Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Судебная власть: понятие и функции.
1.3 Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ
ГЛАВА 2. Органы, осуществляющие судебную власть.
2.1 Суд как орган судебной власти
2.2 . Судьи как носители судебной власти
2.3 Принципы реализации судебной власти
Введение
Система органов государственной власти, находясь на длительном этапе в истории существования классового общества, выстраивалась согласно функций каждого государства, так как в них, была заложена и отражалась, воля социальных групп. Этим и составляется, суть государственной власти. В соответствии с присущим для определенных органов государства функциональным назначением, можно выделить, различные ветви власти. Данные ветви, в зависимости от характера, а также полномочий их органов, осуществляют свою деятельность самостоятельно, в пределах собственной компетенции. Но при этом, происходит уравновешивание друг друга, а также взаимодействие друг с другом. Согласно положений и норм статей 10, 11 Конституции РФ от 1993 года, органы судебной власти, были отнесены, к числу государственной власти, вместе с Президентом РФ, Федеральным Собранием, а также Правительством РФ. Помимо этого, в качестве одной из принципиальных новелл Конституции РФ, было выделение в ней, самостоятельной главы, которая была посвящена судебной власти. Судебной властью, в структуре государственной власти любой из стран, занято особое место. С момента принятия новой Конституции РФ, роль судебной власти, в действующем государственном механизме России, смогла значительно изменится. В соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции РФ принципу по разделению властей, судебная власть, выступает как независимая и самостоятельная ветвь государственной власти. Также, она является гарантом равновесия властей. Суд, в качестве органа, непосредственно осуществляющего судебную власть, является как своеобразный уравновешивающий механизм, арбитр, посредник, между исполнительной, и законодательной властями. В его негласную функцию, входит обязанность в определении степени допустимого вторжения, одной конституционной власти, в полномочия другой. Конституция 1993 года, существующие проблемы судебной защиты граждан, подняла до высшего правового уровня, так как ей было придано конституционное значение, принципам правосудия, ранее содержавшимся, в нормах уголовно-процессуального, а также гражданско-процессуального законов.
Обязанность судов - заключается в первую очередь, в адекватном и независимом применении права. А государства в целом - в неуклонном исполнении судебных решений.
Актуальность темы курсовой работы, обусловлена значением судебной власти, в новейшей истории, развития российской государственности. Её стратегическая роль, в осуществляемой модернизации России и общества, заключается в том, что с одной стороны, она призвана гарантировать, реальность прав и свобод в обществе, а вот с другой - обеспечить действие иных ветвей государственной власти, таких как законодательная и исполнительная, в рамках правового пространства Конституции РФ.
Целью курсовой работы, является изучение судебной власти государства: организацию и полномочия.
Объектом курсовой работы, выступают общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления судебной власти, её модернизации и разграничения функций.
Предметом исследования данной работы является судебная власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы решаются следующие задачи: сформулировать определение судебной власти; рассмотреть основные признаки судебной власти; выявить и раскрыть ее сущностные характеристики; определить содержание функций судебной власти; уточнить понятие правосудия, определить его содержание; определить возможные перспективы развития.
Теоретическую основу работы составили труды, монографии и учебные пособия таких исследователей как: Цыганаш В.Н., Бровко, Н.В., Фомин А.А., Цыганаш В.Н., Шаблинский И.Г., Османова Ф.М., Папикян И.Г, Петрив А.А., Тлябичев Ш.М.и мн. других.
Методами исследования, выступают: анализ литературных данных, изучение соответствующих, нормативных документов, сравнительно-правовой метод, общенаучные методы.
Работа состоит из: введения, двух глав, содержащих параграфы, а также заключения, и списка использованный источников.
ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Судебная власть: понятие и функции.
Прежде начать изучение сущности судебной власти, необходимо определится, с понятием государственной власти государственной.
Государственная власть - это "форма общественной власти, опирающаяся на специализированный аппарат принуждения. Она распространяется, на все население, и осуществляет организованное воздействие, как на сознание, так и поведение людей, при помощи разного рода средств, таких как: права, воля, авторитет, убеждение, или принуждение, которое направленное, для того чтобы достичь общественно значимые цели". [2, с.204]
Государственная власть, может быть охарактеризована, следующими признаками:
1) она распространяется, абсолютно на все общество (выступает единственной властью, которая имеет отношение, ко всему населению, проживающему в этой стране, и выступает как общеобязательная);
2) она носит, публичный и политический характер (её задачами является выполнение общественных функций, решение общих дел, упорядочивание процесса удовлетворения, разного рода интересов);
3) делает опору, на государственное принуждение (имеет право на применение силы в том случае, в котором это является необходимым, для того чтобы достичь законные и справедливые цели);
4) она может осуществляться, только специальными лицами (чиновники, политики и т.д.);
5) ей устанавливается система налогов;
6) организуется население, согласно территориального признака;
7) может характеризоваться, легитимностью и легальностью. [3, с.312]
В соответствии со статьей 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения, на: законодательную, исполнительную и судебную. Термин "судебная власть", после первичного получения официального признания и закрепления в пунтке13 "Декларации о государственном суверенитете РСФСР", которая была одобрена Съездом народных депутатов РСФСР, на сегодняшний день, смог прочно войти в юридический лексикон. Данной время, можно назвать временем бурных преобразований, происходящих в судебной системе России. Период с конца 80-х, по начало 90-х годов XX века, был назван профессором В.В. Ярковым, как - период "судебного романтизма". В это время существовало мнение о том, что снятием ограничений, на обращение в суд, можно было получить решение если не всех, то хотя бы значительной части проблем, которые стояли перед российским обществом. [4, с.149]
В научной литературе, можно найти ряд весьма четких определений, судебной власти. Таким образом, согласно определения Л.К. Савюка, судебная власть - это "самостоятельная, независимая ветвь государственной власти, которая осуществляется судами, выполняющими полномочия возложенные на них законом, при помощи установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (частью 2 статьи 118), судебная власть может осуществляться, при помощи: конституционного, гражданского, административного, а также уголовного судопроизводства".
И.Л. Петрухин, понимал под судебной властью "самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая создана для того, чтобы разрешать на основе закона, социальные конфликты, возникающие между государством и гражданами, самими гражданами, и юридическими лицами; контролировать конституционность законов; защищать прав граждан, в их взаимоотношениях, с органами исполнительной власти, а также должностными лицами; осуществлять контроль, за соблюдением прав граждан, во время расследования преступлений, и проведения оперативно-розыскной деятельности; установление фактов, которые являются наиболее значимыми, с юридической точки зрения". [5, с.402]
Другими авторами, в определении понятия "система судебной власти", отдельно выделяется её самостоятельность, от иных ветвей власти а также произвола как такового, и её независимость, от кого-либо или чего-либо, помимо закона. [3, с.312]
Независимость судебной власти, а также её роль в качестве гаранта соблюдения прав и свобод, на территории страны, была заложена в статье 46 Конституции Российской Федерации. Данной статьей, было закреплено, что как решения, так и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке. В тоже время роль, и влияние судебной власти, не может быть ограничена, только защитой прав и свобод, различных лиц, во время их нарушения со стороны власти. Органы государственной власти, а также местного самоуправления, наделены правом судебной защиты своих нарушенных, или оспариваемых прав, и законных интересов. [4, с.149]
К основным функциям судебной власти, можно отнести, следующие:
- правосудие;
- судебный контроль (надзор), осуществляемый за законностью, и обоснованностью применения мер, относящихся к процессуальному принуждению (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.);
- толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом РФ, норм её Конституции, а также руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, которые содержатся, в постановлениях его Пленума);
- удостоверение фактов, которые имеют юридическое значение (например признание умершим, безвестно отсутствующим лицом, и т.д.);
- ограничение конституционной, и другой правосубъектности граждан (признание гражданина как недееспособного и т.п.);
- осуществление судебного надзора, за решением судов и пр.
В связи с этим, судебную власть необходимо рассматривать, в качестве обладания в силу закона, правоприменительными полномочиями, в правовой области жизни общества, а также осуществление данных полномочий, согласно процессуальных законов, для того чтобы обеспечить законность и правопорядок в стране, осуществлять охрану конституционного строя от всяких посягательств, политической, и экономической системы, прав и законных интересов граждан, а также государственных органов, и иных организаций. [5, с.402]
1.2 Признаки судебной власти
Судебная власть, может быть охарактеризована, следующими признаками, а именно:
1) Судебная власть - это вид государственной власти (одной из трех, самостоятельных ветвей государственной власти).
2) Судебная власть, может осуществляться, только специальными государственными органами. Такими органами являются - суды. Они выступают как её непосредственные носители. [7, с.225]
Федеральный суд - это орган государственной власти, создающийся и упраздняющийся, только согласно Конституции РФ (высшие судебные инстанции), или же федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ, создаются и упраздняются, принимаемыми законами субъектов РФ, касательно этого вопроса. При этом, ни один из судов, не может быть упразднен, если вопросы отправления правосудия, которые отнесены к его ведению, одновременно не были переданы, в юрисдикцию другого суда.
3) Исключительность судебной власти - это признак, который тесно связан, с предыдущими признаками. Никакие иные как органы, так и лица, помимо судей и суда, не имеют право принятия на себя, осуществления правосудия.
4) Судебная власть является единой, в результате этого, законодательно установлено, единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов, установлен Конституцией РФ, а также ФКЗ "О судебной системе РФ". Его изменение, является возможным, только основываясь на данных актах.
5) Независимость, а также самостоятельность и обособленность, присущая судебной власти. Суды, во время выполнения своих полномочий, подчиняются только Конституции РФ, а также действующему законодательству (статья 118 Конституции РФ, часть 1 и 2 статьи 5 ФКЗ "О судебной системе РФ"). Никто не имеет прав на то, чтобы давать судьям указания, на то каким образом, необходимо решить какое-либо конкретное дело. Судьи, при рассмотрении дел, не связываются с позицией, а также мнением сторон, во время процесса. Вмешательство, в какой-нибудь форме, в деятельность осуществляемую судами, для того чтобы воспрепятствовать осуществлению правосудия, способно повлечь за собой, уголовную ответственность (согласно статьи 294 УК РФ). [4, с.149]
Вместе с этим, независимость судебной власти, указывает на то, что судьи, не имеют прав на подчинение чьему-либо мнению, сами обязаны принимать меры к противостоянию, попыткам данного воздействия, иметь высокие нравственные качества, а также хранить верность действующему законодательству.
Самостоятельность судебной власти, указывает на то, что судебная власть, является неделимой. А для решений суда, не требуется чьих-либо санкций, или же утверждений. Судами образуется своя обособленная система, которая не входит, в какую-либо иную, государственную структуру. Суды организационно, никому не подчиняются. Взаимодействие судов, с иными ветвями государственной власти, в соответствии с законом, осуществляется в рамках закона, который гарантирует независимость судей, и выделяет суды, в самостоятельную, и обособленную систему. [6, с.230]