Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Введение
Известным фактом можно назвать то, что государство - это основной институт политической системы в современном обществе, и довольно важная форма, по его организации. Главным назначением государства, является организация политической власти, а также управление всем обществом. Любым государством, выражаются и защищаются интересы, имеющие двоякий род: интересы всего общества, а также интересы правящих кругов. В повседневной жизни, а также на практике деятельности, государственные интересы последних, довольно часто, начинают доминировать над интересами общества.
Государство, наделено характерными признаками, а также чертами, которые отличают его, не только от до государственной (первобытнообщинной) организации в обществе, но также и от существующей вместе с ним, негосударственной (партии, другие общественные организации, общественные движения и т. п.).
Уже на протяжении тысячелетия, люди живут в условиях сложившейся государственно-правовой действительности. Согласно неё, они являются гражданами (подданными) строго определенного государства, и подчиняются соответствующей государственной власти, а также сообразуют свои действия, с правовыми предписаниями, и установленными требованиями. Естественным является то, что еще во времена глубокой древности, они начали задумываться, над имеющимися вопросами, касающимися причин и путей возникновения государства и права. Было создано, большое разнообразие теорий, которые по-разному отвечают на данные вопросы. Существующая множественность данных теорий, может быть объяснена различиями как исторических, так и социальных условий, в которых их авторы и жили, а также разнообразием как идеологических, так и философских позиций, которые ими были заняты.
Скорее всего, нет смысла в рассматривании тех точек зрения, которые основываются, на непознаваемости путей возникновения, и сущности государства и права. А также концепции, которые отождествляют государство и общество, и предполагают собой то, что государство и право - это явления вечные, присущие для любого социума, так как возникают наряду с ним. Для более точного понимания, рассмотрим те теории, которыми различаются государство и общество, а также выделяются происхождение государства и права, как специфическая проблема.
Тема курсовой работы - это общая характеристика, основных теорий происхождения государства. Основываясь на информации приведенной выше, и исходя из темы курсовой работы, может быть сформулирована цель курсовой работы, которая заключается в изучении теорий происхождения государства.
Объектом исследования в данном случае, является государство, как особая политическая, структурная организация общества.
Предметом исследования, выступают различные формы правления, учитывая исторические, правовые, национальные предпосылки.
Для осуществления цели, были поставлены, следующие задачи:
- изучить общую характеристику теорий происхождения государства;
- рассмотреть формы правления, которые существовали в прошлом,
- рассмотреть формы правления, которые существуют в настоящем
- изучить признаки форм правления.
В качестве основных источников, использованных для написания данной работы, были использованы, труды по истории государства и права, оказавшие помощь в изучении вопроса, касающегося происхождения права, с историко-правовых позиций.
Методами исследования, выступают: анализ литературных данных, изучение соответствующих, нормативных документов, сравнительно-правовой метод, общенаучные методы.
Работа состоит из: введения, трех глав, содержащих параграфы, а также заключения, и списка использованной литературы.
1. Теории происхождения государства
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства
Уже на протяжении тысячелетия, люди живут в условиях, сложившейся государственно-правовой действительности. Согласно неё, они являются гражданами (подданными) определенного государства, и подчиняются определенной государственной власти, а также сообразуют свои действия, с правовыми предписаниями, и установленными требованиями. Естественным является то, что они еще в глубокой древности, начали задумываться, над вопросами, касающимися причин и путей возникновения государства и права. За долгое время, было создано, большое количество разнообразных теорий, которые в разной степени, отвечали на имеющиеся вопросы. Существующая множественность данных теорий, может быть объяснена, имеющимися различиями как исторических, так и социальных условий, в которых жили их авторы, а также существующим разнообразием как идеологических, так и философских позиций, которые они занимали. [1, с.420]
По всей видимости, нет смысла в рассмотрении тех точек зрения, которые основываются на непознаваемости путей в возникновении и сущности государства и права, а также тех концепций, которые отождествляют государство и общество, и полагают то, что государство и право — это явления вечные, которые присущи для любого социума, так как они возникают, наряду с ним. Ниже рассмотрим теории, которыми различаются государство и общество, а также выделяются происхождение государства и права, в качестве специфической проблемы. [2, с.351]
Теологическая теория. Данная теория, была одной из первых теорий, происхождения государства и права, которая объясняла их возникновение, посредством божественной воли. Её представителями, являлись многие религиозные деятели, как Древнего Востока, так и средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), а также идеологи ислама, и современной католической церкви (неотомист— Жак Маритен и пр.). Теологической теорией не раскрывается конкретных путей, и способов по реализации данной божественной воли (она может укладываться, в любую концепцию из последующих). Ей в то же время, отстаиваются идеи вечности государства, незыблемости, а также необходимости во всеобщем подчинении государственной воле, как власти от Бога. Но наряду с этим, и зависимости самого государства, от этой божественной воли, которая может проявляться, через церковь, или же иные религиозные организации. [3, с.218]
Теологическую теорию, доказать нельзя, как и нельзя напрямую опровергнуть. Вопрос касающийся её истинности, может быть решен, вместе с вопросом, касающимся существования Бога, Высшего Разума и т.д. То есть это, в конечном итоге, является вопросом веры. [1, с.420]
Патриархальная теория. Данная теория, также смогла возникнуть в древности. Её основателем, был Аристотель (III в. до н.э.). Но стоит отметить, что аналогичные идеи, высказывались также в сравнительно недавние времена (к примеру Фильмером, Михайловским и пр.).
Смысл данной теории заключается в том, что государство, возникает из семьи, которая разрастается из поколения в поколение. Глава данной семьи, превращается в главу государства — монарха. Таким образом, его власть — является продолжением власти отца. Монарх в тоже время, является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (также как из теологической), естественно вытекает вывод о существующей необходимости для всех людей, подчиняться не только государственной власти, но также и её законам. [2, с.351]
Современной наукой, основные положения патриархальной теории, достаточно убедительно опровергаются. На сегодняшний день, не было выявлено ни одного исторического свидетельства, подобного способа возникновения государства. И наоборот, было установлено то, что патриархальная семья, смогла появится вместе с государством, в процессе постепенного разложения первобытно-общинного строя. В обществе к тому же, в котором такая семья существует, родственные связи утрачиваются достаточно быстро. [4, с.560]
Данная теория наряду с этим, привлекает внимание к семье. Семья — это мельчайшая частица в обществе. Само её существование, и её форма, оказывают влияние на развитие общества, а также создают определенные предпосылки, для того чтобы возникло государство.
Органическая теория. Данная теория, возникла в XIX веке. Это произошло, в связи с успехами естествознания. Хотя некоторые очень похожие идеи, высказывались значительно раньше. Таким образом, некоторые из древнегреческих мыслителей, в том числе и Платон (IV-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом. А вот законы государства, сравнивались с процессами человеческой психики. [5, с.511]
Последующее возникновение дарвинизма, смогло привести к тому, что множество юристов, социологов, начали распространять биологические закономерности (внутривидовая и межвидовая борьба, естественный отбор, эволюция, и т.д.) на социальные процессы. К представителям данной теории, относятся Блюнчли, Вормс, Прейс, Г. Спенсер, и пр.
Согласно органической теории, само человечество, возникает в качестве результата происходящей эволюции животного мира, от низшего к высшему. Дальнейшее развитие, способно привести к объединению людей, в процессе естественного отбора (осуществление борьбы с соседями) в единый организм, которым будет — государство. В нём, правительство будет выполнять функции мозга, управлять всеми процессами в организме, главным образом используя право, как импульсы передаваемые мозгом. Низшими классами будут реализовываться внутренние функции (обеспечиваться его жизнедеятельность), а господствующими классами — внешние (самые распространенные это оборона и нападение). [1, с.420]
Некорректность идей и основы органической теории происхождения государства и права, может быть определена, следующим образом. Все сущее, наделено различными уровнями проявления, бытия, а также жизнедеятельности. Развитие каждого из уровней, может быть определено законами, которые свойственны для данного уровня (квантовая и классическая механика, химия, биология и т.д.). И точно так же, как и нельзя дать объяснение эволюции животного мира, основываясь только на законах физики (или химии), также невозможно, распространять биологические законы, на развитие всего человеческого общества. Но в тоже время, некоторые положения органической теории, можно использовать, как аналоги для понимания тех процессов, которые связаны с возникновением государства. [6, с.290]
Теория насилия. Данная теория, также смогла возникнуть, в XIX веке. К её представителям можно отнести Л. Гумпловича, К. Каутского, Е. Дюринга и пр. Ими объяснялись факторы возникновения государства и права, факторами военно-политического характера. А именно: завоевание одним племенем (или объединением племен) другого. Для того чтобы подавить порабощенное племя, как раз и создавался государственный аппарат, и в дальнейшем принимались необходимые законы. Таким образом, возникновение государства, рассматривается в качестве реализации закономерности, согласно которой подчиняется слабый сильному. Сторонники данной теории, в своих рассуждениях, основывались на известных исторических фактах, согласно которым множество государств, смогли появится как раз в результате завоевания одним народом другого (к примеру ранние германские, венгерское, а также другие государства). [3, с.218]
Оценивая данную теорию, необходимо отметить то, что ей описывается, один из частных случаев, по возникновению государства. В тоже время, для того, чтобы государство могло возникнуть, является необходимым уровень в экономическом развития общества, который бы позволял содержать государственный аппарат. В том случае, при котором данный уровень достигнуть не был, то никакие завоевания, не могут сами по себе, привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство смогло появится в результате какого-либо завоевания, к этому времени, должны быть созданными внутренние условия. Такая ситуация имела место, при возникновении германских, или венгерского государств. [7, с.372]
Психологическая теория. Представителями данной теории, которая возникла также в XIX веке, были: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Ими объяснялось появление государства и права, посредством проявления свойств человеческой психики. А именно: потребность в подчинении, подражание, сознание зависимости от элиты в первобытном обществе, осознание справедливости определенных вариантов действия, а также отношений и тому подобное. [8, с.200]
Естественным является то, что социальные закономерности, зачастую реализуются, посредством человеческого поведения, деятельности. В связи с этим, свойства человеческой психики, способны оказать определенное влияние, на реализацию данных закономерностей. Но в тоже время, с одной стороны, данное влияние нельзя назвать решающим. А с другой стороны— формирование самой человеческой психики, происходит под влиянием соответствующих как экономических, так социальных, или других внешних условий. В связи с этим, именно данные условия, и должны быть учтены в первую очередь. [6, с.290]
Теория общественного договора (естественного права). Данная теория была сформулирована, в работах ранних буржуазных мыслителей, таких как: Г. Греций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и пр. То есть в ХVII-ХVIII вв. Согласно данной теории, до того как появилось государство, люди находились в своем "естественном состоянии". Такое состояние, понималось различными авторами, по-разному (как неограниченная свобода личности, война всех против всех, или всеобщее благоденствие "золотой век" и т.д.). В большинство концепций, включается идея "естественного права". То есть наличия у каждого из людей, неотъемлемых, естественных прав, которые были получены от Бога, или от Природы. В тоже время, в процессе развития человечества, права одних людей, постепенно приходят в противоречие, с правами других людей. Такой ситуацией нарушается порядок, и как следствие, возникает насилие. Для того чтобы обеспечить нормальную жизнь, людьми заключается между собой, договор о создании государства, с добровольной передачей ему, части своих прав. Данные положения смогли найти свое выражение, в конституциях ряда западных государств. Таким образом, в Декларации независимости США (1776 год), говорится о том что: "Мы считаем самоочевидными истины: что все люди, созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых, относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав, люди создают правительства, справедливая власть которых, основывается на согласии управляемых...". [4, с.560]