Файл: Пенсионный фонд РФ: структура, функции и финансовое обеспечение деятельности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 512
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления деятельности пенсионного фонда РФ
1.1 Возникновение и развитие пенсионных фондов Российской Федерации
1.2 Сущность и структура пенсионного фонда РФ
1.3 Функции Пенсионного Фонда РФ
Глава 2. Правовое положение и особенности финансирования Пенсионного Фонда РФ
2.1. Особенности правового положения пенсионного фонда РФ
Введение
Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
К задачам общественного страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в составе пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования.
Научная новизна заключается в осуществлении комплексного анализа структуры и полномочий Управления Пенсионного фонда РФ, а так же нормативно-правового регулирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Объектом исследований является деятельность Пенсионного Фонда РФ в условиях проведения пенсионной реформы.
Предметом исследования является нормативно-правовые акты деятельности Пенсионного Фонда РФ.
Цель курсовой работы – анализ полномочий, структуры и финансирования Пенсионного Фонда РФ.
Достижение цели осуществляется с помощью ряда задач:
- раскрыть сущность и основные понятия пенсионного фонда РФ;
- определить особенности правового положения пенсионного фонда РФ;
- провести анализ финансирования пенсионного фонда РФ;
В работе использованы такие методы: сравнительно-правовой, статистический метод, метод анализа и синтеза.
Степень разработанности темы в настоящее время довольно велика. Вопросы деятельности ПФР довольно широко разработаны в литературе и нашли отражение в работах таких авторов как Андрущенко О.Ю., Бакасова А.Э., Баукина Т.С., Дождева Е.Е., Просветова А.А., Ильясов М.М., Казанкова Т.Н., Ванюшина А.Д. Курова М.А., Коростелева М.Н. и другие.
Информационную базу курсовой работы составляет: Полякова Н. В., Листопадов В., а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства: Положение Пенсионного Фонда РФ от 27.12.1991 г., Федеральный Закон, принятый Государственной Думой 17.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления деятельности пенсионного фонда РФ
1.1 Возникновение и развитие пенсионных фондов Российской Федерации
Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №2 «Об образовании Пенсионного фонда РСФСР» был создан и Пенсионный фонд РФ[1]. Первоначальной его целью было государственное управление финансовыми средствами пенсионного обеспечения в РСФСР. Данное постановление определило Пенсионный фонд России как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, которое осуществляет свою деятельность на основе закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетное Верховному Совету РСФСР.
Данное постановление также закрепляло и положение о том, что денежные ресурсы Пенсионного фонда не являются частью республиканского бюджета РСФСР, иных бюджетов и фондов и их нельзя изъять. Позже такая норма стала предусматриваться в каждом нормативно правовом акте, который определяет функционирование Пенсионного фонда РФ.
Первого января 1992 г., согласно постановлению Верховного Совета РФ №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ», вступили в силу Положение о Пенсионном фонде РФ и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ[2]. Эти правовые акты включали в себя положения, касающиеся статуса Пенсионного фонда, по которым Пенсионный фонд - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, денежные ресурсы которого находятся в собственности государства и не входят в бюджеты иных фондов и не подлежат выемке.
Изучаемый фонд реализовывал финансирование уплаты пенсий, а деятельность по установлению и выплате пенсий осуществлялась учреждениями социальной защиты граждан.
При это, следует обратить внимание на то, что первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда РФ по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.
Постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О ходе выполнения Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства РФ, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
Президент РФ своим Указом от 29 мая 1993 г. № 787 признал целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы России, возложив на нее функции назначения, выплаты и доставки пенсий, сбор и аккумуляцию средств на эти цели, но лишь после внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации. Более того, в соответствии с названным Указом вмешательство Пенсионного фонда РФ и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
По мнению А.В. Куртина, создание Федеральной пенсионной службы на основе Пенсионного фонда РФ должно было устранить негативы и противоречия в существующей пенсионной системе.
Следующим шагом создания федеральной службы стало принятие Государственной Думой РФ в первом чтении проекта Федерального закона №96700112-2 «Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации», которым предлагалось создать Федеральную службу государственного пенсионного страхования Российской Федерации, являющуюся федеральным органом исполнительной власти.
Путаница в статусе Пенсионного фонда прослеживается и в нормативных правовых актах, составляющих правовую основу его деятельности в настоящее время.
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27 (от 01.04.1996) определил Пенсионный фонд РФ в качестве органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 5) .
Издание Президентом РФ Указа от 27 сентября 2000 г. № 1709кардинально изменило существующее положение Пенсионного фонда РФ. А именно, названный Указ закрепил за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, заложив тем самым основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда РФ как страховщика по обязательному пенсионному страхованию[3].
Данный Указ впоследствии стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал п. 1 Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709, закрепляющий за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречащим Конституции РФ. Конституционным Судом также было отмечено, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом[4].
Опираясь на формулировку Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П о наделении Пенсионного фонда РФ публично-властными полномочиями... и на то, что данные полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 11 октября 2006 г. категорично называет Пенсионный фонд РФ исполнительным органом государственной власти.
Принятый позднее Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ст. 5 установил, что Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим[5].
Таким образом, как видно из приведенных нормативных актов и материалов судебной практики, за всю историю существования Пенсионного фонда РФ его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения - страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Все это позволяет согласиться с Ибрагимова Г.М, которая указывает на многоотраслевой характер правового статуса Пенсионного фонда РФ[6].
Действительно, для обеспечения финансирования различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации, Пенсионный фонд РФ наделен комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения Российской Федерации. Кроме того, Пенсионный фонд участвует в реализации прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Осуществление пенсионной реформы в России началось с 1 января 2002 года. Для этого были приняты законодательные акты, направленные на изменение и улучшение пенсионной системы. Эти акты коснулись и вопросов правового статуса Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд России, согласно ФЗ от 15.12.2001 года №167, это страховщик по обязательному пенсионному страхованию, организационно-правовой формой которого считается «государственное учреждение». В 5 статье данного закона говорится о том, что Пенсионный фонд и его территориальные подразделения образуют целостную сплоченную систему органов управления ресурсами данного вида страхования в РФ, где нижерасположенные органы подчиняются вышерасположенным[7].
1.2 Сущность и структура пенсионного фонда РФ
В нашей стране, все жители - от юных граждан, которые впервые в жизни получили страховые пенсионные свидетельства, до пожилых людей, уже вышедших на заслуженный отдых, - являются клиентами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - ПФ РФ).