортиментная поли- тика (предпочтение немонопольным товарам) |
Ориентация на рыночное регулирование экономики |
Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности |
Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок |
Страхование поставок, стимулирование партнеров |
|
Снижение стабильности в обществе |
Увеличение вероятности социальных потрясений |
Страхование от политических рисков |
Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп |
Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество |
Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия |
Снижение уровня образования - Рост уровня образования |
Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий Рост эффективности производства |
Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров |
В целом состояние внешней среды благоприятно для нашего предприятия, однако вследствие сложившейся к настоящему моменту сложной экономической ситуации магазин в будущем находится под влиянием следующих рисков:
- рост инфляции;
- снижение курса рубля;
- снижение платежеспособности населения.
Итак, анализируя факторы макросреды, такие как государственное регулирование, социально-демографическая структура населения в стране, регионе, городе, уровень доходов населения и т.п., следует учитывать, что они неподконтрольны нашему предприятию и должны рассматриваться в качестве заданных условий деятельности, которые необходимы при разработке программы маркетинга.
Микросреда (ближайшее окружение компании) — это те субъекты, с которыми постоянно и непосредственно взаимодействует компания: потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, спонсоры, консультанты, банки и другие. Взаимоотношения между компанией и субъектами микросреды равноправные — они могут оказывать влияние друг на друга.
Объектом анализа микросреды (называемого также анализом «сильных и слабых сторон») являются внутренние факторы, находящиеся в определенной степени под контролем организации.
Обновление ассортимента производится в среднем раз в две недели, структура закупаемой продукции зависит от результатов торговли последней недели.
Российский цветочный рынок в настоящее время на 90% состоит из импортной продукции. Емкость рынка цветов практически безгранична. Вопрос в цене: с ростом доходов населения и/или со снижением цен на цветы их можно будет покупать чуть ли не ежедневно.
В мае 2019 года было проведено исследование рынка цветов г. Череповца.
В качестве метода проведения исследования был выбран метод опроса потребителей.
При проведении маркетингового исследования использовалась информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные были получены в результате полевых маркетинговых исследований.
Под вторичными понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. То есть, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Метод сбора информации – анкетирование.
Для сбора данных была разработана анкета анетаисточниками явлования был выбран ние рынка сыра г. , состоящая из 15 вопросов закрытого и открытого типа.
Объем выборки – 150 человек. Выборка формировалась случайно, опросы проводились на продовольственных рынках, в магазинах, супермаркетах.
Цветы не относятся к продуктам регулярного потребления, поэтому большая часть опрошенных череповчан предпочитают покупать их время от времени.
Частота покупок цветов в основном варьируется в пределах от одного раза в полгода – так ответили около 31,5% респондентов – до одного раза в год – около 46,5% опрошенных.
Рис. 2.3. Частота покупки цветов
Следует отметить, что уровень доходов практически не влияет на частоту покупок цветов. Женщины готовы потратить большую сумму на покупку срезанных цветов за один раз, чем мужчины. Так, за один раз более 2000 руб. готовы потратить 7% мужчин и 16% женщин. В среднем же и мужчины и женщины готовы потратить на букет цветов от 500 до 1000 руб.
Чаще всего цветы покупают для женщин. Причем, и мужчины (57%) и женщины (48%). Также часто цветы покупаются для всей семьи: 24% мужчин и 25% женщин.
9% опрошенных мужчин готовы купить цветы для того, чтобы сделать приятно себе или другому человеку. Чаще же цветы покупают в качестве подарка: так ответили 56% мужчин и 59% женщин. Одинаковое количество мужчин и женщин связывают покупку цветов с каким-либо торжественным событием.
Большинство покупателей цветов – в среднем около 56,4% – предпочитают приобретать их в специализированных магазинах.
Следует отметить, что пенсионеры предпочитают покупать цветы на рынках.
На рекомендации продавца обращают внимание 25% женщин и 23% мужчин. Мужчины большей степени подвержены влиянию привычки покупать какие-то определенные цветы.
Следует отметить, что покупка цветов в большинстве семей за последний год осталось на прежнем уровне. Однако, повысилось потребление у 22% респондентов, что можно считать положительной тенденцией. Кроме того, рост потребления практически не зависит от уровня дохода.
Таким образом, большая часть респондентов считает, что качество флористических услуг в г. Череповце среднее (38%). В целом положительных ответов («отличное», «хорошее», «среднее») – 63%, отрицательных («низкое», «очень низкое» - 15%. Затруднились ответить 22% респондентов, из них 16% женщин.
Женщины в большей степени, чем мужчины, считают рекламу цветов нужной.
Подарочные букеты из живых цветов покупают в большинстве случаев мужчины, женщины чаще приобретают комнатные растения.
Таким образом, подведем итоги проведенного маркетингового исследования.
- частота покупок цветов в основном варьируется в пределах от одного раза в полгода до одного раза в год;
- женщины готовы потратить большую сумму на покупку срезанных цветов за один раз, чем мужчины;
- в среднем и мужчины и женщины готовы потратить на букет цветов от 500 до 1000 руб.;
- чаще всего цветы покупают для женщин и для всей семьи в качестве подарка;
- большинство покупателей цветов предпочитают приобретать их в специализированных магазинах;
- выбор цветов осуществляется главным образом с учетом внешнего вида и цены;
- предпочтения в оформлении цветов напрямую зависят от доходов респондентов;
- покупка цветов в большинстве семей за последний год осталось на прежнем уровне. Однако, повысилось потребление у 22% респондентов, что можно считать положительной тенденцией;
- большая часть респондентов считает, что качество флористических услуг в г. Череповце среднее;
- при выборе магазина респонденты в первую очередь обращают внимание на цены и известность магазина;
- женщины в большей степени, чем мужчины считают рекламу цветов нужной.
Проведем анализ и оценку конкурентоспособности сети магазинов «Все Пучком!».
В настоящее время на рынке г. Череповца работают более 70 цветочных магазинов.
Сетевыми магазинами являются:
- сеть салонов цветов «Мон-Букет»;
- сеть салонов цветов «Цветы для Вас»;
- сеть салонов цветов «Все Пучком!».
Опишем конкурентов методом изучения профиля объекта (см. табл. 2.9).
Профилем называется сумма характеристик объекта анализа, благодаря которым он известен целевой группе потребителей.
В качестве экспертов выступили специалисты отдела маркетинговых исследований ЧНОУ ДО «Фортуна» г. Череповца.
Таблица 2.8
Описание конкурентов методом изучения профиля объекта
Характеристики |
Оценка характеристик (от 0 – min до 100 – max, лучшая) |
||
«Все Пучком!» |
«Цветы для Вас» |
«Мон-Букет» |
|
0 25 50 75 100 |
0 25 50 75 100 |
0 25 50 75 100 |
|
Прогрессивная фирма |
|||
Большие ресурсы |
|||
Творческое решение проблем |
|||
Активный маркетинг |
|||
Один из лидеров данной области |
|||
Компетентные консультанты |
|||
Умение решать сложные проблемы |
|||
Высокое качество услуг |
|||
Внушает доверие |
Кривая показывает колебания соответствия предприятия профилю идеала - от 0 – min до 100 – max, лучшая.
Таким образом, лучшие характеристики имеют магазины «Все Пучком!».
Ближе к нему по оцениваемым характеристикам стоит магазин «Ангажемент».
Для сравнительного анализа сопоставимых конкурентов с сетью салонов цветов «Все Пучком!» были отобраны следующие параметры:
- число торговых точек;
- проходимость;
- наличие скидок;
- качество обслуживания;
- размер средней покупки;
- продвижение;
- широта ассортимента цветов;
- широта ассортимента дополнительной продукции.
При замере маркетинговых параметров конкурентов сложнее всего было с замером размера средней покупки. Однако и эти замеры были осуществлены путем наблюдений в торговом зале под «маской» обычного покупателя короткими периодами по 15-20 минут.
Прежде чем приступать к сравнительному анализу, оценим выбранные параметры методом весовых коэффициентов.
Весовой коэффициент – это доля влияния параметра из всех предлагаемых на уровень продаж. Сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна 10.