Файл: Судебная власть России: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Граждане РФ, имеют право на участие в осуществлении правосудия, в том порядке, который предусмотрен федеральным законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ, в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством, судопроизводство может осуществляться, с участием присяжных заседателей. Согласно статьи 36 и 421 УПК РФ, судом присяжных заседателей, рассматриваются дела, касающиеся наиболее тяжких преступлений, таких как:

- государственная измена;

- терроризм;

- призывы к насильственному изменению конституционного строя;

- разглашение государственной тайны;

- бандитизм;

- массовые беспорядки;

- нарушение правил международных полетов;

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

- умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах;

- похищение человека;

- изнасилование, которое повлекло особо тяжкие последствия, или изнасилование малолетней;

- хищение предметов или документов, которые имеют особую историческую, научную, культурную ценность;

- заведомо незаконный арест или задержание;

- принуждение к даче показаний;

- посягательство на жизнь работника полиции;

- угон воздушного судна;

- а также ряд других. [22, с.211]

Суд присяжных заседателей, может быть образован, при краевом, областном, городском суде. Он действует, в составе судьи, и 12 присяжных заседателей. Те приговоры, которые были вынесены судом присяжных заседателей, в краевом, областном, городском суде, могут быть обжалованы и опротестованы, в кассационную палату, Верховного Суда Российской Федерации.

Кроме присяжных, для осуществления правосудия, могут быть привлечены, народные и арбитражные заседатели.

Участие граждан, в осуществлении правосудия, выступает как их гражданский долг. Требования к тем гражданам, которые участвуют в осуществлении правосудия, устанавливаются посредством федерального законодательства. За время участия в процессе осуществления правосудия, присяжным, а также народным и арбитражным заседателям, выплачивается вознаграждение, назначаемое из федерального бюджета. [23, с.401]

Согласно Конституции РФ (статья 124), финансирование судов, производится только из федерального бюджета. Оно должно обеспечивать, возможность по полному и независимому осуществлению правосудия, согласно федерального закона. Данное положение Конституции РФ, имеет своей целью, оградить суды, от местных влияний, и тем самым, создать условия, для их подлинной независимости, и поставить все суды, в равные материально-технические условия, которые обеспечивают осуществление правосудия. [21, с.436]


При Верховном Суде РФ, создан Судебный департамент. Данный департамент, является федеральным государственным органом, который осуществляет организационное обеспечение, деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных судов, военных, специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование, мировых судей. Им осуществляются мероприятия, имеющие кадровый, финансовый, материально-технический и другой характер, которые направлены, на создание условий, для полного, и независимого осуществления правосудия. [23, с.401]

2.4 Перспективы развития судебной власти в России

Со становлением России в качестве правового государства, роль, а также значение судебной власти, будет все более возрастать. Судебная власть в современных условиях, для России, несомненно является очень важной. Но она является важной не только своим существованием, но также и действительностью, и применимостью, в реальной жизни всего нашего общества.

Судебная власть к сожалению, все еще остается, слабым местом в государственной власти России. Принципы по судоустройству и судопроизводству, которые закреплены в Конституции РФ, реализуются с трудом. И в этом случае, ощущается противодействие, а также давление со стороны иных ветвей власти. Невзирая на провозглашенные правовые, а также социальные гарантии для судьи, таких как несменяемость, независимость, неприкосновенность, и т.п. Они зачастую, не способны в полной мере, быть обеспеченными, из-за отсутствия как технической, так и материальной базы. Кроме этого, в качестве большой проблемы для правосудия, на сегодняшнее время, стала коррумпированность судей. [24, с.254]

Согласно мнения президента России, в весьма сложном и многогранном деле, направленном на поддержку авторитета судебной системы, все должны сыграть, свою роль - "как президент РФ, в качестве гаранта Конституции, так и судьи Конституционного суда РФ, так как они, тоже являются гражданами РФ, и представителями исполнительной власти, и представителями законодательной власти". Государство, будет оказывать содействие, увеличению авторитета судебной власти". То, что является необходимым делать по линии президентской вертикали, также должно делаться и по линии исполнительной власти, для получения более полного эффекта. [25, с.163]


Совершенствование, а также дальнейшее развитие судебной власти в РФ, видится на данный момент, в следующих тенденциях:

- дальнейшая теоретическая разработка, основных направлений в развитии судебной системы;

- повышение роли судейского сообщества, а также его органов, в предотвращении коррупции среди судей;

- укрепление судебной системы, посредством высококвалифицированных специалистов;

- выработать концептуальные подходы, для повышения эффективности деятельности, каждого из вида судов;

- критическое осмысление, а также корректирование регулирования деятельности тех лиц, которые оказывают для граждан и юридических лиц, помощь в решении юридических вопросов, так как в действующем виде, оно не в полной мере, обеспечивает доступ к правосудию;

- на законодательном уровне, обеспечить сочетание независимости судей, с ответственностью за принимаемые ими, судебные решения;

- усовершенствовать процедуру по отбору и подготовке судей;

- провести представителями всех ветвей власти, профилактические работы, среди населения, которые направлены, на формирование уважения граждан к власти, в целом, и судебной власти в частности. [23, с.401]

Совершенствование, а также развитие российского законодательства, которое направлено, на обеспечение компетентности, независимости, беспристрастности судей. Оно должно осуществляться, учитывая не только российскую практику правоприменения, но также и международных договоров, и соответствующих соглашений. [24, с.254]

В заключение, хотелось бы сказать о том, что только в той ситуации, в которой суды, станут по-настоящему независимыми, и начнут подчиняются только закону, и будет обеспечиваться подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав и свобод человека, гармония в интересах личности, общества, государства. Это имеет непосредственное отношение, также к задаче, которая была поставлена создавшейся ситуацией перед судебной властью, а именно - преодоление правового нигилизма граждан, в России.

Заключение

Конституция РФ 1993 года, путем закрепления разделения государственной власти, на: законодательную, исполнительную и судебную, смогла открыть новую страницу, в истории российской государственности. Принцип разделения властей, который на сегодняшний день, выступает как политический и конституционный принцип по государственному устройству Российской Федерации, объективно предполагает собой, возрождение самостоятельной, влиятельной, а также независимой социальной силы - судебной власти. Также, сюда следует отнести, утверждение в государственном механизме, компетентного и беспристрастного суда, в качестве гаранта гражданского мира, а также согласия в обществе. Носителями судебной власти в РФ, выступают главным образом судьи, которые наделены, в конституционном порядке, полномочиями на осуществление правосудия. Они исполняют свои обязанности, на профессиональной основе. В Российской Федерации, правосудие выстраивается, на принципах, которые отражают сущность, и задачи по демократическому правовому государству, и закрепленных в Конституции РФ (главе 7) и в ФКЗ от 31 декабря 1996 года "О судебной системе РФ", и имеет ряд, специфических признаков, которыми являются: осуществление от имени государства, специализированными государственными органами - судами, при помощи рассмотрения в судебных заседаниях, гражданских, уголовных, а также иных дел, в установленной законом, процессуальной форме. На сегодня, судебная власть в качестве отдельной ветви государственной власти, является предназначенной, для того чтобы установить смысл и содержание Конституции РФ, а также действующего законодательства, для того чтобы его единообразно толковать, и применять на практике. Она является призванной, осуществлять контролирование правомерности принимаемых парламентом законов, а также актов, исполнения со стороны правительства, и административных органов, равно как и правомерность по разрешению всех правонарушений, и юридических споров. Реализация правосудия, является одним из оснований легитимного государства, а также неуважения к нему- является признаком испорченности общества, а также нестабильности государства. Судебная власть, в качестве разновидности государственной власти, находясь во взаимодействии с её другими ветвями, должна превратиться, в самостоятельную и сильную, хорошо подготовленную профессионально, оформленную организационно, обрести высокий статус, и действовать в процессуальном порядке, при этом утверждая идеи верховенства права, со справедливостью.


Судебной властью, в системе органов государственной власти, занято особое место, которое обусловлено тем обстоятельством, что только она, при реализации принципа справедливости, способна отправлять правосудие, а также, выступать в качестве субъекта правотворчества, так как множество законов, способны обрести жизнь, благодаря суду. Они проходят испытание, посредством судебной практики. Специфическая роль судебной власти, в действующем механизме по разделению властей, состоит в удержании законодательной, и исполнительной властей, в рамках конституционной законности, посредством осуществления судебного контроля, за данными ветвями власти. При этом, необходимо иметь в виду то, что "автономность" судебной власти, способна быть только относительной, так как она, не существует изолированно, от иных ветвей власти. Тот круг конфликтов, которые разрешаются судом, могут быть очерчены законом. То есть решениями законодательной власти. Реализация судебных решений, требует в большом количестве случаев, определенных действий органов исполнительной власти.

В качестве функций судебной власти, выступают основные направления деятельности, которыми определяется её социальное назначение, в виде особого, самостоятельного, государственно-правового механизма по воздействию, на общественные отношения. В качестве функций судебной власти, могут быть рассмотрены: правосудие; судебный контроль; обобщение судебной практики, а также разъяснение на её основе, юридических норм; правотворчество. Необходимо отметить то, что правосудие, необходимо трактовать, в качестве исключительной функции судебной власти. В настоящее время, для того чтобы привести в соответствие с конституционными принципами судебной власти, для судебной системы России, необходимо серьезное реформирование, которое является необходимым, чтобы осуществить наряду с реформой Конституции РФ.

Список использованных источников

1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2) Боронбаева, Д.С. Судебная власть: понятие и основные признаки. - Экономика, социология и право.- 2016. - 204 с.

3) Виноградов В.В. История становления института судебной власти в России.- Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция.- 2016.- 312 с.


4) Гордынин, Н.А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ - Международный студенческий научный вестник.- 2016. -149 с.

5) Демидов, А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства - Инновационная наука.- 2016.- 402 с.

6) Казаков, И.Г. Соотношение понятий «судебная власть», «судопроизводство», «правосудие» - Успехи современной науки.- 2016.- 230 с.

7) Калинин, В.Н. Судебная власть в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития - Современные проблемы права, экономики и управления.- 2016.- 225 с.

8) Карпенко, В.Ю. Особенности судебной власти РФ- NovaInfo.Ru.-2016.- 322.

9) Коваленко, Т.С. Исторический генезис судебной власти - Вестник Костромского государственного университета. 2016. -272 с.

10) Коваленко, Т.С. Исторический путь зарождения, становления и развития судебной власти в России - Вестник Костромского государственного университета. 2016. - 293 с.

11) Колоколов, Н.А. Эволюция судебной власти в России: историко-правовой аспект - Международный журнал конституционного и государственного права. - 2016. - 215 с.

12) Мандриева, Л.В. Осуществление функций судебной власти в РФ: проблемы и способы их решения - Инновационная наука.- 2016.- 217с .

13) Негодяев, К.А. Структура судебной власти в Российской Федерации - Новая наука: Теоретический и практический взгляд. -2016.- 367 с.

14) Оганесян, С.М. К вопросу о теории разделения властей в политико-правовой мысли современной России - Theory and Practice of the restoration of rights.- 2016.- 260 с.

15) Османова, Ф.М. О понятии и функциях судебной власти // Успехи современной науки.- 2017.-523 с.

16) Османова Ф.М. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти - Успехи современной науки и образования.- 2017. - 196 с.

17) Папикян, И.Г. Разделение властей: многообразие моделей и основные закономерности их реализации.- Юридическая гносеология. - 2016.- 271 с.

18) Петрив, А.А., Тлябичев, Ш.М. Разделение властей — ненужное заимствование или объективная необходимость? - Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2017.- 342 с.

19) Подтягина, Л.Г. Принцип разделения властей: исторический аспект - Вестник научных конференций. - 2015. - 187 с.

20) Прудников, А.С., Швец, В.М. История становления и развития судебной власти в концепции теории разделения властей - Вестник Московского университета МВД России.- 2016.- 354 с.

21) Розахунова, Н.Р., Исаева, Т.Т. К вопросу об эффективности судебной власти - Символ науки.- 2016.- 436 с.

22) Цыганаш, В.Н., Бровко, Н.В. Социально-правовое определение феномена судебной власти - Философия права.- 2016.- 211 с.