Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— необходимость в организации крупных общественных работ, а также объединения в данных целях, больших масс людей. Это в значительной степени, проявлялось в тех регионах, в которых основой производства, выступало поливное земледелие, требовавшее строительства каналов, различных водоподъемников, систем, а также поддержания их, в рабочем состоянии и т.д.;

— необходимость в подавлении сопротивления эксплуатируемых. Процессы, которые происходили при разложении первобытного общества, неизбежно приводили, к разделению общества, а также появлению богатых и бедных, с последующим возникновением эксплуатации, меньшинством большинства. А наряду с этим, к появлению социальных антагонизмов, а также сопротивления определенной части общества, подвергавшейся эксплуатации; [5, с.511]

— необходимость в поддержании порядка в обществе, которым бы обеспечивалось функционирование общественного производства, социальная устойчивость в обществе, а также его стабильность, в том числе, и в отношении к внешнему воздействию со стороны соседних государств, или же племен. Это обеспечивалось главным образом, поддержанием правопорядка, с применением разных мер (в том числе, и принудительных). Они были нужны для того, чтобы всеми членами общества, соблюдались нормы зарождающегося права. В том числе и те, которые ими воспринимались, как не отвечающие их интересам (несправедливые); [2, с.351]

— необходимость ведения войн, не только оборонительных, но и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств, постепенно приводило к тому, что становилось выгодным жить, за счет грабежа соседей, а также захвата ценностей, скота, рабов, обложении данью соседей, путем их порабощения. Государство в плане подготовки, а также ведения войн, обладает значительно большими возможностями, в сравнении с первобытным обществом. В связи с этим, появление какого-либо государства, неизбежно способствовало порабощению соседей, или в тоже время, организовывались в качестве государства.

Указанные выше причины, в большом количестве случаев, действовали в совокупности, в разных сочетаниях. При этом, в различных условиях (исторические, социальные, географические, природные, демографические и иные) главными, определяющими могли становиться, разные из указанных причин. Таким образом, для большого количества восточных государств, наибольшее значение, имела необходимость в совершенствовании управления, а также организации крупных общественных работ. Для того чтобы возникли Афинское и Римское государства, значительно большую роль, сыграли процессы по классообразованию, а также необходимость в данной связи, подавления эксплуатируемых классов. [6, с.290]


Формирование права происходило одновременно, а также параллельно с государством (а в некотором смысле, и раньше государства). Их возникновение, было взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства, способствовал дальнейшему развитию правовой системы, а также наоборот. [9, с.384]

Форма собственности, господствующая в обществе, на основные средства производства, оказывает самым существенным образом, на характер и содержание возникающих государств и правовых систем. Таким образом, частная собственность, делает необходимостью создание механизмов, которые обеспечивают согласование интересов, а также воли собственников. Из этого, произошло появление республиканских форм правления, а также развитие рабовладельческой демократии, с широким законодательным регулированием общественных отношений, в Афинах и Риме. Государственная форма собственности на землю, фактически, при общинном землепользовании в таких странах как Китай, Индия и иные азиатские государства, повлекла возникновение деспотических и авторитарных систем. При этом, роль законов выполнялась нравственно-религиозными догмами и правовыми обычаями. Государственная собственность на землю, которая сочеталась с ее разделением, между членами общественной элиты в Спарте, способствовала существованию на этой территории, аристократической республики. [11, с.213]

2. Пути возникновения государства.

2.1 Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Для этой формы являются характерными:

- общественная форма собственности,

- существенный рост производительности труда,

- оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати,

- быстрый рост населения,

- концентрация населения,

- возникновение городов, превращающихся в административные, религиозные и культурные центры. [12, с.640]

Хотя интересы имеющиеся у верховного вождя, а также его окружения, как и раньше главным образом совпадают с интересами во всем обществе, в тоже время постепенно возникает социальное неравенство, которое приводит ко все большему расхождению в интересах между управляющими и управляемыми.

Именно в данный период, который у различных народов не совпадал по времени, произошло разделение путей в развитии человечества, на "восточный" и "западный". Причины данного разделения, заключались главным образом в том, что на "востоке", с учетом ряда обстоятельств (главным из них, была необходимость в большом количестве крупных ирригационных работ, что отдельной семье было не осилить) сохранились общины, и как следственно, общественная собственность на землю. На "западе", таких работ не требовалось. Общины со временем распались, а земля оказалась в частной собственности. [13, с.526]


Самые древние государства, возникли около 5 тыс. лет назад. Это произошло, в долинах крупных рек: Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и пр. То есть в тех зонах, в которых было поливное земледелие, позволившее за счет увеличения урожайности, в значительной степени (в десятки раз), увеличить производительность труда. Именно в тех местах, впервые были созданы, условия необходимые для возникновения государственности. А именно: появилась материальная возможность, по содержанию ничего не производящего, но необходимого для успешного развития всего общества, аппарата управления. Поливное земледелие, потребовало огромных по своему объему работ: строительство каналов, разного размера дамб, водоподъемников, и иных ирригационных сооружений, их поддержания в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.д. Все эти факторы, определяли главным образом, необходимость объединения общин, под единым началом, а также централизованное управление, так как объем общественных работ, в существенной степени, превышал возможности, отдельных родоплеменных образований. Наряду с этим, все это обусловило, сохранение сельскохозяйственных общин, и как следствие, общественной формы собственности, на основное средство производства, которым всегда была — земля. [14, с.272]

В это время, вместе с развитием экономики, происходили также социальные изменения. Так как и прежде, все произведенное по большей части обобществляется, а в дальнейшем перераспределяется. Данное перераспределение, осуществляется вождями, и старейшинами рода (к которым в дальнейшем, присоединились служители культа), то главным образом в их руках, происходит оседание и скапливание общественного достояния. Происходит возникновение родоплеменной знати, и такого социального явление, как "власть-собственность". Суть такого явления, заключается в праве распоряжения общественной собственностью, в силу нахождения на определенной должности (человек оставляя свою должность, теряет данную "собственность"). [15, с.624] Вместе с ним, с учетом специализации управления, а также повышения его роли, происходит постепенное увеличение доли родоплеменной знати, во время распределения общественного продукта. Осуществление управления становится выгодным. А так как вместе с зависимостью всех жителей общины от вождей, и старейшин "по должности", появляется также экономическая зависимость, продолжающая существовать "выборность" данных лиц, превращается во все более формальную. Такая ситуация, приводит к дальнейшему закреплению должностей, за строго определенными лицами, а в дальнейшем, к появлению наследования должностей. [16, с.195]


Восточный (или по другому азиатский) путь по формированию государственности, таким образом прежде всего отличался тем, что политическое господство, возникло основываясь на отправлении какой-либо общественной функции, или же общественной должности. В рамках общины, в качестве основного назначения власти, было также управление особыми, резервными фондами. В таких фрондах происходила концентрация большой части общественного избыточного продукта. Такая ситуация смогла привести, к выделению внутри общины, особой группы должностных лиц, которые выполняли функции общинных администраторов, а также казначеев и контролеров, и т.д. Довольно часто, происходило совмещение административных функций с культовыми. Это придавало для них, особый авторитет. Общинные администраторы, при извлечении из своего положения некоторого ряда выгод и преимуществ, часто оказывались заинтересованными в том, чтобы закрепить за собой данный статус. Они стремились к тому, чтобы свои должности сделать наследственными. Общинное «чиновничество», в той мере, в которой им это удавалось, со временем превращалось, в привилегированную и замкнутую социальную прослойку, которая была важнейшим элементом складывающегося аппарата государственной власти. Из этого следует, что одной из главных предпосылок для государственного образования, а также для образования классов "по восточному типу", выступало использование властвующими слоями (и группами) сложившегося аппарата по управлению, контролю над экономическими, политическими, и военными функциями. [14, с.272]

Административно-государственные структуры (появление которых, жестко обусловливалось экономической необходимостью), складываются главным образом раньше, чем успевает возникнуть частная собственность (по большей части на землю). Деспотическое государство на протяжении веков, выступало не только как орудие для классового господства, но также и само являлось источником классообразования, с последующим возникновением разных привилегированных групп, слоев. На Востоке, происходила узурпация не самих средств производства, а непосредственно управления ими. [18, с.218]

Экономика, была основана как на государственной, так и общественной формах собственности. Частная собственность, также существовала там - верхушка в государственном аппарате, имела дворцы, рабов, драгоценности. Но частная собственность не могла оказывать существенного влияния, на всю экономику. Решающий вклад в общественное производство, был внесен, трудом "свободных" общинников. Кроме всего, "частный" характер данной собственности, был весьма условным, так как чиновник свою должность, обычно терял вместе с имуществом, а довольно часто, и вместе с головой.


Частной собственностью других групп, также не оказывалось серьезное влияние, на экономику: купцы и городские ремесленники. Она во-первых, как и её владельцы, была под безраздельной властью монарха. Во-вторых, ей также не игралась решающая и даже важная роль: собственность принадлежащая купцам, была связана не со сферой производства, а с распределением. Ремесленниками в свою очередь, которые проживали в городах, вносился в общественное производство, заметно меньший вклад, по сравнению с общиной, тем более, что в состав последних было включено множество ремесленников. [19, с.214]

Со временем, по мере роста масштабов кооперации, а также коллективной трудовой деятельности, "зачатки государственной власти", которые зародились ещё в родоплеменных коллективах, превратились в органы управления, а также господства, над суммами общин, которые с учетом широты экономических целей, складывались в микро- или макрогосударства, которые объединялись силой централизованной власти. Как было отмечено, в данных регионах ей приобретался деспотический характер. Её авторитет, был достаточно высоким. Это происходило, в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности, объяснялись исключительно её способностями, к хорошей организации, стремлением, а также умением действовать, как в общесоциальных, так и в надгрупповых целях. Принуждение, также было окрашено, идеологически. Главным образом, это делалось в религиозных формах. Происходила сакрализация власти: "власть была от Бога", правитель выступал как носитель и выразитель "Божьей благодати", своеобразным посредником между Богом и людьми. [15, с.624]

В результате этого, возникает структура, которая была сходной с пирамидой. А именно: наверху (вместо вождя) находился неограниченный монарх, деспот. Ниже (вместо совета старейшин, вождей) расположились его ближайшие советники, или визири. В дальнейшем, располагались чиновники более низкого ранга, и т.п. А в основании пирамиды, стояли сельскохозяйственные общины, которые постепенно теряли родовой характер. Земля, как основное средство производства, формально стала находится, в собственности общин. А общинники, считались свободными, хотя по факту, в реальности все превратилось в государственную собственность, включая личность, а также жизнь всех подданных, оказавшихся в безраздельной власти государства, которое было олицетворено, в бюрократически-чиновничьем аппарате, во главе которого стоял абсолютный монарх. [12, с.640]

В некоторых своих чертах, восточные государства значительно отличались друг от друга. В некоторых, таких как Китай, рабство носило главным образом домашний, семейный характер. В других странах, таких как Египет, имелось много рабов, которые вместе с общинниками, вносили значительный вклад, в экономику страны. В тоже время, в отличие от европейского (античного рабства), которое было основано на частной собственности, рабы в Египте, в подавляющем большинстве являлись собственностью государства (фараона), или же храмов.