Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретические основы способов мотиваа20ции труда персонала в целях эффективного развития организации ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и содержание мотивации персонала для успешного развития организации
1.2. Теории мотивации в управлении персоналом эффективной организации
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала ООО «ВИНЛЭНД»
2.1. Общая характеристика ООО «ВИНЛЭНД»
2.2. Анализ трудовых ресурсов предприятия и уровня эффективности их использования
2.3. Оценка способов мотивации персонала организации как факторов ее успешного функционирования
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала ООО «ВИНЛЭНД»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Структура хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики в государстве - комплексная, ею предполагается присутствие рынков взаимосвязанного характера, к которым относят: рынок потребительских товаров, рынок средств производства, рынка капитала и труда и т.д. Особо важными составляющими рынка рабочей силы являются показатели спроса, предложения и его цены. В современных условиях развития экономики государства одним из ведущих мест в компании должно быть отведено системам мотивации труда.
Мотивация сотрудников позволяет существенно улучшить производительность и эффективность работы компании. Теоретики, которые занимаются системами мотивации, пришли к выводу, что мотивация на результат – это совершенная система мотивации. Мотивация на результат дает возможность сотрудникам увеличить свой доход или получить премию в зависимости от приложенных ими самими усилий.
В современном экономическом развитии нашего государства одним из ведущих мест является развитие систем мотивации труда, вопросы которой представлены в трудах разного рода авторов, таких, как: Асалиев А.М., Боковня А.Е., Литвинюк А.А. и др. В книге Асалиева А.М., Вукович Г.Г., Сланченко Л.И. «Экономика труда» содержатся основные аспекты роли мотивации в деятельности организации. Боковня А.Е. В своей книге «Мотивация – основа управления человеческими ресурсами» раскрывает основные аспекты эффективной мотивации для улучшения функционирования компаний, таким же аспектам посвящена работа Литвинюк А.А. «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности».
Цель курсовой работы – охарактеризовать направления совершенствования управлением мотивации труда работников для улучшения деятельности компании.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и содержание мотивации персонала, основные теории мотивации, влияющие на деятельность организации;
- провести исследование трудовых ресурсов и эффективности их использования, а также способов мотивации труда персонала организации;
- представить рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в организации с целью повышения ее эффективности.
Объектом исследования в работе является ООО «ВИНЛЭНД» г. Москва.
Предметом исследования в работе выступает факторы мотивации труда персонала в ООО «ВИНЛЭНД».
В работе были использование такие методы: индукции и дедукции, метод сравнения, индексный метод.
Практическая значимость результатов исследования: выводы и предложения будут полезны в дальнейшей деятельности руководству ООО «ВИНЛЭНД», а также руководителям и экономистам других подобных субъектов хозяйствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников информации и приложений.
Во введении поставлены цель и задачи, рассмотрена актуальность исследования, объект, предмет, методы исследования и практическая значимость.
В 1 главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации персонала предприятия как фактора его конкурентоспособности. Во 2 главе анализируется мотивация персонала ООО «ВИНЛЭНД», в 3 главе представлены направления совершенствования мотивации персонала. В заключении представлены выводы по проделанной работе.
Глава 1. Теоретические основы способов мотиваа20ции труда персонала в целях эффективного развития организации
1.1. Сущность и содержание мотивации персонала для успешного развития организации
Мотивация - влечение или потребность, которая является побудителем людей к действие с некоей четкого характера целью. Потребность выступает в качестве внутреннего аспекта мотивации, а цель - ее внешнего аспекта [19, с.52].
Мотивация является внутренним состоянием человека, которое неразрывным образом связано с потребностями, выступает в качестве активатора действий человека и приводит его к заданной цели, об этом говорят многие авторы, в том числе Асалиев А.М., Вукович Г.Г., Сланченко Л.И. [8, С.75].
Согласно словам Боковня А.Е., «мотивация отражает такое состояние личности, которым определяется уровень активности и направленности человеческих действий в данной ситуации» [9, С.15]. Мотив может быть представлен в качестве повода, причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждения к определенного рода действию.
Мотивация труда представляет собой стремление работника удовлетворить собственные потребности (приобретать определенные блага) с помощью своей трудовой деятельности. Литвинюк А.А. пишет, что в состав мотива труда включают следующие элементы [13, С.37]:
- потребности, удовлетворения которых хочет рабочий;
- блага, которые являются способными удовлетворить данного рода потребность;
- трудовые действие, являющиеся необходимыми для получения данного рода благ;
- цена (то есть затраты материального и морального характера, которые неразрывным образом связаны с осуществлением данного трудового действия).
Мотивы труда могут появляться тогда, когда в распоряжении общества (или же самого субъекта управления) имеется необходимый набор благ, который соответствует социально обусловленным потребностям человека [4, С.104]. С целью приобретения данного рода благ необходимыми являются трудовые усилия работника. Именно трудовая деятельность предоставляет возможности работнику приобрести данного рода блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем прочие виды деятельности.
Мотив труда появляется только тогда, когда труд (или работа) являются если не единственной, то, во всяком случае, важной предпосылкой получения блага [8, С.128].
Мотивы труда весьма различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить при помощи трудовой деятельности; вместе с тем по благам, которые являются необходимыми человеку для удовлетворения собственных нужд; вместе с тем по уровню цены, которую работник способен заплатить за получение необходимых благ. Однако во всех данных случаях удовлетворение потребностей обязательно связано с его трудовой деятельностью [20, С.264].
Могут быть выделены группы мотивов труда, которые представляют в совокупности единую систему. К примеру, характерными являются мотивы содержательности производительности труда; общественной полезности труда; статусные мотивы, которые связаны с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности человека; мотивы приобретения материальных благ; вместе с тем мотивы, которые ориентированы на определенную интенсивность выполняемой работы.
Стимулирование труда в качестве процесса предполагает создание такого рода условий, в рамках которых трудовая деятельность активного и эффективного характера, которая предоставляет определенные, заранее результаты, которые были зафиксированы, превращается в необходимое условие удовлетворения главнейших социально обусловленных потребностей работающих, а вместе с тем формирования у них мотивов труда [17, С.545].
В качестве цели стимулирования выступает не то, чтобы просто так побудить индивида работать, а именно заставить его делать эту работу лучше того, что было установлено трудовыми отношениями [10, С.49].
Мотивация и стимулирование в качестве методов управления трудом являются противоположными по направленности: первое имеет целью изменение данного положения; у второго целью является его закрепление, однако при этом они взаимным образом дополняют друг друга [21, С.22].
Далее будут рассмотрены важнейшие виды мотивации.
1 вид - внешняя мотивация (которую иначе называют экстринсивной) является мотивацией, у которой нет связи с содержанием определенного рода деятельности, но при этом она обусловлена по отношению к компании внешнего характера обстоятельствами [14, С.39].
2 вид - внутренняя мотивация (которую иначе называют интринсивной) является мотивацией, которая связана не с обстоятельствами внешнего характера, а с непосредственно самим содержанием деятельности.
3 и 4 виды - положительного и отрицательного характера мотивация. Мотивацию, которая базируется на стимулах положительного плана, называют мотивацией положительной. Мотивацию, которая базируется на стимулах отрицательного плана, именуют мотивацией отрицательной [12, С.75].
5 и 6 виды - устойчивая и неустойчивая мотивация. В качестве устойчивой называется мотивация, которая базируется на человеческих нуждах, так как она не требует какого-либо подкрепления на дополнительной основе.
С целью увеличения уровня трудовой мотивации весомое значение имеет характер усвоенных индивидуумом норм и ценностей труда, которые дают смысл всей трудовой деятельности в дальнейшем, определяют его образ жизни. Участие детей в производительном труде, к примеру, само по себе на мотивацию не влияет. Но достаточно важно, какие нормы и правила трудовой жизни здесь будут реально усвоены [13, С.41].
Поведение, которое называется трудовым, определяют мотивацией труда, формирование которой, вместе с тем, происходит под определенного рода воздействием потребностей, интересов, ценностей и разных идеалов, ориентаций ценностного характера, мотивов и разных установок. Потребности выступают в качестве глубинных источников возникновения разных интересов. Формирование интересов происходит посредством идеалов, ценностей и мотивов [6, С.13]. Вместе с тем, на интересы и ценности оказывает воздействие непосредственного характера трудовая ситуация в компании, которая определяется всей совокупностью показателей планового и оценочного характера, решений в административном плане и разной системы стимулов.
1.2. Теории мотивации в управлении персоналом
эффективной организации
Исследования ученых стран Запада демонстрируют, что мнение руководящего звена компании по вопросу мотивации персонала, как правило, может не совпадать с мнением персонала. По данной причине с целью установления оптимального характера стратегии должны быть использованы специального характера методики [20, С.264].
Целью оправдывается метод. Процесс совершенствования системы мотивации выступает в качестве одного из самых важных направлений ведения кадровой работы в компании [19, С.53]. Если принимать во внимание величину соотношения размера затрат к величине полученного результата, то уровень отдачи от инвестиционных вложений в проекты по улучшению системы мотивации является одной из самых высоких.
Процедура изучения мотивации способствовать экономии значительных средств, к примеру, специалисты, которые являются молодыми и амбициозными, зачастую бывают готовыми трудиться за сумму невысокого оклада, только чтобы иметь нужный опыт, а изменение системы стимулирования материального характера для персонала отдела продаж предоставляет возможность получения заметной суммы прибыли.
Началом формирования научных подходов к изучению процесса мотивации является XIX век. Это было связано, прежде всего, с тем, что развивалась психологическая наука. В современном обществе есть два подхода, в которых берут основы теории мотивации содержательные и процессуальные [18, С.129].
Содержательные теории мотивации основаны на выявлении у работников внутренних побуждений (которые называются потребностями), заставляющих людей (побуждающих их) действовать так или по-другому. Данные теории отражают механизмы, которые связывают поведение людей с удовлетворением их потребностей. Из основных теорий к ним относят такие: «Иерархическую теорию А. Маслоу», «Теорию выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера», «Теорию трех потребностей Д. МакКлелланда» и «Двухфакторную мотивационно-гигиеническую теорию Ф. Герцберга» [12, С.76]. Рассмотрим наиболее применяемые теории мотивации – Маслоу и Алдерфера.
Рассмотрим иерархическую теорию потребностей А. Маслоу. Сущность теории Маслоу основана на исследовании потребностей человека. Это наиболее ранняя теория. Все считали, что в качестве предмета психологии выступает только человеческую поведение, но не его сознание. В основе поведения, вместе с тем, лежат человеческие потре6ности, которые разделяют на пять важнейших групп [7, С.124]: