Файл: Социальное страхование как элемент социальной защиты в современной России.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и исторические аспекты отношений в сфере социального страхования
1.1. Социальная защита как основа отношений по социальному страхованию
1.2. Социальное страхование – элемент социальной защиты
2. Характеристика социального страхования в современной России
2.1. Основы обязательного социального страхования в РФ
2.2. Финансовая основа обязательного социального страхования в России
Социально-экономические отношения по обязательному социальному страхованию – разновидность отношений в сфере социального страхования вообще. Однако относительно единообразной трактовки сущности социального страхования в современной российской науке не сформировано. Всю совокупность сформулированных к настоящему моменту трактовок сущности социального страхования можно разбить на две категории – узкие и широкие трактовки.
Узкие трактовки рассматривают социальное страхование в качестве страхования на случай строго определенной группы рисков. В эту группу рисков сторонники узкой трактовки включают временную нетрудоспособность, материнство, профессиональные заболевания, производственный травматизм.
Представители второй группы ученых – сторонники широкой трактовки – под социальным страхованием традиционно понимают систему страховой защиты от всех видов социальных рисков [14, с. 54].
Виды социальных страховых рисков изображены на схеме 4.
Рисунок 4 – Виды социальных страховых рисков
Как и любая иная социально-экономическая категория, социальное страхование имеет свои, строго специфические, предмет и объект. Их содержание представлено на рисунке 5. Основные принципы, лежащие в основе социального страхования в целом, представлены на рисунке 6.
Исходя из указанных принципов, социальное страхование, как система, направлено на достижение компенсационной цели – цели возместить утраченный доход (как правило, в форме заработной платы) при наступлении страхового случая.
Рисунок 5 - Содержание объекта и предмета социального страхования [12, с. 17]
Рисунок 6 - Основные принципы социального страхования [14, с. 55]
Причем в отличие от социального обеспечения, финансовой основой которого являются государственные средства, финансовые ресурсы системы социального страхования должны либо полностью формироваться за счет взносов соответствующих субъектов (как правило, работодателей), либо на паритетных началах – плательщиков взносов и государства. Именно второй вариант финансирования данной системы реализован в современной российской экономике.
В современной российской экономике существует две формы организации отношений по социальному страхованию: обязательная и добровольная. Наличие таких форм характерно в целом для большинства видов страхования, существующих в современной России, в том числе и для тех, которые не входят в систему социальной защиты. Это четко прослеживается на рисунке 7.
Рисунок 7 - Система страховых отношений в России [12, с. 19]
Отношения по обязательному социальному страхованию в нашей стране на современном этапе регламентируются комплексом нормативноправовых актов во главе с Конституцией РФ, устанавливающей, как указывалось выше, гарантии социальной защиты населения России. Федеральный закон, развивающий соответствующие конституционные нормы, - это Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [2].
Согласно его ст. 1, в которой указано, что обязательное социальное страхование представляет собой систему формируемых государством правовых, финансовых и организационных мер, которые ориентированы на компенсацию или же минимизацию результатов конфигурации материального и (или) общественного положения работающих людей.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, других категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, потери кормильца, наступления инвалидности, болезни, травмы, несчастного случая на производстве или же профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и иных событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Следует отметить, что порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется нормами федеральных законов, регламентирующих более узкие вопросы – вопросы регулирования конкретных видов обязательного социального страхования [1, 3, 4, 5, 6].
2.2. Финансовая основа обязательного социального страхования в России
Как уже упомянуто в предыдущем параграфе, страховая основа финансирования социальных гарантий принципиально отличается от обеспечительной основы. Ключевым отличием, с этой точки зрения, является формирование ресурсов системы социального страхования за счет взносов. В России на данном этапе не представляется возможным реализовать условно «самоокупаемую» систему социального страхования, которая функционировала бы исключительно за счет взимаемых со страхователей (и в ряде случаев – застрахованных лиц) страховых взносов. Поэтому фактически финансовая основа обязательного социального страхования в нашей стране имеет комплексный характер и включает в себя довольно обширный перечень поступлений из ряда источников.
Структура финансовой основы обязательного социального страхования в нашей стране на современном этапе представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Структура финансовой основы социального страхования в России
Наиболее значимый из представленных на рисунке 8 элементов финансовой основы социального страхования – это взносы. Они, в свою очередь, имеют сложную структуру и различаются как по категориям субъектов, обязанных их уплачивать, так и по категориям получателей данных взносов. Структура страховых взносов как ядра финансовых ресурсов обязательного социального страхования в нашей стране представлена в таблице 3.
Весь объем денежных ресурсов, направляемых в систему обязательного социального страхования в рамках описанного выше комплексного механизма, поступает на счета соответствующих социальных фондов, которые открываются для них учреждениями Центрального банка Российской Федерации.
Рисунок 9 – Структура страховых взносов на обязательное социальное страхование [10, с. 45]
Основные характеристики бюджетов социальных внебюджетных фондов, созданных и действующих в Российской Федерации, определяются каждый год в соответствующих федеральных законах. Причем Федеральным собранием РФ принимаются отдельные федеральные законы по бюджетам каждого из этих фондов [6, 7, 8, 9].
Учитывая, что с 2012 года в нашей стране реализуется бюджетирование на среднесрочную перспективу, то законы о бюджетах социальных внеюбджетных фондов принимаются на очередной год и плановый период двух последующих лет. Следует отметить, что согласно статистике Министерства финансов Российской Федерации, наблюдается нестабильная динамика объема доходов социальных внебюджетных фондов в абсолютной величине. При этом величина страховых взносов (в абсолютном выражении) в структуре этих доходов стабильно растет.
Важно отметить также, что вопреки распространенному мнению о том, что бюджеты данных фондов являются стабильно дефицитными, статистические данные опровергают этот взгляд. Так, величина расходов фондов превышала величину их доходов в 2014-2016 гг. Особенно значительным этот разрыв был в 2016 году – 679,8 млрд. руб.
Сводные статистические данные о структуре и динамике бюджетов социальных внебюджетных фондов нашей страны приведены в таблице 3.
Анализ статистических данных показывает, что основной вклад в формирование дефицита совокупного бюджета рассматриваемых фондов вносил Пенсионный фонд РФ, тогда как в ряде случаев при общем дефиците данного совокупного бюджета бюджеты прочих двух фондов исполнялись с профицитом. Следует указать, что бюджет Пенсионного фонда продолжил оставаться дефицитным и в 2017 году, несмотря на то, что бюджеты прочих фондов были профицитными. Оперативные данные об исполнении бюджетов ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС РВ в текущем году представлены в таблице 3, сформированной на основании информации Минфина РФ.
Таблица 3 – Текущее исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов [15]
№ п/п |
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
Государственные внебюджетные фонды |
|||||||
1.1. |
Доходы |
8 093,2 |
7 979,4 |
9 241,5 |
9 899,3 |
10 689,1 |
10 900,8 |
11 675,6 |
1.1.1. |
в т.ч. страховые взносы |
5 026,1 |
5 438,8 |
5 947,5 |
6 328,4 |
6 784,0 |
7 476,9 |
8 167,2 |
1.2. |
Расходы |
7 993,5 |
8 005,0 |
9 921,2 |
10 084,7 |
10 645,3 |
11 119,5 |
11 552,0 |
1.3. |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
99,7 |
-25,5 |
-679,8 |
-185,4 |
43,8 |
-218,7 |
123,6 |
в том числе |
||||||||
2 |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
|||||||
2.1. |
Доходы |
6 388,4 |
6 159,1 |
7 126,6 |
7 625,2 |
8 260,1 |
8 269,6 |
8 781,0 |
2.1.1. |
в т.ч. страховые взносы |
3 478,8 |
3 711,8 |
3 878,7 |
4 144,5 |
4 495,3 |
4 963,1 |
5 409,5 |
2.2. |
Расходы |
6 378,5 |
6 190,1 |
7 670,3 |
7 829,7 |
8 319,5 |
8 428,7 |
8 627,1 |
2.3. |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
9,8 |
-31,1 |
-543,6 |
-204,4 |
-59,4 |
-159,1 |
153,9 |
3 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
|||||||
3.1. |
Доходы |
1 101,4 |
1 250,5 |
1 573,5 |
1 657,6 |
1 737,2 |
1 895,9 |
2 124,0 |
3.1.1. |
в т.ч. страховые взносы |
1 073,1 |
1 218,4 |
1 537,6 |
1 624,2 |
1 705,7 |
1 862,2 |
2 043,0 |
3.2. |
Расходы |
1 048,7 |
1 268,7 |
1 638,8 |
1 590,2 |
1 655,0 |
1 988,5 |
2 186,7 |
3.3. |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
52,6 |
-18,1 |
-65,3 |
67,5 |
82,2 |
-92,6 |
-62,7 |
4 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
|||||||
4.1. |
Доходы |
603,5 |
569,8 |
541,3 |
616,4 |
691,8 |
735,2 |
770,6 |
4.1.1. |
в т.ч. страховые взносы |
474,2 |
508,5 |
531,1 |
559,7 |
583,1 |
651,6 |
714,7 |
4.2. |
Расходы |
566,2 |
546,2 |
612,1 |
664,9 |
670,8 |
702,2 |
738,1 |
4.3. |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
37,3 |
23,6 |
-70,9 |
-48,5 |
21,0 |
33,0 |
32,5 |
Анализ текущих данных показывает, что в 2014-2016 и 2018 годах, совокупные расходы социальных фондов превышают их совокупные доходы.
При этом в отличие от предыдущих периодов, максимальна доля Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в формировании данного разрыва. Бюджет Пенсионного фонда также исполняется с дефицитом, однако в 2019 году наблюдается профицит, в то время как имеет место дефицит бюджета ФФОМС РФ. Бюджет ФСС РФ, напротив, исполняется в этом 2019 с профицитом.
Вывод по второй главе: Проведенное практическое исследование в рамках данной главы показало, что социальное страхование представляет собой центральный элемент в сформированной в РФ системе социальной защиты. Его финансирование осуществляется за счет системы источников, основным из которых – по функциональному назначению – являются соответствующие обязательные страховые взносы. При этом динамика соотношения доходов и расходов фондов в сфере социального страхования является нестабильной начиная с 2014 года.
3. Перспективы развития социального страхования в России
В настоящий момент, проблемы сбалансированности бюджета Фонда социального страхования появляются из-за увеличения недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование при имеющейся тенденции значительного роста расходов на социальное обеспечение за счет средств Фонда социального страхования.
Недоработанность законодательной базы деятельности Фонда социального страхования и невысокая прозрачность его работы значительно осложняет работу Фонда. По мнению различных авторов и экспертов, после принятия ряда списка нормативно-правовых актов, работы фонда не отвечает некоторым страховым принципов, которые положены на главную основу его работы. К примеру, целевое использование средств фонда социального страхования проводится совсем не полностью, потому что средства, которые отчисляются предпринимателями в Фонд социального страхования, считаются долей средств федерального бюджета и применяются на покрытие его дефицита.
Счетной палатой Росси не раз отмечалось, что нарушается принцип дифференцированности всех страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, который реализуется через обеспечение всех обязательств по страховому обеспечению. Также, непрерывное уменьшение размеров взносов, обширный перечень льгот сделали систему социальной поддержки населения дотационной, что подразумевает усиление финансово-экономической нагрузки, а также невозможность полного выполнения Фондом закрепленных за ним определенных функций, и осуществляется в нерациональном применении имеющихся ресурсов, и в конечном результате отрицательно влияет на устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования [13].