Файл: Классификация правовых норм ( СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Превентивная. Проявлением регулятивного воздействия нормы права может быть частная и общая превенция – предотвращение нарушений норм права широким кругом лиц, а также лицами, которые уже понесли ответственность за противоправное поведение.

Данная функция присуща в основном нормам публичных отраслей права – уголовному, административному, процессуальному. [42]

Оценочная. Норма права позволяет не только регулировать поведение субъектов отношений (т. е. создавать модель их поведения), но и оценивать уже совершенные субъектами права поступки.

Как правило, оценка поведения предполагает ответ на вопрос о правомерности или, наоборот, неправомерности поведения.[43]

Норма права как социальный регулятор создается и используется людьми. «Жизнь» нормы права последовательно проходит несколько этапов, или стадий: создание нормы права; приобретение нормой права силы; использование нормы права; утрата нормой права силы. [44]

Создание правовой нормы Первым этапом существования нормы права является ее создание, которое может осуществляться в различных формах в зависимости от типа общества, в котором будет функционировать норма. Выделим основные способы создания норм права:

Правотворчество. Под правотворчеством в широком смысле понимается сознательная интеллектуальная и процессуальная деятельность уполномоченных субъектов по созданию, изменению и отмене правовых норм. [45]

В зависимости от субъекта, осуществляющего правотворчество, оно может быть:

международным;

государственным (федеральным и региональным).

На этом уровне правотворчество подразделяется на законотворчество, правотворчество высших органов власти (президента, правительства) и ведомственное правотворчество;

муниципальным;

локальным;

чрезвычайным;

договорным (принятие договоров нормативного содержания, коллективных договоров и соглашений);

судебным (в основном для стран общего права). [46]

Правообразование. Создание норм права происходит не только путем их сознательного формирования, но и посредством развития обычаев и традиций, формирования правил хозяйственного оборота. Под правообразованием понимается и создание условий, требующих урегулирование конкретных общественных отношений правом.

Отметим, что в настоящее время право всё-таки формируется не «снизу», а «сверху» - специально уполномоченными субъектами. [47]


К стадии правотворчества можно отнести и внесение изменений и дополнений в существующие правовые нормы. Правотворчество, само выступая этапом жизни права, также имеет в своей структуре несколько стадий:

подготовительную (выявление потребности в правовом регулировании, подготовка проекта правовой нормы);

рассмотрение инициативы уполномоченным на принятие правовой нормы субъектом (палатами парламента, министром, руководителем организации);

принятие нормы и ее вступление в силу. [48]

Для того чтобы норма права приобрела свои признаки (общеобязательность и охрана), она должна вступить в силу.

Нормы права, содержащиеся в различных источниках, различаются и способом приобретения юридической силы: н

ормы международного права становятся обязательными только после ратификации государством соответствующего международного договора и вступления закона о ратификации в силу;

нормы законов и подзаконных актов вступают в силу спустя определенный промежуток времени после их официального опубликования (провозглашения).[49]

В настоящее время источником публикации могут служить не только традиционные печатные издания, но и Официальный интернет-портал правовой информации;

правовые позиции высших судов вступают в силу с момента вынесения соответствующего решения;

вступление в силу локальных актов не связано с их публикацией, ознакомлением с ними всех акционеров, работников и т. п.

Обычно в локальных актах указывается на дату, с которой их нормы начинают свое действие. [50]

Реализация нормы права – претворение правового предписания в жизнь путем правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений.

Будучи принятой и доведенной до адресатов, норма права начинает свое регулятивное действие.

В зависимости от содержания предписания норма права может:

разрешать (дозволять) определенное поведение;

обязывать совершать определенные действия или воздерживаться от них;

запрещать определенное поведение.

Таким образом, реализация права осуществляется в правомерном или неправомерном поведении путем: использования прав;

исполнения обязанностей;

соблюдения запретов;

несения ответственности. [51]

От реализации права принято отличать действие права, под которым понимается совокупность выработки средств правовой регуляции и их использования в деятельности людей.[52]


Особой и широко распространенной формой реализации права является правоприменение, которое используется в случаях, если воплощение нормы права в жизнь требует участия властных субъектов (органов государства, его должностных лиц).

Специфика правоприменения выражается в том, что оно связано с урегулирование конкретных жизненных ситуаций;

осуществляется в рамках предусмотренной законом процедуры;

завершается вынесением и исполнением индивидуального акта. [53]

Причины, по которым нормы права перестают действовать, могут быть самыми различными: это и изменение общественных отношений, и формальное действие нормы, в действительности не способной регулировать общественные отношения.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА

2.1. Виды правовых норм

Правовые нормы довольно разнообразны ввиду многогранных общественных отношений, изобилия повторяющихся жизненных вопросов и способности человека адекватно реагировать на происходящие ситуации.

С целью определения общих и отличительных черт данных норм, обозначения места и функциональной роли нужна соответствующая классификация. [54]

К примеру:

По субъектам правового творчества выделяют нормы, которые исходят от государства и напрямую от гражданского общества. В 1-м случае подразумеваются нормы органов представительной госвласти, исполнительной госвласти и судебной госвласти (в тех государствах, где существует прецедент).

Во 2-м случае нормы принимает непосредственно само население конкретного территориального пункта (сельский сход и пр.) либо население всего государства (всенародный референдум).

Таким образом, 12.12.1993 г. путем всенародного голосования приняли Конституцию РФ.[55]

В соответствии с социальным назначением и ролью в правовой системе нормы подразделяют на:

учредительные (так называемые нормы-принципы),

регулятивные (так называемые нормы-правила поведения),

охранительные (так называемые нормы-стражи порядка),

обеспечительные (так называемые нормы-гарантии),

декларативные (так называемые нормы-объявления),

дефинитивные (так называемые нормы-определения),

коллизионные (так называемые нормы-арбитры),


оперативные (так называемые нормы-инструменты).[56]

2.2. Учредительные, регулятивные и охранительные нормы

В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.[57]

Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества.

Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.[58]

В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность.

Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.

Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.[59]

По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:

управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия);

обязывающие (подразумевают обязанность выполнения определённых положительных действий);

запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, определённых законодательством в качестве правонарушения).

Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.[60]

В нормах статьи 25.6-25.9 КоАП РФ закреплен детальный перечень прав и обязанностей свидетелей, понятых, специалистов и экспертов.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

Согласно статье 83 УК РФ осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания вследствие истечения сроков давности обвинительного судебного приговора.[61]


Регулятивные вместе с охранительными нормами осуществляют правовые функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. В них выражаются способы правового регулирования.

2.3. Обеспечительные, декларативные и дефинитивные нормы

В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые гарантируют выполнение субъективных прав и обязанностей в ходе правового регулирования.

Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.[62]

Множество государственных гарантий благотворительной деятельности содержится в статье 18 Федерального закона от 11.08.1995 г., посвященном благотворительной деятельности и благотворительным организациям.[63]

В декларативных нормах содержатся положения программного характера. В них определены задачи правового регулирования отдельных типов общественных отношений, содержатся нормативные объявления.

В статье 1 Конституции РФ пишется, что наименования Российская Федерация и Россия имеют равное значение.[64]

В дефинитивных нормах сформулированы определения конкретных правовых явлений и категорий (понятие “преступление в уголовном законодательстве”, “сделка в гражданском праве” и т.д.).

2.4. Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон".

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.[65]

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.