Файл: Классификация правовых норм ( СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.[66]

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.[67]

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.[68]

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.[69]

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).[70]

2.5. Специальные нормы права

Специальные нормы права – это определенные нормы права, которые могут действовать только в отношении определенных категорий лиц. Например, это могут быть военнослужащие, работники правоохранительных органов, а также студенты.


Конечно, существуют и прочие категории лиц, которые могут применять к себе специальные правовые нормы, которые устанавливаются и распространяются на территории Российской Федерации.

На территории Российской Федерации установлены специальные нормы права, которые имеют определенные классификационные подразделения. [71]

Данные квалификационные подразделения могут изменяться, и соответственно, регулироваться в зависимости от общественных отношений и государственного правого режима. [72]

Во-первых, это классификация, которая происходит из расчета своей функциональной роли:

Исходные нормы. Такие правовые номы могут определяться основами системы правового регулирования российских общественных отношений. Здесь важно учитывать все задачи, цели, направления и пределы.

Как правило, речь идет о двух видах норм: декларативные нормы, то есть имеющие определенные и провозглашенные принципы. А также это дефинитивные нормы, которые содержат в себе установленные юридические понятия. Общие нормы. Это те нормы, которые содержатся в отрасти российского права. Они могут быть урегулированы видовыми общественными отношениями. [73]

Специальные нормы. Такие нормы способны регулировать родовые отношения, которые возникают в обществе. Как правило, такие нормы могут быть обращены к специальным субъектам правовых отношений. Исходные нормы, как правило, занимают самую высшую ступень в российском законодательстве.

Именно они способны определить основы государственного правового образования. Стоит отметить, что именно в состав данных исходных правовых норм выделяют следующие подвиды норм права: Нормы – начала. Именно эти нормы устанавливают определенные предписания, которые основываются и закрепляются на существующем строе в виде политической, экономической и государственной жизнедеятельности.[74]

Нормы – принципы. Это определенные предписания, которые несут в себе законодательные нормы и права. Нормы – дефиниции. Такие нормы содержат определенные государственные понятия и соответствующие категории.

Важно понимать, что специальные и общие правовые нормы довольно сильно отличаются друг от друга.

Прежде всего, установленные различия ограничиваются полученной степенью общности, а также сферой своего действия. [75]

Общие правовые нормы – это определенные предписания, которые охватывают действиями все имеющиеся правовые институты любой сферы жизнедеятельности. [76]


Специальные правовые нормы устанавливаются для отдельных категорий граждан, которые проживают на одной территории и могут использоваться исключительно с пользой для общественных отношений. Специальные нормы могут не только регулировать и устанавливать права, требования, санкции и обязанности, но и вводить определенные нормы, при нарушении которых сбой проявится во всех общественных отношениях.

Специалисты утверждают, что специальные правовые нормы могут быть установлены исключительно органами местного самоуправления, а также государственными органами. [77]

Специальные правовые нормы и права основываются на юридической основе. Все необходимые изменения и введения формируются в федеральных законах, указах и постановлениях президента страны, а также в иных нормативных и локальных актах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразие общественных отношений, а также многообразие жизненных ситуаций вместе со способностью человека реагировать на происходящее обуславливают то, что правовые нормы становятся довольно разнообразны. Основания для проведения классификации могут быть самыми разными.

Правовые нормы - это первичные ячейки права, в которых заложены самостоятельные программы воздействия на регулируемые ими отношения и их участников.

По субъектам в правотворчестве можно различать нормы, которые исходят от государства или же непосредственно от общества. В первом случае мы говорим о нормах органов представительной власти, исполнительной государственной власти, например, государственной думы, или и судебной власти (в странах прецедентного права).

Во втором же случае нормы права могут приниматься непосредственно населением какого-либо территориального образования (сельским сходом) или населением целого государства (референдум). Например, Конституция России была принята путем всенародного голосования.

По социальному назначению можно выделить нормы учредительные (принципы), регулятивные (правила поведения), охранительные (стражи порядка), обеспечительные (гарантии), декларативные (объявления), дефинитивные (определения), коллизионные (арбитры), оперативные (инструменты).

В учредительных нормах отражаются исходные начала регулирования отношений в обществе, единые ценности, общие ориентиры, другим словом - принципы (законности, состязательности и др.)

Такие нормы служат эталоном, который позволяет установить необходимое соответствие целей и средств при применении более конкретных норм. Подобные нормы могут закрепляться, например, в Конституции. Например в статья 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».


Регулятивные нормы предназначены для регулирования (как следует из их названия) фактических правоотношений в обществе путем предоставления прав и возложения обязанностей на субъектов права.

Среди регулятивных норм выделяют:

обязывающие - они содержат в себе правила должного поведения субъектов права;

запрещающие - они содержат в себе запреты совершения конкретных действий, обязанность граждан и организация воздерживаться от совершения таких действий;

управомочивающие - такие нормы дают правомочие на совершение субъектом каких-то правомерных действий.

охранительные (их еще именуют правоохранительные) нормы создаются как реакция на отклоняющееся поведение членов социума, на неправомерные и противозаконные действия.

Такие нормы признаны охранять граждан и организации от нарушений в их отношении, для поддержания нормальных общественных отношений в государстве. обеспечительные нормы направлены на реализацию конкретных декларированных прав и обязанностей субъекта права - это отражение общеправовых принципов в нормах конкретной отрасли права;

декларативные нормы особо ничего не регулируют, но провозглашают какое-то важное положение, например, Конституция предусматривает, что наименования Российская Федерация и Россия равнозначны;

дефинитивные нормы содержат определения юридических понятий (преступления, сделки в и т. п.);

коллизионными нормами прописываются правила, с помощью которых можно разрешать противоречия между другими нормами; оперативными нормами устанавливаются даты вступления в силу и прекращения действия иных законов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Санкт-Петербург, Издательский дом "Право", 2016. - 468 c.

2. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2013. - 174 c.

3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2015. - 608 c.

4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 226 c.

5. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2018. - 832 c.

6. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2013. - 576 c.

7. Иванников, И. А. Теория государства и права / И.А. Иванников. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 392 c.


8. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2015. - 608 c.

9. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2018. - 442 c.

10. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2016. - 640 c.

11. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2014. - 208 c.

12. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 144 c.

13. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. - 160 c.

14. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 304 c.

15. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: Юридический центр Пресс, 2015. - 516 c.

16. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - 766 c.

17. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: Проспект, 2015. - 720 c.

18. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2016. - 637 c.

19. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Дело, 2013. - 528 c.

20. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018. - 528 c.

21. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. - М.: Норма, Инфра-М, 2013. - 464 c.

22. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2014. - 586 c.

23. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. - Москва: Машиностроение, 2014. - 528 c.

24. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 528 c.

25. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. - М.: Зерцало-М, 2015. - 528 c.

26. Общая теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Книжный дом, 2017. - 320 c.

27. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 512 c.

28. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2018. - 563 c.

29. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. - М.: АСТ, 2015. - 686 c.

30. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2013. - 432 c.

31. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2015. - 384 c.

32. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. - 616 c.