Файл: Социальное страхование как элемент социальной защиты в современной России.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и исторические аспекты отношений в сфере социального страхования
1.1. Социальная защита как основа отношений по социальному страхованию
1.2. Социальное страхование – элемент социальной защиты
2. Характеристика социального страхования в современной России
2.1. Основы обязательного социального страхования в РФ
2.2. Финансовая основа обязательного социального страхования в России
Схема эволюционной трансформации системы социальной защиты в нашей стране изображена на рисунке 3.
Таблица 2 – Этапы эволюции социальной защиты в России [13, с. 88]
Этап |
Содержание этапа |
Первый этап – дореволюционное (досоциалистическое) развитие |
В этот период в Судебнике Ивана IV (1598 г.) впервые в России фиксируется правовое свидетельство наличия социальных пособий. В данном документе отмечалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») – «две гривны в год». «Соборное уложение» (1649 г) содержит в себе уже гораздо большее количество статей, посвященных социальному обеспечению, закрепляется право на прожиток, размер которого зависит от величины оклада и причины смерти кормильца [1]. |
Второй этап (социалистический период) – особый пример социального государства в мировой практике социальной политики (1917–1985 гг.). |
Для этого периода характерно то, что по идеологическим соображениям понятия «социальная защита» не существует, но система социального обеспечения активно развивается с акцентом на традиционные формы организации взаимопомощи посредством централизации. Жесткое нормативное распределение ресурсов позволяет достигнуть выравнивания доходов населения на уровне прожиточного минимума, развитие получают системы бесплатного государственного здравоохранения и образования, постепенно развивается пенсионное обеспечение, появляются новые инструменты охраны материнства и |
Продолжение таблицы 2
Второй этап (социалистический период) – особый пример социального государства в мировой практике социальной политики (1917–1985 гг.). |
детства. Модель социальной защиты представляет мощную административную вертикаль механизмов по сбору и распределению финансовых ресурсов, исключительно государственное регламентированное социальное обеспечение. |
Третий этап – кризисный период (с 1986 по 1991 г.) |
Совпадает с историческим периодом «перестройки» в СССР, который по существу положил начало формированию новой системы социальной защиты населения. В это время происходят процессы активного экономического реформирования страны, политической нестабильности, резкого ухудшения благосостояния населения из-за фактического снижения доходов населения, тотального товарного дефицита, появляется необходимость жесткого распределения жизненно важных продуктов и предметов потребления среди населения. В качестве экстренных мер социальной защиты появляются магазины специального обслуживания, талонная система, натуральная помощь семьям и детям и т.д. |
Четвертый этап – современный (с 1992 г. по настоящее время) |
В начале 90-х гг. создание новой системы социальной защиты протекало достаточно спонтанно, видоизменяясь в зависимости от возникновения новых вызовов социально-экономической среды. С 2000 г. по настоящее время происходит совершенствование и развитие страховых форм социальной защиты, неоднократное реформирование и совершенствование комплексной системы пенсионного обеспечения, усиление роли общественного сектора в оказании социальной помощи (появление механизмов межсекторного социального партнерства, благотворительные фонды и организации). |
Рисунок 3 – Схема эволюционной трансформации системы социальной защиты в РФ [13, с. 89]
По словам В.В. Кижикиной, «эффективность блока социального страхования напрямую связана с политикой доходов, совершенствованием трудовых отношений, повышением материальной заинтересованности граждан в эффективном труде, так как в зависимости от величины заработка формируются пенсионные накопления, а следовательно, обеспечивается материальное благополучие в нетрудоспособном возрасте».
Международная организация труда определяет систему социальной защиты как комплекс мер, который включает в себя: поощрение устойчивой, оплачиваемой трудовой деятельности; устранение и компенсацию доли доходов в случае проявления значительных социальных рисков с поддержкой механизмов социального страхования; предоставление механизмов социальной поддержки, предназначенной для групп населения, которые не являются участниками системы социального страхования; допуск людей к основополагающим правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.
Социальная защита - это система, обеспечивающая некий уровень доступа к жизненно необходимым благам и уровень благосостояния и платежеспособности граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (ухудшение самочувствия, потеря кормильца или заработка) не могут быть обеспечивать себя доходами, как остальные работающие люди. Понятие социальной защиты непосредственно связано с понятием социального обеспечения.
Социальное обеспечение – это такая система социально-экономических мероприятий, которая гарантирует помощь в обеспечении тех граждан, которые не могут самостоятельно заработать себе на жизнь, в связи с уже выше упомянутыми причинами, такими, как - старость, временная нетрудоспособность, утрата кормильца в семье; также выплата пособий и льгот матерям, семьям с низкими среднедушевыми доходами и др. Правила системы социальной защиты, которые вложены в основу, без сомнения определяют уровень социальной справедливости, человеческой взаимопомощи, а также степень единства в обществе.
Рассмотрим несколько функций, которые выполняет социальное страхование в системе социальной защиты.
1. Экономическая функция. Реализуя социальные риски, социальное страхование очень быстро и надежно компенсирует изменение, ухудшение материального состояния людей. Также, хочется отметить, что социальное страхование стало как таковой опорой для восстановления трудоспособности, одной много значимых для государства социальных функций является поддержание достойного уровня функционирования некого механизма перераспределения национального дохода.
2. Социальная функция. Всем известны такие страховые случаи как, старость, инвалидность, смерть застрахованного члена семьи, сиротство, все эти происшествия минимизируются силами социального страхования. Также социальное страхование дополняет собой обязательные медицинское и пенсионное страхование.
3. Инвестиционная функция. Инвестиционная деятельность в стране повышается в том числе и социальным страхованием, хотя и некоторые авторы утверждают, что социальные страхование носит только некоммерческий характер. Это происходит за счёт функций накопления и сбережения. Существует одно из самых главных и значительных инвестиционных вложений средств, которое представляет из себя различные профилактические процедуры, направленные на минимизацию социальных рисков [11].
Теперь обратимся к подробному разбору нескольких главных принципов социальной защиты:
- социальная справедливость и человечность – принятия значения человека и справедливая оценка его индивидуальных возможностей, осознание факторов и сущности рисковых ситуаций и установление путей выхода из них;
- адресность - подсчет индивидуальных рисковых ситуаций конкурентного лица (или групп) с целью реализации комплекса мер по социальной поддержке, активизации внутреннего потенциала и инициативы;
- многосубъектность - в рамках системы социальной защиты населения наличие институтов обусловлено наличием значительного числа ее субъектов, взаимодействующих друг с другом, тем самым выполняя конкретные функции.
Адресный подход можно назвать самым значимым для развития системы социальной защиты. Многие ученые публикуют свои статьи в которых говорят о том, что адресный подход имеет первостепенную важность. На практике же пытаются отработать некоторые меры для того, чтобы реализовать и улучшить данный подход. Подразумевается то, что адресная поддержка основывается на научно выверенных методах расчёта. Также, исключая абсолютные ее размеры, во внимание принимают характер произошедшей ситуации, в связи с которой человек оказался в группе «финансово-уязвимые граждане»; анализ заработка и доходов лица и членов его семьи. В системе социальной защиты населения одним из самых ключевых аспектов является социальное страхование, которое включает в себя пенсионное, медицинское страхование от несчастных случаев на производстве.
Система социального страхования получает основную долю финансирования из специальных внебюджетных фондов, формирующихся при поддержке государства, их основу составляют целевые взносы от работодателей и работников.
Сегодня известны две формы социального страхования:
1.обязательное;
2.добровольное.
Обязательное страхование можно разделить на:
1.обязательное общее страхование;
2.обязательное профессиональное страхование.
Социальное страхование распространяется и страхует людей, работающих по трудовому договору. Профессиональное страхование отлично от общего тем, что люди, подлежащие профессиональному страхованию, заняты на работах с неким риском, то есть, работают в опасных или неблагоприятных условиях, в условиях с возможной вероятностью травматизма. Соответственно, взносы профессионального страхования выше, чем общего.
Добровольное социальное страхование осуществляют негосударственные компании. Спонсируется за счёт тех средств, которые получены в виде взносов, из собственных денег людей, либо работодателей, которые страхуют работников из прибыли предприятия. Хочется отметить, что фонды добровольного страхования работают не на замену обязательному, а наоборот, они дополняют друг друга и компенсируют.
Сегодня Фонд социального страхования стал вторым по объёму накопленных средств государственным внебюджетным фондом. Перечислим некоторые функции, которые выполняет фонд в системе обязательного социального страхования:
1) введение основ правового регулирования обязательного социального страхования;
2) утверждение тех людей, которые подлежат обязательному социальному страхованию и имеют право на страховое обеспечение;
3) определение размера страховых выплат;
4) установка тарифов страховых взносов на определённые виды обязательного социального страхования;
5) в случае нарушения законодательства РФ определение наказания субъектов обязательного социального страхования;
6) надежное хранение средств обязательного социального страхования и установление точной стабильной и устойчивой системы социального страхования
7) управление системой обязательного социального страхования. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации управляет системой обязательного социального страхования.
Фонд социального страхования России вместе с пенсионным фондом, фондом медицинского страхования входят структуру государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Работа фонда социального страхования ориентирована на предоставление социальной защиты населения посредством предоставления с помощью средств Фонда определенных социальных выплат, а также пособий. Фонд кроме распределения средств среди застрахованных лиц имеет возможность на управление конкретными средствами, которые находятся в его распоряжении.
Данный фонд России работает с 90-х годов и проводит свою деятельность с помощью Конституции РФ, различных законов, а также нормативно-правовых документов. Деятельность Фонда социального страхования ориентирована на проведение его главных задач [6, c.62]:
- предоставление населению, которые нуждаются определенными пособиями по разнообразным видам социальных рисков;
- содействие в процессе, как разработки, так и осуществления всех государственных программ по охране здоровья граждан;
- реализация мер, которые обеспечивают финансовую устойчивость;
- проведение работы по улучшению квалификации сотрудников фонда социального страхования;
- совместная работа с другими различными фондами, которые связанны с социальным страхованием.
Все средства Фонда социального страхования России обладают целевым использованием, с помощью средств данного фонда проводится выплата разнообразных пособий, предоставление лечения единичных категорий граждан и т.д. Бюджета Фонда социального страхования рассматривается Государственной Думой России и ратифицируется в форме федерального закона на определенный финансовый год, а также регламентный период. Денежные средства всего фонда, а также имущество, которое находится в управлении, вступают в структуру федеральной собственности. Федерально казначейство проводит кассовое обслуживание выполнения бюджета фонда России. Применение технологии общего казначейского счета в ходе выполнения бюджета фонда дает право осуществлять такие достоинства механизма социального страхования согласно с бюджетным механизмом, равно как кратковременная и территориальная раскладка риска.
Вывод по первой главе: социальное страхование – один из структурных элементов системы социальной защиты в любом государстве. В западных странах эта составляющая исторически имеет ведущее значение, тогда как в российских реалиях в течение советского периода была полностью вытеснена блоком социального обеспечения.