Файл: Классификация правовых норм ( СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.

Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.[18]

Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.[19]

Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества.

В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».[20]

Сегодня более используемыми являются несколько источников права:

правовой обычай;

нормативный акт права;

судебный прецедент;

доктрина и идея;

договор нормативного содержания;

религиозный текст.[21]

В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.[22]

Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки.

В число первых из них входят:

возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения);

оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения);

удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах);

единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав).


По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.[23]

Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.

Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи.

Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. [24]

Уже в XX в. закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники.

В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы. [25]

Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).[26]

Нормативный правовой акт современности должен:

издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;

обладать государственно-властным характером;

охраняться государством (иногда принудительно);

обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);

существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;

являться элементом строгой иерархии и системы права.[27]

В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением.

Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.[28]

Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц.


Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.

1.2. Признаки нормы права

Правовые нормы - это первичные ячейки права, в которых заложены самостоятельные программы воздействия на регулируемые ими отношения и их участников.

Субъект прав имеет дело прежде всего с отдельной нормой права, на которой в конкретной ситуации он основывает свои права, свободы и обязанности. [29]

Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Нормы права призваны регулировать важные общественные отношения путем установления границ возможного и дозволенного поведения граждан и организаций. [30]

Нормы права выступают своего рода как мера свободы человека в обществе.

Правовая норма может предписывать субъекту определенный вариант поведения, тем самым обеспечивая защиту и осуществление законных прав и интересов иных лиц.

Социальная ценность права заключается в том, что оно стабилизирует общественные отношения, обеспечивает предсказуемость в поведении их участников.

По этой причине нормы права выступают как установленные или санкционированные государством общие правила поведения, обеспеченные государством, рассчитанные на неопределенный круг лиц и однотипных. [31]

Общее правило формулируется в норме с помощью определения прав и обязанностей для участника отношения определенного вида.

Исходя из определения нормы права, можно выделить следующие ее признаки:

норма - это мера свободы в волеизъявлении и поведении человека. Понимание этого момента конкретным субъектом зависит от внутренних факторов (его разум, характер, уровень культуры), от внешних обстоятельств (общественных отношений, авторитетом власти, обеспечительной силой государства).[32]

Наивысшая эффективность при реализации юридической нормы может быть достигнута в случаях совпадения цели отдельной личности и цели всего общества, при достижения сочетания общечеловеческих и классовых интересов при стабильности в общественных отношениях;

нормой права определяются и закрепляются права и обязанности. Обязанность субъекта выступает как ориентир, обозначающий диапазон свободы его действий.


Действительное регулирование отношений людей и организаций осуществляется путем наделения правами одной стороны отношений и возложения обязанности на другую.

Наиболее очевидно этот предоставительно-обязываюший характер выражается в регулятивных нормах, менее всего он может быть заметен специализированных нормах. Субъект права обычно обладает комплексом прав и одновременно несет определенное количество обязанностей. [33]

Не существует прав без обязанностей, так же как обязанности не реализуемы без прав;

норма права - это правило поведения, носящее общеобязательный характер. [34]

Норма права указывает, каким способом и в каком направлении, когда и где необходимо субъекту производить какие-то действия или воздержаться от их выполнения;

нормой описывается правильный с точки зрения законодательства, то есть общества и государства, образ действий для конкретного субъекта;

норма носит общий характер и выступает как одинаковый масштаб для всех, кто подпадает в сферу ее действия;

норма - это правило поведения, определенной формально. [35]

Определенность нормы проявляется, во-первых, в определенном объеме прав и обязанностей, а также санкции за ее нарушение, во-вторых, что любая норма закрепляется в статье, главах и разделах официального источника - закона;

норма права гарантируется и защищается государством. норма права - это часть системы, суть которой заключается в структурном построении правил поведения для всех субъектов, в специализации и кооперации норм разнообразных отраслей и институтов в праве.

1.3. Функции и стадии норм права

Место нормы права в системе нормативных регуляторов раскрывается в выполняемых ею функциях, или функциональном назначении.

Функция нормы права – главное направление ее воздействия на поведения субъектов правоотношений и конкретные социальные связи.

Выделим свойства функций нормы права:

они не тождественны функциям права в целом;

они опосредуют как ключевое направление действия нормы права, так и факультативные направления действия;

большая часть правовых норм одновременно выполняет несколько функций, т. е. характеризуется разнонаправленностью. [36]

В литературе обычно выделяют следующие функции правовых норм: Учредительная.


Проявлением данной функции является оформление и закрепление правовой нормой основополагающих политических, экономических и культурных институтов общества.[37]

Эта функция характерна в первую очередь для норм международного и конституционного права, но может быть свойственна и локальным нормам (например, нормам устава юридического лица). [38]

Правонаделительная. Выполняя эту функцию, норма права устанавливает основы правового статуса субъектов права, обеспечивает юридическую связь между ними.

Регулятивная. Выражается в том, что нормы права устанавливают правила должного и пределы возможного поведения, упорядочивают сложившиеся общественные отношения.

Охранительная. Это направление действия связано с защитой посредством правовой нормы основ общественного строя, общественных и государственных институтов, обеспечением охраны конституционного строя.

Данная функция позволяет использовать государственное принуждение, применять меры юридической ответственности к нарушителям.

Организационная. Норма права оказывает не только индивидуальное регулятивное воздействие, но и более общее – организующее воздействие на общество в целом и различные сферы общественной жизни. [39]

Идеологическая. Будучи надстроечным явлением (согласно положениям марксистского учения), нормы права являются выразителем сложившейся в государстве идеологии – системы взглядов и идей. Посредством правовых норм государство воздействует на сознание своих граждан, проводит в жизнь определенную политику, обосновывает легитимность своих действий и решений. [40]

Аксиологическая (ценностная). С идеологической функцией тесно связана аксиологическая (от греческого «аксиа» – «ценность»). Это направление действия нормы права обеспечивает воспроизводство ценностей, сложившихся в конкретном обществе. [41]

Системообразующая. Важнейшее свойство правовых норм – их общность, системность.

Разрозненные правовые нормы не способны оказывать регулятивное воздействие на общественные отношения, поэтому правовые предписания должны обеспечивать согласованность требований всей системы права, единства и взаимодействия норм права.

Ориентирующая (целевая, мотивировочная). Выполняя эту функцию, нормы права направляют поведение субъектов на достижение позитивной цели, одновременно указывая на правовые последствия того или иного поведения.