Файл: Пенсионный фонд РФ: структура, функции и финансовое обеспечение деятельности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления деятельности пенсионного фонда РФ
1.1 Возникновение и развитие пенсионных фондов Российской Федерации
1.2 Сущность и структура пенсионного фонда РФ
1.3 Функции Пенсионного Фонда РФ
Глава 2. Правовое положение и особенности финансирования Пенсионного Фонда РФ
2.1. Особенности правового положения пенсионного фонда РФ
- обналичивание сертификата на материнский капитал;
- перечисление средств по программе государственного софинансирования;
- доплаты к пенсиям, чей размер меньше прожиточного минимума.
Доходы ПФР за 2018 год равны 8333,3 млрд. руб., что составляет 8,6% ВВП. Расходы - 8439,9 млрд.руб., составляют 8,7% ВВП РФ.
Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета ПФР за 2018 год.
Рисунок 3. Структура доходов бюджета ПФР за 2018 год, млрд.руб.
Доходы бюджета ПФР ниже его расходов, образуется бюджетный дефицит в размере 106,57 млрд.руб., можно говорить об относительной устойчивости ПФР за рассматриваемый период.
За 2019 год планируется поступление в размере 8621,01 млрд.руб., осуществление расходов - 8694,85 млрд.руб. А за 2020 год: доходы - 8935,40 млрд.руб., расходы - 8980,00 млрд.руб.
Следовательно, бюджетный дефицит за 2019 год составит 73,84 млрд.руб., за 2020 год - 44,60 млрд.руб..
С учетом данных показателей, можно сделать вывод, что сокращение дефицита бюджета является главной задачей ПФР за рассматриваемый период.
На основе приведенной информации, можно сделать вывод о том, что неустойчивость ПФР сохранится еще как минимум 3 года.
Рисунок 4. Структура расходов бюджета ПФР за 2018 год,
млрд.руб.
Анализ уровня дефицита бюджета, исходя из плановых данных на 2018-2021 гг., приведен в табл. 1:
Таблица 1
Оценка дефицита бюджета Пенсионного фонда России
в 2018-2021 гг.
Год |
Абсолютное значение дефицита Пенсионного фонда, млрд. руб. |
Отношение дефицита к совокупным доходам Пенсионного фонда, % |
Отношение дефицита к совокупным расходам Пенсионного фонда, % |
2018 |
107 |
1,28% |
1,26% |
2019 |
23 |
0,27% |
0,27% |
2020 |
21 |
0,23% |
0,23% |
2021 |
22 |
0,24% |
0,24% |
Таким образом, можно отметить повышение степени сбалансированности бюджета ПФР по сравнению с базисным, 2018 годом, однако в заключительный год анализа прослеживается незначительное повышение уровня дефицита Пенсионного фонда. Исходя из анализа данных по соотношению абсолютного размера дефицита к совокупным доходам и расходам Пенсионного фонда, можно отметить, что по плановым показателям на уровень сбалансированности ПФР будут оказывать влияние обе данные характеристики.
Но при этом в 2018 году отмечается большее влияние расходной части, что указывает на необходимость разработки мер, связанных с оптимизацией расходной составляющей бюджета фонда.
Заключение
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Создание Пенсионного фонда в России выявило необходимость в формировании принципиально нового механизма финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства, для финансирования выплаты пенсий, стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан
ПФ РФ является государственным внебюджетным фондом, созданным в форме федерального государственного учреждения.
Согласно уставу, Пенсионный фонд создан и действует в целях осуществления государственных функций по пенсионному обеспечению (обязательному пенсионному страхованию) застрахованных лиц, обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного обеспечения, а также иных государственных функций, возложенных на него федеральными законами.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации, в свой состав включает структурные подразделения, которые всесторонне обеспечивают полноценную работу системы обязательного пенсионного страхования в РФ. Свою деятельность ПФ РФ осуществляет непосредственно через территориальные органы. ПФ РФ, его территориальные органы и подведомственные фонду учреждения образуют единую централизованную систему, имеющую вертикальную структуру управления.
В субъектах РФ Пенсионный фонд представлен 84 отделениями, которые руководят деятельностью более 2128 территориальных управлений и отделов, а также 13 центров по назначению и выплате пенсий.
За деятельностью Пенсионного фонда России следит Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации при осуществлении деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется за счет следующих поступлений:
- страховые взносы,
- средства федерального бюджета,
- суммы пеней и иных финансовых санкций,
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного пенсионного страхования,
- добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц,
- средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии,
- средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата пенсии,
- иные источники, которые не запрещены законодательством РФ.
Основными расходами ПФР являются:
- выплаты по программе обязательного пенсионного страхования;
- осуществление социальных дотаций льготной категории граждан;
- обналичивание сертификата на материнский капитал;
- перечисление средств по программе государственного софинансирования;
- доплаты к пенсиям, чей размер меньше прожиточного минимума.
Доходы бюджета ПФР ниже его расходов, образуется бюджетный дефицит в размере 106,57 млрд.руб., можно говорить об относительной устойчивости ПФР за рассматриваемый период.
За 2019 год планируется поступление в размере 8621,01 млрд.руб., осуществление расходов - 8694,85 млрд.руб. А за 2020 год: доходы - 8935,40 млрд.руб., расходы - 8980,00 млрд.руб.
Следовательно, бюджетный дефицит за 2019 год составит 73,84 млрд.руб., за 2020 год - 44,60 млрд.руб..
С учетом данных показателей, можно сделать вывод, что сокращение дефицита бюджета является главной задачей ПФР за рассматриваемый период.
Список использованных источников
Нормативно -правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) //"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.01.2020)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832,
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3028,
- Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 03.10.2018)"О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"//"Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7038,
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.01.2020) "О страховых пенсиях"//"Российская газета", N 296, 31.12.2013,
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ ред. от 03.10.2018)"О накопительной пенсии"//"Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6989.
- Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019)"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 16.12.2019) Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования//Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401,
- Федеральный закон от 05.05.1997 N 77-ФЗ (ред. от 05.08.2000)"О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 12.05.1997, N 19, ст. 2188.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №442-1 «Об образовании Пенсионного фонда РСФСР» [Электронный документ]// http:www.consultant.ru
- Постановление Верховного Совета РФ №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ» [Электронный документ]// http.www.consultant.ru
- Постановление Президиума ВС РФ от 11.05.1993 г. № 4940-1 «О ходе выполнения Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 года «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» [Электронный документ]// http.www.consultant.ru
- Указ Президента РФ от 29.05.1993 N 787 (ред. от 09.07.1997) "Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации"[Электронный документ]// http.www.consultant.ru
- Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936
- Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288"О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52,
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // ВКС РФ. 2001. № 6.
- Постановление Правления ПФ РФ от 05.04.2018 N 184п "Об утверждении Формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 491п"(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2018 N 50874) [Электронный документ]Режим доступа: http://www.consultant.ru
Научная литература
- Алиева З.К., Вуколова Е., Брянцев В.Г., Брянцева А.В. Современные проблемы пенсионного фонда//В сборнике: Ресурсы русского языка в практике речевых коммуникаций и делового взаимодействия в информационном обществе Сборник научных статей студентов, магистрантов и преподавателей вуза в рамках изучения дисциплины "Мастерство делового взаимодействия". Москва, 2017. С. 174-178.
- Андреев В.Е., Мамий Е.А. Формирование и использование ресурсов пенсионного фонда РФ//В сборнике: современная финансово-кредитная система: проблемы и перспективы. Материалы международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 541-545.
- Бакасова А.Э. Современные проблемы функционирования пенсионного фонда Российской Федерации//сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. С. 123-126.
- Баукина Т.С. Пенсионный фонд Российской Федерации//В сборнике: Вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 33-35.
- Бит-Шабо И.В., Футерко И.А. Значение пенсионного фонда России в социальном обеспечении граждан//В книге: Проблемы развития российской правовой системы Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 176-178.
- Дождева Е.Е., Просветова А.А. Выявление структурных причин дефицита пенсионного фонда России//Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 1031-1034.
- Ибрагимова Г.М., Багаутдинова А.Р., Мазитова Э.З. Тенденции развития пенсионного фонда в Российской Федерации//В сборнике: современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. 2017. С. 378-381.
- Ильясов М.М. Проблемы функционирования пенсионного фонда России//Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 431-434.
- Казанкова Т.Н., Ванюшина А.Д. К вопросу о правовом статусе пенсионного фонда РФ//Аллея науки. 2018. Т. 2. № 3 (19). С. 113-118.
- Калайда О.М., Овдиенко Е.А., Шеховцова А.Н. Проблемы развития пенсионного фонда Российской Федерации//В сборнике: Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием под общ. ред. Н. В. Свиридовой, Е. А. Бадеевой, Ю. В. Малаховой, А. А. Акимова. 2017. С. 204-207.
- Курова М.А., Коростелева М.Н. Пенсионный фонд Российской Федерации в системе социального обеспечения//В сборнике: Экономическая наука и хозяйственная практика: современные вызовы и возможности кооперации теоретико-методологических и прикладных исследований Материалы международной научно-практической конференции ИСЭИ УФИЦ РАН, НИЦ ПНК. 2018. С. 59-62.
- Лебедева А.Д., Бойко Ю.О. Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы//В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 192-197.
- Лопастейская Л.Г., Куракина О.С. Сущность пенсионного фонда РФ//В сборнике: научные механизмы решения проблем инновационного развития сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 130-132.
- Молчанова Н.В., Глотова И.И. Деятельность пенсионного фонда Российской Федерации//В сборнике: Научные открытия 2017 Материалы XXII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 275-276.
- Ниянина М.Д. Пенсионный фонд российской федерации: назначение, проблемы и перспективы развития//Форум молодых ученых. 2017. № 12 (16). С. 1366-1371.
- Нурмырадов Б.М. Основные функции пенсионного фонда//В сборнике: государство и право в условиях гражданского общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2017. С. 32-34.
- Пегова О.Д. Тенденции развития пенсионного фонда Российской Федерации//В сборнике: Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты) Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 142-144.
- Скрипкина Е.В., Потапова П.И. Управление бюджетом пенсионного фонда РФ//В сборнике: Инновационная деятельность в модернизации АПК Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 частях. 2017. С. 416-418.
- Старовойтова Л.И. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования//В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития Материалы IV-международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2017. С. 158-162.
- Харитонова Ю.Н., Макарова Г.Ю., Дремова Е.С. Деятельность пенсионного фонда России в социальном обеспечении населения//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 2A. С. 18-27.
- Хлебников О.В. Автоматизация работы пенсионного фонда России//В сборнике: Совершенствование государственного и муниципального управления в условиях формирования демократического правового государства Материалы VI Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 254-258.
- Ципляева С.А. Пенсионный фонд Российской Федерации//Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 439-443.
-
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №2 «Об образовании Пенсионного фонда РСФСР» [Электронный документ]// http:www.consultant.ru ↑
-
Постановление Верховного Совета РФ №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ» [Электронный документ]// http.www.consultant.ru ↑
-
1 Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936 ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // ВКС РФ. 2001. № 6. ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.01.2020)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832 ↑
-
Ибрагимова Г.М., Багаутдинова А.Р., Мазитова Э.З. Тенденции развития пенсионного фонда в Российской Федерации//В сборнике: современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. 2017. С. 37 ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.01.2020)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832 ↑
-
Баукина Т.С. Пенсионный фонд Российской Федерации//В сборнике: Вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 34 ↑
-
Исмагилов А.Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования//В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки Электронный сборник статей по материалам LX студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 57 ↑
-
Лопастейская Л.Г., Куракина О.С. Сущность пенсионного фонда РФ//В сборнике: научные механизмы решения проблем инновационного развития сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 131 ↑
-
Молчанова Н.В., Глотова И.И. Деятельность пенсионного фонда Российской Федерации//В сборнике: Научные открытия 2017 Материалы XXII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 275; ↑
-
Нурмырадов Б.М. Основные функции пенсионного фонда//В сборнике: государство и право в условиях гражданского общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2017. С. 34 ↑
-
Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288"О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52; ↑
-
Федеральный закон от 05.05.1997 N 77-ФЗ (ред. от 05.08.2000)"О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 12.05.1997, N 19, ст. 2188. ↑
-
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №442-1 «Об образовании Пенсионного фонда РСФСР» [Электронный документ]// http:www.consultant.ru ↑
-
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 16.12.2019) Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования//Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401 ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.01.2020)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832, ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831 ↑
-
Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3028, ↑
-
Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 07.03.2018)"О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"//"Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7038, ↑
-
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.01.2020) "О страховых пенсиях"//"Российская газета", N 296, 31.12.2013 ↑
-
Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ ред. от 03.10.2018)"О накопительной пенсии"//"Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6989 ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) //"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301 ↑
-
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019)"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945. ↑
-
Постановление Верховного Совета РФ №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ» [Электронный документ]// http.www.consultant.ru ↑
-
Лебедева А.Д., Бойко Ю.О. Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы//В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 196 ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) //"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301 ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.01.2020)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832 ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.01.2020)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832 ↑