Файл: Судебная власть России: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) Осуществление судебной власти, происходит посредством судопроизводства. Это определено, в статье 118 Конституции РФ и статье 5 ФКЗ "О судебной системе РФ". Судопроизводство - является формой реализации судебной власти. В более узком смысле, в качестве судопроизводства, необходимо понимать, порядок по рассмотрению дел судами. Согласно действующему законодательству (часть 2 статьи 118 Конституции РФ), судебная власть осуществляется, при помощи следующих видов судопроизводства:

- конституционный - это деятельность по разрешению дел, о соответствии Конституции РФ федеральных законов, различных нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, и иных актов;

- гражданского - это деятельность по рассмотрению и разрешению дел, которые вытекают, из гражданских правоотношений;

- административного - это деятельность по рассмотрению и разрешению дел, об административных правонарушениях;

- уголовного - это осуществление как досудебного, так и судебного производства, по уголовному делу. [7, с.225]

В качестве разновидности, гражданского и административного судопроизводства, на основе статьи 127 Конституции РФ, принято считать, разрешение экономических споров, а также других дел, которые рассматриваются, арбитражными судами - это арбитражное судопроизводство.

7) Процессуальный порядок деятельности - является еще одним важным признаком судебной власти. Данным порядком, определяется только закон, который был издан, на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство, может осуществляться, согласно ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" (главы VII, VIII, статьи 43-83, а также ряда статей раздела III). Гражданское, арбитражное, уголовное - по тем правилам, которые установлены, соответственно ГПК РФ, УПК РФ, и АПК РФ. По делам, касающимся административных правонарушений, процессуальный порядок деятельности, определяется КоАП РФ (разделы IV и V). [8, с.322]

Процессуальный порядок, осуществляя регулирование правил судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности, судебной власти, а также обоснованности, и справедливости судебных решений.

8) Подзаконность судебной власти, указывает на то, что она, действует в пределах той компетенции, которая предоставлена согласно действующего законодательства, или основываясь на нём, для его исполнения. Судьи являются независимыми, и подчиняются только Конституции РФ, а также федеральному закону (статья 120 Конституции, часть 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").


Подзаконность судебной власти, распространяется не только на все отмеченные выше, на её проявления, такие как - правосудие, конституционный, а также судебный контроль, толкование законов, и иных нормативных правовых актов и т.п. но и на все без органы без исключения, которые её представляют. [9, с.272]

Если в виду иметь то, что частью 5 статьи 32 Конституции РФ, предусматривается право граждан, на участие в отправлении правосудия, то в конечном итоге можно отметить, и такое свойство судебной власти, как- участие представителей власти, в её осуществлении. Граждане, участвуя в отправлении правосудия, также принимают участие, и в осуществлении судебной власти. В состав суда, который рассматривает уголовное, гражданское, арбитражное дело, кроме судьи, имеют право входить, также присяжные и арбитражные заседатели. [10, с.293]

1.3 Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ

Судебная власть - является самой молодой из всех существующих ветвей государственной власти, в современной России. В государственном развитии предыдущего периода, суд функционировал в качестве государственного органа, который осуществлял правосудие. В связи с этим, после изменения статуса суда, в государственной системе, стало необходимым урегулирование его правового положения, не только на конституционном уровне, но также и в системе конституционного, отраслевого законодательства. В связи с этим, основной пакет законов, которыми регулируется роль, место, а также функции судов, в системе государственно-правовых институтов, был сформирован, относительно недавно, и на протяжении весьма короткого периода - это 1991 - 1995 годы. Данный период судебной реформы, в задачи которого, по сути, входило создание новой, эффективной, а также соответствующей современному этапу в правовом развитии России, системы законодательства, о судебной власти. Можно выделить, основные направления, в регулировании данной сферы.

В Российской Федерации, основы организации, а также деятельности судебной власти, были закреплены, в Основном Законе государства, которым является Конституция РФ. Для лучшего понимания, рассмотрим конституционные основы судебной власти, в виде двух групп норм, зафиксированных в акте. [7, с.255]

Во-первых, это общие конституционные положения, касающиеся организации, а также деятельности государственной власти, в том числе, и её судебной составляющей. К данной группе, можно отнести те конституционные положения, которые главным образом, закреплены статьями 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104, а также рядом иных статей Конституции РФ. Указанными нормами устанавливается положение суда, в государственной системе, а именно: статьей 10- провозглашается самостоятельность судебной власти. При этом отмечается то, что судами, осуществляется государственная власть (статья 11), в демократическом правовом государстве (статья 1), основываясь на Конституции РФ, законах, а также общепризнанных принципов, и нормах международного права (согласно статьи 15). Данные нормы, представляют особое значение, для процесса формирования, статуса судебной власти, так как ими придаются для него, основные идеологические направления, а также определяется смысл, и сущность её деятельности. [9, с.272]


Во-вторых, данные положения главы 7 Конституции РФ "Судебная власть", которые касаются специфики по организации, и функционированию судебной составляющей, государственной власти.

Практически все конституционные положения, по мере становления судебной власти, смогли получить свое законодательное развитие. [5, с.402]

В связи с этим, можно констатировать, существование целостной системы законодательства, касающегося судебной власти, включающей в себя, следующие сегменты:

- конституционные основы в судоустройстве

- законодательство, которым закрепляется структура, а также общие принципы по организации, и деятельности судебной системы, в качестве системы органов судебной составляющей, государственной власти (статьи 118, 126 (полномочия Конституционного Суда РФ), а также статья 127 (полномочия Верховного Суда РФ), 128 (полномочия Арбитражного Суда РФ), и соответствующее законодательство, которым развиваются данные положения);

- конституционные основы судопроизводства - это законодательство, которым устанавливается порядок деятельности судов, в качестве органов судебной составляющей государственной власти (статьи 46, 47, 49, 50, 51, 123, а также ряд иных статей Конституции РФ);

- конституционные основы статуса судей - законодательство касающееся статуса судей, а также их органов судейского сообщества, определяющее особенности в правовом положении граждан, которые осуществляют судебную составляющую государственной власти, от имени РФ (согласно статей 83, 102, 119-122, а также 128 Конституции РФ); [7, с.225]

- конституционные основы по финансированию судебной власти - это законодательство, которым развиваются конституционные основы по финансированию судебной власти, из федерального бюджета. Делается это для того, чтобы обеспечить возможности по осуществлению полного, и независимого правосудия (статья 124 Конституции РФ, которая установила, что финансирование судов, осуществляется только из федерального бюджета, и должно тем самым обеспечивать, возможность по полному и независимому осуществлению правосудия, согласно ФЗ);

- конституционные основы законодательства субъектов РФ, касающихся судебной власти субъектов РФ (статьи 72, 73, 76 Конституции РФ).

В конце главы, необходимо отметить, что государственная власть - это "форма общественной власти, опирающаяся на специализированный аппарат принуждения". Судебная власть согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью власти, которая не находится в подчинении у исполнительной и законодательной, хотя в тоже время, она является своеобразным средством уравновешивания законодательной и исполнительной ветвей власти.


ГЛАВА 2. Органы, осуществляющие судебную власть.

2.1 Суд как орган судебной власти

Судебная власть, осуществляется специально, учреждаемым для этого государственным органом, которым является - суд (статья 1 ФКЗ "О судебной системе РФ"). Понятие "суд", кроме уже отмеченного, имеет также другие значения, такие как:

1) суд - это здание, в котором размещается, указанный орган;

2) суд - это само судебное разбирательство, а также судьи единолично, и коллегиально, которые приняли решение, по конкретному делу;

3) суд - это мнение (суд совести, исторический суд) и пр. [10, с.293]

Суд в юридическом значении - это "орган государства, который осуществляет судебную власть, посредством отправления правосудия, во время рассмотрения гражданских, а также уголовных дел, экономических споров, дел об административных правонарушениях, и некоторых иных категорий дел, в том порядке, который установлен процессуальным законом".

Согласно Конституции РФ (а именно статье 118), суд - это единственный орган, который имеет право на осуществление особой функции государственной власти - правосудия. Задачей суда во время осуществления правосудия, выступает защита конституционного строя РФ, прав и законных интересов предприятий, различных учреждений и организаций, прав и свобод граждан. Главной функцией органов правосудия - является судебная защита прав и свобод, человека и гражданина. [11, с.215]

Другие организации, у которых в их названии содержится термин "суд", а также производные от него (к примеру суды чести в Вооруженных Силах РФ, товарищеские суды, Судебная палата, по информационным спорам и т.п.), - не наделены судебной властью, в том смысле, который определяется Конституцией РФ, и в значении указанном выше, судами не являются. То есть никакие иные органы, а также лица, не имеют права принимать на себя, осуществление правосудия.

Согласно Конституции РФ, а также ФКЗ "О судебной системе РФ", на сегодняшний день, существует три системы судов:

1) Конституционный Суд,

2) суды общей компетенции (юрисдикции),

3) арбитражные суды. [9, с.272]

Помимо того, арбитражные суды, могут быть созданы, на самодеятельных началах. Выбирать их имеют право, сами участники спора. Также могут быть созданы и третейские суды. Такой перечень, носит исчерпывающий характер. Изменение является возможным, только на основе того, что соответствующие акты будут изменены.


Субъекты РФ, имеют право, выбирать стоит ли им создавать суды субъектов РФ, или нет. Но это можно сделать, только в пределах того перечня, который установлен действующим законодательством.

Правила судопроизводства, установлены федеральными законами. Они являются обязательными к исполнению, для всех судов РФ. Равным образом, обязательным для всех судов, является применение Конституции, а также действующего законодательства РФ, общепризнанных принципов, и норм международного права, с международными договорами РФ. [12, с.217]

Суд, в качестве органа государства, представляет собой учреждение, в котором на профессиональной основе работает, не один, а несколько судей. Правосудие, по конкретным делам, осуществляется не всем составом судей одновременно, а так называемыми - судебными составами.

В судебный состав, имеют право быть включенными, представители народа, в качестве присяжных, а также арбитражных заседателей. Вне зависимости от того, в каком составе, будет рассматриваться какие-либо конкретное дело судом (судьей единолично, коллегией состоящей из трех судей, судом присяжных), они будут являться таковым. То есть государственным органом, который уполномочен на осуществление правосудия, судом, и будут действовать, не от своего имени, а непосредственно, от имени государства.

Помимо этого, в Конституции РФ (часть 3 статьи 118), особо устанавливается недопустимость по созданию в Российской Федерации, чрезвычайных судов. [10, с.293]

Каждый из судов, осуществляет судебную власть, в пределах только той компетенции, которая определена действующим законодательством. Районным судом, рассматриваются уголовные, а также гражданские дела, по существу. А областным судом, не только рассматриваются уголовные дела по существу (которые законом отнесены, к его компетенции), но также и проверяется обоснованность, и законность вынесенных решений районным судом. Районными судами в свою очередь, рассматриваются в порядке апелляционного судопроизводства, судебные решения, которые были вынесены, мировыми судьями. Арбитражные суды имеют право, рассматривать только арбитражные дела. А вот принять к своему производству, гражданское или уголовное дело, они права не имеют. [12, с.217]

Юрисдикция (понимается как совокупность правомочий) каждого из судов, распространяется на определенную территорию (район, область), или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизоны, военные округа и т.д.). Название суда, должно соответствовать его административно-территориальной единице (Костромской областной суд, Краснодарский районный суд, Московский городской суд), или структурной сфере, его деятельности (военный суд Северного флота, военный суд Балтийского флота). В отдельных случаях, судебная юрисдикция может быть распространена, на определенных лиц, или социальную группу (согласно статьи 93 Конституции РФ, высшие судебные инстанции, дают заключение в случае возбуждения вопроса, об отрешении от должности Президента РФ. Верховным Судом РФ, осуществляется рассмотрение уголовного дела, в отношении члена Совета Федерации, а также депутата Государственной Думы, судьи федерального суда согласно их ходатайства, которое было заявлено, до начала судебного разбирательства (согласно статьи 452 УПК РФ). В системе арбитражных судов, действуют федеральные арбитражные суды. Их юрисдикция, не совпадает с административно-территориальным делением. [10, с.293]