Файл: Классификация правовых норм ( СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
Превентивная. Проявлением регулятивного воздействия нормы права может быть частная и общая превенция – предотвращение нарушений норм права широким кругом лиц, а также лицами, которые уже понесли ответственность за противоправное поведение.
Данная функция присуща в основном нормам публичных отраслей права – уголовному, административному, процессуальному. [42]
Оценочная. Норма права позволяет не только регулировать поведение субъектов отношений (т. е. создавать модель их поведения), но и оценивать уже совершенные субъектами права поступки.
Как правило, оценка поведения предполагает ответ на вопрос о правомерности или, наоборот, неправомерности поведения.[43]
Норма права как социальный регулятор создается и используется людьми. «Жизнь» нормы права последовательно проходит несколько этапов, или стадий: создание нормы права; приобретение нормой права силы; использование нормы права; утрата нормой права силы. [44]
Создание правовой нормы Первым этапом существования нормы права является ее создание, которое может осуществляться в различных формах в зависимости от типа общества, в котором будет функционировать норма. Выделим основные способы создания норм права:
Правотворчество. Под правотворчеством в широком смысле понимается сознательная интеллектуальная и процессуальная деятельность уполномоченных субъектов по созданию, изменению и отмене правовых норм. [45]
В зависимости от субъекта, осуществляющего правотворчество, оно может быть:
международным;
государственным (федеральным и региональным).
На этом уровне правотворчество подразделяется на законотворчество, правотворчество высших органов власти (президента, правительства) и ведомственное правотворчество;
муниципальным;
локальным;
чрезвычайным;
договорным (принятие договоров нормативного содержания, коллективных договоров и соглашений);
судебным (в основном для стран общего права). [46]
Правообразование. Создание норм права происходит не только путем их сознательного формирования, но и посредством развития обычаев и традиций, формирования правил хозяйственного оборота. Под правообразованием понимается и создание условий, требующих урегулирование конкретных общественных отношений правом.
Отметим, что в настоящее время право всё-таки формируется не «снизу», а «сверху» - специально уполномоченными субъектами. [47]
К стадии правотворчества можно отнести и внесение изменений и дополнений в существующие правовые нормы. Правотворчество, само выступая этапом жизни права, также имеет в своей структуре несколько стадий:
подготовительную (выявление потребности в правовом регулировании, подготовка проекта правовой нормы);
рассмотрение инициативы уполномоченным на принятие правовой нормы субъектом (палатами парламента, министром, руководителем организации);
принятие нормы и ее вступление в силу. [48]
Для того чтобы норма права приобрела свои признаки (общеобязательность и охрана), она должна вступить в силу.
Нормы права, содержащиеся в различных источниках, различаются и способом приобретения юридической силы: н
ормы международного права становятся обязательными только после ратификации государством соответствующего международного договора и вступления закона о ратификации в силу;
нормы законов и подзаконных актов вступают в силу спустя определенный промежуток времени после их официального опубликования (провозглашения).[49]
В настоящее время источником публикации могут служить не только традиционные печатные издания, но и Официальный интернет-портал правовой информации;
правовые позиции высших судов вступают в силу с момента вынесения соответствующего решения;
вступление в силу локальных актов не связано с их публикацией, ознакомлением с ними всех акционеров, работников и т. п.
Обычно в локальных актах указывается на дату, с которой их нормы начинают свое действие. [50]
Реализация нормы права – претворение правового предписания в жизнь путем правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений.
Будучи принятой и доведенной до адресатов, норма права начинает свое регулятивное действие.
В зависимости от содержания предписания норма права может:
разрешать (дозволять) определенное поведение;
обязывать совершать определенные действия или воздерживаться от них;
запрещать определенное поведение.
Таким образом, реализация права осуществляется в правомерном или неправомерном поведении путем: использования прав;
исполнения обязанностей;
соблюдения запретов;
несения ответственности. [51]
От реализации права принято отличать действие права, под которым понимается совокупность выработки средств правовой регуляции и их использования в деятельности людей.[52]
Особой и широко распространенной формой реализации права является правоприменение, которое используется в случаях, если воплощение нормы права в жизнь требует участия властных субъектов (органов государства, его должностных лиц).
Специфика правоприменения выражается в том, что оно связано с урегулирование конкретных жизненных ситуаций;
осуществляется в рамках предусмотренной законом процедуры;
завершается вынесением и исполнением индивидуального акта. [53]
Причины, по которым нормы права перестают действовать, могут быть самыми различными: это и изменение общественных отношений, и формальное действие нормы, в действительности не способной регулировать общественные отношения.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА
2.1. Виды правовых норм
Правовые нормы довольно разнообразны ввиду многогранных общественных отношений, изобилия повторяющихся жизненных вопросов и способности человека адекватно реагировать на происходящие ситуации.
С целью определения общих и отличительных черт данных норм, обозначения места и функциональной роли нужна соответствующая классификация. [54]
К примеру:
По субъектам правового творчества выделяют нормы, которые исходят от государства и напрямую от гражданского общества. В 1-м случае подразумеваются нормы органов представительной госвласти, исполнительной госвласти и судебной госвласти (в тех государствах, где существует прецедент).
Во 2-м случае нормы принимает непосредственно само население конкретного территориального пункта (сельский сход и пр.) либо население всего государства (всенародный референдум).
Таким образом, 12.12.1993 г. путем всенародного голосования приняли Конституцию РФ.[55]
В соответствии с социальным назначением и ролью в правовой системе нормы подразделяют на:
учредительные (так называемые нормы-принципы),
регулятивные (так называемые нормы-правила поведения),
охранительные (так называемые нормы-стражи порядка),
обеспечительные (так называемые нормы-гарантии),
декларативные (так называемые нормы-объявления),
дефинитивные (так называемые нормы-определения),
коллизионные (так называемые нормы-арбитры),
оперативные (так называемые нормы-инструменты).[56]
2.2. Учредительные, регулятивные и охранительные нормы
В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.[57]
Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества.
Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.[58]
В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность.
Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.
Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.[59]
По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:
управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия);
обязывающие (подразумевают обязанность выполнения определённых положительных действий);
запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, определённых законодательством в качестве правонарушения).
Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.[60]
В нормах статьи 25.6-25.9 КоАП РФ закреплен детальный перечень прав и обязанностей свидетелей, понятых, специалистов и экспертов.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Согласно статье 83 УК РФ осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания вследствие истечения сроков давности обвинительного судебного приговора.[61]
Регулятивные вместе с охранительными нормами осуществляют правовые функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. В них выражаются способы правового регулирования.
2.3. Обеспечительные, декларативные и дефинитивные нормы
В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые гарантируют выполнение субъективных прав и обязанностей в ходе правового регулирования.
Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.[62]
Множество государственных гарантий благотворительной деятельности содержится в статье 18 Федерального закона от 11.08.1995 г., посвященном благотворительной деятельности и благотворительным организациям.[63]
В декларативных нормах содержатся положения программного характера. В них определены задачи правового регулирования отдельных типов общественных отношений, содержатся нормативные объявления.
В статье 1 Конституции РФ пишется, что наименования Российская Федерация и Россия имеют равное значение.[64]
В дефинитивных нормах сформулированы определения конкретных правовых явлений и категорий (понятие “преступление в уголовном законодательстве”, “сделка в гражданском праве” и т.д.).
2.4. Коллизионные, оперативные и другие виды норм
Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.
В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон".
В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.
Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.[65]
Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.