Файл: Пенсионный фонд РФ: структура, функции и финансовое обеспечение деятельности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 516
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления деятельности пенсионного фонда РФ
1.1 Возникновение и развитие пенсионных фондов Российской Федерации
1.2 Сущность и структура пенсионного фонда РФ
1.3 Функции Пенсионного Фонда РФ
Глава 2. Правовое положение и особенности финансирования Пенсионного Фонда РФ
2.1. Особенности правового положения пенсионного фонда РФ
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[15];
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[16];
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[17].
Названный Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. В своей структуре он также имеет шесть глав:
1) общие положения;
2) участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию;
3) права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования;
4) финансовая система обязательного пенсионного страхования;
5) уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
6) заключительные и переходные положения;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В своей структуре имеет шесть глав следующего содержания:
1) общие положения;
2) условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
3) размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
4) стаж государственной службы, трудовой стаж, среднемесячный заработок;
5) размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
6) порядок вступления в силу настоящего федерального закона[18]
- Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[19];
- Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»[20].
28 декабря 2013 года Президент Российской Федерации подписал два очень важных для каждого россиянина Закона - Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[21] и Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»[22], которые разработаны в целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 года № 2524-р., определяющей меры по совершенствованию накопительной составляющей пенсионной системы.
Новые законы содержат нормы права, устанавливающие основания приобретения и порядок реализации прав граждан на страховую и накопительную пенсии.
Необходимо также рассмотреть особенности правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Отличительной чертой системы Пенсионного фонда РФ является апробированная практикой возможность создания государственных учреждений другим государственным учреждением, не обладающим правом собственности на имущество, которое закрепляется за создаваемыми в таком порядке юридическими лицами;
- такой порядок и практика не согласуются с ГК РФ и положениями Закона «О некоммерческих организациях», где сказано, что учредителем федерального государственного учреждения может быть только Российская Федерация. Сама по себе возможность подотчетности одних государственных учреждений другим, возможность создания учреждений не собственником, закрепляющим за создаваемыми им учреждениями имущество, которым сам учредитель-фонд обладает на праве оперативного управления, а не на праве собственности, противоречит нормам об учреждениях как некоммерческих организациях по российскому праву (ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ), а это позволяет утверждать, что правовая регламентация системы и статуса Пенсионного фонда РФ определяется преимущественно административным, но не гражданским законодательством[23].
Гражданское законодательство определяет правовое положение учреждения как разновидности некоммерческих организаций;
- с гражданско-правовой точки зрения Пенсионный фонд РФ и учрежденные им юридические лица являются и должны были бы рассматриваться как самостоятельные юридические лица, отношения которых не предполагают соподчинения и вертикали в принятии и реализации управленческих решений по реализации задач государственного управления пенсионным обеспечением. Пункт 4 ст. 123.17 ГК РФ закрепляет по сути отсылочную и неопределенную норму о том, что правовое положение негосударственных фондов определяется специальными правилами ГК РФ о фондах и общими положениями о некоммерческих организациях с учетом особенностей, предусмотренных специальными законами о таких фондах.
Пенсионный фонд РФ не входит в структуру и систему государственных органов исполнительной власти, перечень которых определен Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти»[24]. В то же время для эффективной реализации законодательно определенной цели по пенсионному обеспечению граждан РФ Пенсионный фонд РФ наделен комплексом специальных организационно-распорядительных, управленческих и властных полномочий, которые по своей юридической природе не свойственны юридическим лицам частного права, правовое положение которых
Главных специалистов переподготовки «Государственные и муниципальные финансы»
Структура Пенсионного фонда РФ включает в себя ряд юридических лиц с ограниченными по целям и территориям полномочиями как органов, выполняющих отдельные функции по пенсионному обеспечению:
- учрежденный Пенсионным фондом РФ Информационный центр персонифицированного учета как федеральное учреждение;
- отделения Пенсионного фонда в субъектах Федерации как государственные учреждения, учрежденные Пенсионным фондом РФ;
- учрежденные Пенсионным фондом РФ управления (отделы) Пенсионного фонда, находящиеся в его подчинении;
- центры по назначению и выплате пенсий как государственные учреждения. По кругу закрепленных полномочий, порядку создания и системной взаимосвязи между собой и с учредителем названные и учрежденные Пенсионным фондом РФ юридические лица, созданные в организационно-правовой форме учреждений, не отвечают предусмотренным гражданским законодательством признакам конкретных видов государственных учреждений как юридических лиц (казенные, бюджетные, автономные). Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, созданные в статусе самостоятельных юридических лиц - учреждений, в действительности такой самостоятельностью в отношениях между собой не обладают, поскольку их взаимоотношения строятся не по принципам корпоративного права, а по правилам функционирования административной вертикали органов государственного пенсионного обеспечения, где территориальные органы подотчетны центральным.
В целях обеспечения выполнения возложенных функций Пенсионный фонд РФ наделен правом издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты (во многом правовое положение и полномочия Пенсионного фонда РФ определяются изданными им же правовыми актами), осуществлять взыскание недоимок, пеней и штрафов с граждан и юридических лиц - плательщиков обязательных страховых взносов и отчислений, также Пенсионный фонд РФ наделен полномочиями по капитализации средств ПФР и инвестированию пенсионных накоплений.
Из Положения о Пенсионном фонде РФ (Положение о Пенсионном фонде РФ (России) утверждено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1) следует, что Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (п. 1), страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования (п. 2), для обеспечения возложенных функций наделен рядом публичных правомочий (п. 3), выступает в качестве самостоятельного юридического лица[25].
Пенсионный фонд РФ наделен полномочиями по выплате пенсий по обязательному пенсионному страхованию из бюджета Пенсионного фонда, а также из федерального бюджета по государственному пенсионному обеспечению, что обеспечивается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда в тех условиях, когда сам бюджет Пенсионного фонда не входит и независим от федерального бюджета, что позволяет классифицировать средства Пенсионного фонда на 2 группы:
- средства, аккумулируемые за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию,
-средства федерального бюджета.
В силу нормативно-правовой регламентации статуса Пенсионного фонда РФ его денежные средства и имущество отнесены к государственной собственности, а органы Пенсионного фонда наделены полномочиями распорядителей и получателей выделяемых бюджетных средств, что свидетельствует о том, что основные цели деятельности Пенсионного фонда РФ состоят в осуществлении функций по государственному управлению финансами пенсионного страхования и обеспечения, что обеспечено предоставлением Пенсионному фонду особых управленческих, властных и распорядительных полномочий, которые реализуются им в интересах пенсионного обеспечения, но никак не в частных интересах юридического лица.
Пенсионный Фонд Российской Федерации обладает особым правовым статусом, что обусловлено спецификой его структурной и функционально организации - в частности, его автономностью и наличием своего собственного источника доходов (страховых взносов). Так, например, Лебедева А.Д., отмечает, что Пенсионный фонд Российской Федерации является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией»[26].
При этом в главе 4 ГК РФ отсутствуют указания относительно особо статуса подобного рода государственных учреждений. И хотя в части 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов, данное положение к специфике организации Пенсионного фонда Российской Федерации, мы полагаем, отнести нельзя[27].
Во-первых, государственные учреждения, образующие Пенсионный фонд Российской Федерации, не являются ни казенными, ни бюджетными, ни автономными, а потому не могу быть отнесены к ныне известным разновидностям государственных учреждений.
Во-вторых, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает собственными источниками бюджетирования, что, соответственно, делает его бюджетный статус обособленным в отличие от иных государственных учреждений.
Таким образом, организационно-правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации представляется сложноустроенным еще и в силу своего рода «коллизионности» организационно-правовой формы: с одной стороны, данная организация является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)), но, в то же время, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», представлена как «государственное учреждение»[28]
2.2 Финансовое обеспечение деятельности ПФР
На сегодняшний день пенсионное обеспечение населения является одним из актуальных вопросов. Эффективная пенсионная система выступает одним из главных показателей социально-экономической безопасности населения. От финансовой устойчивости ПФР напрямую зависит и благосостояние всех граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется за счет следующих поступлений:
- страховые взносы,
- средства федерального бюджета,
- суммы пеней и иных финансовых санкций,
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного пенсионного страхования,
- добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц,
- средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии,
- средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата пенсии,
- иные источники, которые не запрещены законодательством РФ[29].
Основными расходами ПФР являются:
- выплаты по программе обязательного пенсионного страхования;
- осуществление социальных дотаций льготной категории граждан;