Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерным является то, что в работах множества представителей указанной школы, давалось обоснование права народа, на насильственное, революционное изменение существующего строя, которым нарушаются естественные права (Радищев, Руссо и пр.). Это положение нашло своё отражение, также в Декларации независимости ПИТА.

Говоря о прогрессивности множества положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, произволу царящему в данном обществе и неравенству людей перед законодательством, необходимо все же указать на то, что помимо чисто умозрительных построений, не имеется убедительных научных данных, способных подтвердить реальность данной теории. Можно ли представить себе, возможность того, чтобы десятки тысяч людей, смогли договориться между собой, когда имеются острые социальные противоречия между ними, и в случае отсутствия, уже существующих властных структур? Данная теория игнорирует также необходимость наличия экономических и материальных предпосылок, необходимых для того, чтобы смогло возникнуть государство. [8, с.200]

Наряду с этим, необходимо иметь в виду также то обстоятельство, согласно которому объединение людей, требует их взаимного согласия. Этим как раз определяется, то положительное значение, которым наделена данная теория.

Историко-материалистическая теория. Возникновение данной теории, зачастую связывается, с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Довольно часто забывая, об их предшественниках, таких как: Л. Морган. Смысл данной теории заключается в том, что государство, возникает в качестве результата естественного развития всего первобытного общества. Развитие в этом случае, главным образом экономическое, которым не только обеспечиваются материальные условия для возникновения государства и права, но также и определяются социальные изменения в обществе, которые также представляют собой, важные причины, и условия для возникновения государства и права. [9, с.348]

Историко-материалистическая концепция, включает в себя, два подхода. Один из подходов, который господствовал в советской науке, отводил решающую роль, возникновению классов, а также существующим антагонистическим противоречиям между ними, и непримиримости классовой борьбы. А именно: государство, возникает в качестве продукта данной непримиримости, как орудие для подавления других классов господствующим классом. Второй подход основывается на том, что в результате экономического развития, происходит усложнение самого общества, его производительной и распределительной сферы, его "общих дел". Такое положение, требует совершенствования в управлении. Это приводит, к возникновению государства. [10, с.559]


Именно историко-материалистическая теория, под собой имеет строго научные основы. В тоже время, как будет рассмотрено ниже, оба её направления, являются правомерными, так как в различных исторических условиях, решающее значение в качестве причин для возникновения государства, могут быть приобретены как классовыми антагонизмами, так и необходимостью в решении общих дел, для совершенствования управления обществом, специализации данного управления в качестве формы разделения труда.

1.2 Общие закономерности возникновения государства

На смену родоплеменному строю, приходит государственность. Это происходит в то время, в которое первобытное равенство, а также историческая первичная общественная форма собственности, себя изживают, а общество разделяется. Как было выяснено, для данного строя были присущими, общественная власть, а также социальные нормы, которые регулировали поведение людей. Но это происходило, в случае отсутствия власти обособленного, и в некотором смысле стоящего над обществом, особого аппарата, служащего для принудительного воздействия. В управлении делами рода, принимали участие основываясь на равноправии, все взрослые члены общины. Разрешение всех жизненно важных вопросов, происходило на общем собрании рода. Оно выступало как высшая судебная инстанция. [11, с.213]

Со временем, первобытные коллективистские производственные отношения, начали претерпевать видоизменение и разрушение. Три самых крупных общественных разделения труда (такие как: выделение скотоводства, обособление слоя людей, которые были заняты в торговле, отделение ремесла от земледелия), а также постепенное совершенствование применявшихся орудий труда, с накоплением опыта, смогли привести к такому росту производительности труда, при котором началось создание значительного прибавочного продукта. С этого момента, появилась объективная возможность в обеспечении содержания большой группы людей, которая специализировалась на выполнении определенных общественно значимых функций. Она уже не принимала участия в непосредственном материальном производстве. [8, с.200]

Прогрессирующим общественным разделением труда, изменялось содержание, а также формы организации общественной жизни, как в семейных, так и родовых общинах. Также это происходило во фратриях, племенах и куриях. Происходит усложнение родоплеменной структуры, с постепенным развитием разделения социальных функций. [6, с.290]


К примеру, в германских племенах, во времена Цезаря и Тацита, земля обрабатывалась всеми их членами. Они пасли скот, принимали участие в военных походах, а также ходили на народные собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., в то время когда завоеватели-германцы постепенно расселились на обширных территориях, положение начало меняться. Теперь войны велись где-то далеко, множество общинников, не хотели принимать участие в дальних походах. Такая ситуация вызвала численный рост дружины, которая была занята главным образом войной. Происходило увеличение числа приближенных короля. Среди них, особо выделялись служители культа — духовенство. Общинники таким образом, раньше занимавшиеся всеми делами общества, в силу обстоятельств, понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных, а также хозяйственных функций, превращалось во все менее возможное. В результате такой специализации, смогла появится значительная группа людей, которая не принимала участия, в создании необходимых материальных ценностей. Они принимали участие в войне, выполняли судебные, а также полицейские функции. То есть все то, что является присущим для государства, в качестве воплощения уже не общественной, а непосредственно государственной власти. [9, с.384]

Растущее удаление родоплеменных структур, от первоначального равенства, также стимулировалось все развивающимся процессом по концентрации богатства. Оно накапливалось в узком привилегированном слое. Это в конце концов, смогло привести к появлению частной собственности (на Западе), или "власти-собственности" (на Востоке). А на их основе, к эксплуатации человека человеком.

Процесс перехода от первобытно-общинного строя, к государственно- организованному обществу, сопровождался образованием территориальной общины, с развитием центров племенной жизни, которые были представлены укрепленными городами. Состав территориальной общины, уже определялся не родственными отношениями, а непосредственно расселением в одной местности (соседство). С данного момента, территория превратилась в важный фактор, в процессе формирования государственности. [2, с.351]

1) Наличие публичной власти, которая отделена от общества. Публичная власть, существовала также в первобытном обществе, но ей выражались интересы всего общества, и она от него не отделялась.

В её осуществлении, участие принимали все. Всласть в любом государстве, реально осуществляется посредством государственного аппарата, который от остального общества отделен. Он во-первых, представляет собой, особую группу людей, занимающуюся исключительно управлением, и не участвующей непосредственно, в процессе общественного производства. Во-вторых, данный аппарат, зачастую выражает главным образом интересы не всего общества, а непосредственно определенной его части (класс, социальная группа и т.д.), а зачастую, и самого себя.


2) Взимание налогов и сборов, так как для того чтобы содержать государственный аппарат, необходимы немалые средства.

3) Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены, разделялись с учетом принадлежности к роду (племени), в условиях государства, население было разделено согласно признака проживания, на определенной территории. Такое положение было связано как с необходимостью по взиманию налогов, так и с наилучшими условиями в управлении, так как разложение первобытно-общинного строя, привело к постоянному перемещению людей. [4, с.560]

Необходимо выделить признаки государства, которые отличают его, от других организаций, существующих в обществе.

1) Государство — это единственная организация власти, в масштабе всей страны. Ни одна из других организаций (будь то общественная или политическая и т.д.), не способна охватить всего населения. Каждый человек, уже по факту своего рождения, устанавливает определенную связь с государством, посредством становления его гражданином, или же подданным. Им обретается с одной стороны, обязанность в подчинении государственно-властным велениям, а вот с другой стороны, обретается право на покровительство, а также защиту государства. [7, с.372]

2) Государство, наделено суверенитетом, не только внешним, то есть не зависимость от других государств, в международных отношениях, но также и внутренним — это независимость от всякой другой власти внутри страны, верховенство по отношению к любым иным организациям.

3) Наличие специального аппарата принуждения. Только государство может включать такие структуры, как: суд, органы внутренних дел, прокуратура, и т.д., а также материальные придатки (армия, тюрьма и т.д.), которыми обеспечиваются реализация государственных решений, в том числе, согласно необходимости, и средствами принудительного характера.

4) Только государство наделено правом на издание обязательных для всеобщего исполнения нормативных актов: законов, указов, постановлений и т.д.

Принимая во внимание перечисленные признаки государства, необходимо рассматривать также, основные закономерности по его возникновению, общими для любого региона, а также для любой исторической эпохи. [9, с.384]

Государство, возникает в качестве закономерного, объективно обусловленного результата естественного развития в первобытном обществе. Данное развитие, включает в себя также ряд направлений, и главным образом, совершенствование экономики, которая связана, с ростом производительности труда, и возникновением избыточного продукта, укрупнение организационных структур в обществе, специализация процесса управления, и происходящие изменения в нормативном регулировании, которые отражают объективные процессы. Данные направления в развитии общества, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными: экономическим развитием, определяется возможность в укрупнении общественных структур, а также специализации управления. А те, в тоже время, способствуют для дальнейшего роста производства. В свою очередь, нормативным регулированием отражаются происходящие изменения, и в некоторой степени, оно способствует совершенствованию общественных отношений, а также закреплению тех, которые являются выгодными, для общества, или же господствующей верхушки. [10, с.559]


Параллельно с перечисленными процессами, происходит классообразование. Оно способно принять разные формы. Это зависит, от возникающего способа производства, а также от получающих господство форм собственности, на землю: государственная или частная.

Государство, способно возникнуть только в том случае, в котором общество, смогло достигнуть определенный уровень в экономическом развитии, дающий возможность содержать государственный аппарат. В связи с этим, не случайным будет то, что первоначально государства, возникают в эпоху бронзы, а вот в Южной Европе уже позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (это западный или восточный), в большей степени, находятся в зависимости от того, было ли осуществлено разложение сельской общины, или де она смогла сохранится. Это в свою очередь, могло быть определено, теми конкретными условиями, в которых общественное производство находилось. Таким образом, необходимость в проведении ирригационных работ, смогла обусловить сохранение общин, а также общественных форм собственности, на землю. В конечном итоге, это способствовало фактическому появлению, единой государственной собственности. Как следствие, возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин, определялось существующей возможностью осуществления успешной обработки земли одной семьей, и как следствие, влекло за собой появление частной собственности. Происходило возникновение западного (рабовладельческого или феодального) государства. [11, с.213]

Государственный аппарат был сформирован из аппарата управления в первобытном обществе. В связи с этим, власть неизбежно оказывалась, в руках родоплеменной знати. Из этой знати, образовывались или обособленная социальная группа (клан, чиновническая бюрократическая структура, которая осуществляла эксплуатацию остального общества), или верхушка господствующего класса, которая также эксплуатировала наряду с этим классом, оставшуюся часть общества. [12, с.640]

В качестве основных причин появления государства, можно назвать следующие:

— необходимость в совершенствовании управления всем обществом, которая была связана, с его усложнением. В свою очередь данное усложнение, было связано, с развитием производства, а также появлением новых отраслей, с разделением труда, и изменением условий в распределении общественного продукта. Помимо этого, к перечисленному также можно отнести: обособление социальных структур, их укрупнение, рост численности населения, которое проживало на определенной территории и т.д. Старый аппарат по управлению, уже не был способен обеспечить, успешное руководство данными процессами; [4, с.560]