Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Судебная власть: понятие и функции.
1.3 Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ
ГЛАВА 2. Органы, осуществляющие судебную власть.
2.1 Суд как орган судебной власти
2.2 . Судьи как носители судебной власти
2.3 Принципы реализации судебной власти
2.2 . Судьи как носители судебной власти
В РФ, носителями судебной власти, главным образом выступают судьи, которые наделены согласно действующего конституционного порядка, полномочиями на осуществление правосудия, и исполняющие свои обязанности, на профессиональной основе.
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 119), судьями могут стать граждане РФ, которые достигли 25 лет, и имеют высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической профессии, не менее пяти лет. Федеральным законом, также могут устанавливаться дополнительные требования, к судьям судов РФ.
При этом, судьей вышестоящего суда, имеет право стать гражданин РФ, который достиг 30 лет. А судьей Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного Суда РФ, гражданин РФ который достиг 35 лет, и имеющий стаж работы по юридической профессии, не менее 10 лет. [12, с.217]
В общих чертах, устанавливаются следующие требования:
- Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, а также иные законы.
- Он во время исполнении своих полномочий, а также во время внеслужебных отношений, должен избегать всего, что могло бы в какой-то мере, умалить авторитет судебной власти, а также достоинство судьи, или вызвать сомнение, в его объективности, справедливости, беспристрастности.
- Судья не имеет права быть депутатом;
- Судья не должен принадлежать, к политическим партиям или движениям;
- Судья не имеет права, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать свою работу в должности судьи, с иной оплачиваемой работой, помимо научной, преподавательской, литературной, или же творческой деятельности. [13, с.367]
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 128), судьи Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, и Верховного Суда РФ, назначаются Советом Федерации, согласно представления Президента РФ. Судьи иных федеральных судов, назначаются Президентом РФ в том порядке, который установлен федеральным законом.
В Конституции РФ (а именно статье 120), закреплено то, что судьи, являются независимыми, и подчиняются только Конституции РФ, а также федеральному закону. В своей деятельности, направленной на осуществление правосудия, они не подчинены никому. Независимость судей - является важнейшим условием для самостоятельности, а также авторитетности судебной власти. Закрепленная законом независимость судей, дает возможность в объективном и беспристрастном осуществлении правосудия, защите права, а также законных интересов граждан. [14, с.260]
Действующим законодательством РФ (Законом "О статусе судей в Российской Федерации" и пр.) предусматриваются следующие правовые гарантии, независимости судей:
- установленная и закрепленная действующим законодательством процедура по осуществлению правосудию, которой исключается, постороннее воздействие на судей (решение выносится судом в совещательной комнате, в которой находится могут, только те судьи, которые входят в состав суда, по данному делу, и т.п.);
- осуществление преследования по закону, любого вмешательства, в деятельность направленную на осуществление правосудия;
- освобождение судей, от обязанности отчитываться о своей деятельности, перед кем бы то ни было;
- установление законом, специального порядка по приостановлению и прекращению полномочий судьи;
- право судьи, на отставку по собственному желанию, вне зависимости от возраста;
- предоставление судье, за счет государства, как материального, так и социального обеспечения, которое соответствует его статусу;
- особая защита государством: судьи, членов его семьи, их имущества.
Судья, наделен правом на хранение, а также ношение служебного огнестрельного оружия. Служебное огнестрельное оружие, выдается для него, органами внутренних дел, согласно его заявления. [15, с.523]
Принцип подчинения судей, только Конституции, а также федеральному закону, связан неразрывно, с предусмотренным в статье 120 Конституции РФ, положением, в соответствии с которым, суд, установив во время рассмотрения дела несоответствие акта государственного (или иного органа) закону, принимает решение, в соответствии с законом. Действие данной конституционной нормы, распространяется на любые акты, любого органа, или же должностного лица.
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 121), судьи являются несменяемыми. Несменяемость судьи, означает стабильное сохранение за им, занимаемой должности. Смена такой должности, может произойти, только с согласия данного судьи, которое было получено, по его доброй воле. Несменяемость является одной из существенных гарантий, для независимости судьи. [12, с.217]
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 121), полномочия судьи, могут быть прекращены, или приостановлены, не иначе как в том порядке, и по тем основаниям, которые установлены федеральным законом. Данные порядок и основания, предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".
В Конституции РФ (статье 122), указывается на то, что судьи являются неприкосновенными. Неприкосновенность судей, является одной, из наиболее существенных гарантий, их независимости. Неприкосновенность может быть распространена, не только на личность судьи, но также и на его жилище, и служебное помещение (корреспонденцию, имущество и документы, транспорт который им используется, а также средства связи). [14, с.260]
Неприкосновенность судьи, по большей степени, обеспечивается тем, что он в соответствии с Конституцией РФ (статьей 122), не может быть привлечен, к уголовной ответственности, никаким другим способом, кроме как в том порядке, который определен и закреплен федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи, может быть возбуждено, только Генеральным прокурором Российской Федерации, или тем лицом, которое исполняет его обязанности, в случае наличия на возбуждение уголовного дела, согласия от квалификационной коллегии судей. Такая коллегия, после дачи своего согласия, на возбуждение дела, осуществляет контроль за ходом его расследования. Только с согласия данной коллегии, судью могут подвергнуть приводу, заключить под стражу, привлечь к участию в деле, как обвиняемого. Заключение судьи под стражу, может быть допущено, только с санкции Генерального прокурора, или того лица, которое исполняет его обязанности, или согласно решения суда.
Уголовное дело по отношению к судье, со гласно его требования, которое было заявлено до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено, только Верховным Судом Российской Федерации. Таким положением, для судьи, создается дополнительная гарантия, вынесения для него, обоснованного и справедливого приговора.
Необходимо отметить то, что обеспечение неприкосновенности судей, не сводится только к особому порядку по привлечению их, к уголовной ответственности. [16, с.196]
Судья также, не подлежит административной ответственности. К нему, не может быть применена, ни одна из мер, по административному взысканию. К судье, не может быть применено также, ни одно из дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены трудовым законодательством.
2.3 Принципы реализации судебной власти
Конституцией РФ (статьей 123), закрепляется ряд принципов, которые связаны непосредственно, с реализацией судебной власти. Другими словами, с отправлением правосудия.
Правосудие представляет собой, вид государственной деятельности, которая направлена, на то чтобы рассмотреть и разрешить различные социальные конфликты, связанные с действительным, или предполагаемым нарушением, норм права. Правосудие, имеет ряд специфических признаков, таких как:
- оно осуществляется, от имени государства, специализированными государственными органами - судами. Это происходит, при помощи рассмотрения в судебных заседаниях, гражданских, уголовных, и иных дел, в процессуальной форме, которая установлена действующим законодательством. [16, с.196]
Строительство правосудия в Российской Федерации, осуществляется на тех принципах, которые отражают сущность, а также задачи демократического правового государства, и закрепленных в Конституции РФ (глава 7) и в ФКЗ "О судебной системе РФ". [17, с.271]
Принципами правосудия в РФ, выступают:
- осуществление правосудия, происходит только судом (согласно статьи 118 Конституции РФ);
- осуществление правосудия, происходит в точном соответствии, с действующим законодательством;
- положение, касающееся порядка назначения судей (согласно статьи 128 Конституции РФ);
- право граждан, на судебную защиту (согласно статьи 46 Конституции РФ);
- равенство граждан перед судом, а также законом (согласно статьи 19 Конституции РФ);
- независимость судей, а также подчинение их, только закону (согласно статьи 120 Конституции РФ);
- коллегиальность рассмотрения дел, а также единоличное осуществление правосудия.
- участие представителей народа;
- открытое разбирательство дел, во всех судах;
- национальный язык судопроизводства (согласно статьи 68 Конституции РФ);
- равенство сторон, а также состязательность процесса (согласно ст. 123 Конституции РФ);
- обеспечение для подозреваемого и обвиняемого прав на защиту (согласно статьи 45 Конституции РФ);
- презумпция невиновности (согласно статьи 49 Конституции РФ);
- всестороннее, полное, объективное исследование всех обстоятельств дела;
- судебный надзор. [18, с.342]
Одним из важнейших принципов - является осуществление правосудия, только судом (согласно статьи 118 Конституции РФ). Данный принцип, как уже говорилось, означает то, что в Российской Федерации, нет и не может быть, никаких государственных или других органов, кроме судов, которые имели бы право, на рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и других дела. [19, с.187]
Принцип по осуществлению правосудия только судом - является главной гарантией законности, охраны прав, а также законных интересов граждан, и организаций. Данный принцип, своё выражение находит, также в установлении в Конституции (части 2 и 3 статьи 118), рамок осуществления судебной власти. Такая власть может быть реализована, при помощи конституционного, гражданского, административного, а также уголовного судопроизводства, и рамок судебной системы Российской Федерации, которая определена Конституцией Российской Федерации, и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Открытое разбирательство - является одним из важнейших принципов в судопроизводству. Разбирательство дел во всех судах, является открытым. Дела в судах всех уровней (за исключением определенных моментов, предусмотренных действующим законодательством), всех судах, разбираются открыто. Исключением могут быть случаи, при которых открытое рассмотрение дела судом, противоречит интересам охраны государственной, или коммерческой тайны. [17, с.271]
Конституцией РФ, устанавливается то, что слушание дела в закрытом заседании, может допускаться только в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Кроме целей охраны государственной, а также коммерческой тайн, проведение закрытого судебного разбирательства, может быть допущено, согласно мотивированного определения суда, или постановления судьи по делам:
- о преступлениях лиц, которые не достигли 16-летнего возраста;
- по делам, о половых преступлениях, а также иным уголовным делам, для того чтобы предотвратить разглашение сведений, касающихся интимных сторон жизни лиц, которые участвуют в данных делах.
На закрытое судебное заседание, не может быть допущена публика, а также представители средств массовой информации. В тоже время слушание дела, может вестись, с соблюдением всех правил судопроизводства, включая также публичное провозглашение, во всех случаях, вынесенного приговора, и решения суда.
Конституцией РФ устанавливается то, что судопроизводство, может осуществляться, основываясь на состязательности, а также равноправии сторон. [20, с.354]
Осуществление судопроизводства основываясь на состязательности, означает то, что судебное разбирательство, может быть начато, только в случае наличия заявления истца, запроса от органа (или должностного лица), а также обвинительного акта прокурора либо жалобы потерпевшего, которые настаивают перед судом, на удовлетворении их требований. При этом, истец и ответчик, орган или должностное лицо, которые издали данный акт, обвинитель и обвиняемый, выступают в суде как стороны, то есть такие участники судебного разбирательства, у которых имеется, определенный процессуальный интерес, и для которых законом, предоставлены равные права, для того чтобы обосновать свои утверждения и выводы, и для того, чтобы оспорить утверждения и выводы иного участника судебного разбирательства (противоположной стороны). Решение всех вопросов, возникающих в деле, принадлежит только суду (судье), который не является связанным, с доводами сторон, и является свободным, в оценке доказательств, представленных ими, и независимым, от любых посторонних влияний. Он действует, исключительно в качестве органа правосудия. [21, с.436]
Принцип состязательности и равноправия сторон - он является важнейшим демократическим и процессуальным началом, которым создаются максимально благоприятные условия, для того чтобы отыскать истину, и вынести справедливое судебное решение. [19, с.187]