Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм, обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права, в настоящее время, уже не вызывает сомнений у отечественных специалистов.

До 60-х годов считалось, что отношения связанные с материальным обеспечением граждан в случае утраты трудоспособности или в старости, должны регулироваться нормами трудового, колхозного и административного права. Так, отечественная наука относила:

  • отношения по обеспечению рабочих и служащих, а также членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца к предмету трудового права;
  • отношения по обеспечению членов колхозов в перечисленных выше случаях до принятия Закона 1964 «О пенсиях и пособиях членам колхоза» к предмету колхозного права;
  • отношения по обеспечению в подобных случаях лиц, занимающихся государственной службой - к предмету административного права.

Основным критерием для того чтобы включить данные отношения в предмет той или иной отрасли, являлся характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд основанный на трудовом договоре, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.

Нормы, которые регламентировали отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли не изучались детально, а отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.

Первым, кто высказал мысль о том, что право социального обеспечения - самостоятельная отрасль права, был B. C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Позже, им было сформулировано понятие предмета и метода данной отрасли права, а также разработаны принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению. В.C. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения отношения, соответствующие следующим критериям:

  • субъектами данных отношений выступают гражданин и государство в лице его органов управления или профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов;
  • отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем предоставление соответствующих видов обеспечения входит в обязанность государства;
  • посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

В случае если данное, конкретное отношение указанным критериям не отвечает, то в предмет права социального обеспечения его включать не следует. Отношения, которые возникают в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному.

Хочу отметить, что названные критерии не утратили свою научную ценность и в наши дни. С учетом различных факторов, таких как - новые социально-экономические условия, изменение механизмов финансирования, появление новых разновидностей социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить основными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом прав на социальное обеспечение может выступать не только отдельное физическое лицо, а и семья в целом. В качестве физического лица в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Государственные органы, которые от имени государства выступают вторым субъектом в данных отношениях, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не имеют права от лица государства выступать в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами лишь сохранилась функция общественного контроля, за правильным и своевременным начислением и выплатой пособий по социальному страхованию, проведению оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от их форм собственности.

Общественные отношения, связанные с распределением средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) не входят в предмет права социального обеспечения.

Вторым критерием, предложенным B.C. Андреевым в целях отделения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их «алиментарный» характер, но данную точку зрения поддерживали не все специалисты в области социального обеспечения. Так, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения и труда, хотя и признавали, что пенсия по старости не может являться оплатой былого труда гражданина, а часть средств фондов общественного потребления, вообще распределяется, не учитывая трудовой вклад. Вместе с тем, основываясь на данные и расчеты демографов и социологов, они отмечали тот факт, что в течение своей трудовой жизни каждый человек гораздо больше производит, нежели потребляет. Если в качестве среднего возраста начала трудовой деятельности взять 19 лет, а возраст в котором человек выходит на пенсию 62 года, то к 28 годам он в полном объеме возвращает обществу средства, затраченные на него в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Получается, трудящиеся заранее «оплачивают» и возмещают будущие социальные расходы.


Хочется отметить, что исходя из современных экономико-демографических расчетов, вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается не так однозначно. Математическое моделирование показывает, что старшее поколение при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что при любых темпах роста населения, рентабельность поколения окажется отрицательной.

Касаемо вопроса о неэквивалентности отношений по социальному обеспечению можно выдвинуть также следующие дополнительные соображения. Во-первых, финансирование в области социальной сферы происходит за счет ежегодного перераспределения средств ОФП, а не в результате созданного в стране за прошлый период ВВП, реальная стоимость которого изменяется ежегодно.

Во-вторых, право на социальное обеспечение возникает у определенного лица. Во время реализации субъективного права на пенсию, пособие или услугу управомоченый гражданин получает его бесплатно, безэквивалентно, но нормировано с учетом прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельности, а не в порядке ответных действий за труд, на что вполне справедливо указывала Р.И. Иванова.

В условиях современности понятие «алиментации» претерпевает определенную трансформацию, но я рассмотрю его более детально в следующем пункте, который посвящен методу правового регулирования.

Касаемо третьего признака, хотелось бы отметить, что ссылаться на фонды для нетрудоспособных, не имеет никакого смысла, поскольку их уже нет. Помимо этого, их существование всегда было лишь в виде строки государственного бюджета и фактически никогда из него не выделялись, т.е. в виде самостоятельных финансовых систем не функционировали. Но акцент на особые источники финансирования не потерял свою актуальность. Новая система сбора средств и их последующего резервирования, для целевого использования на нужды социального обеспечения, начала создаваться с образования в 1990 г. Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений. Позднее, в 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также их региональные и местные отделения. Формирование средств названных фондов происходит за счет:

  • обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию;
  • ассигнований из бюджета РФ;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц прочих доходов.

Пенсионный фонд РФ - единственный фонд, взносы в который вносят работники по найму.

Ставки страховых взносов устанавливаются ежегодно федеральными законами.

Как я уже отмечал, комплекс отношений по социальному обеспечению однородным не является, и в нем выделяются материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним можно отнести:

  • отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице;
  • отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей;
  • отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам;
  • отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования;
  • отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения, кроме того входят отношения, которые возникают в связи с реализацией указанных материальных отношений, т.е. отношения по правоприменительной деятельности. В содержание указанных отношений входит установление юридических фактов и вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут:

  • предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);
  • существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности);
  • приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

В процедурных отношениях, в отличие от материальных, с одной стороны выступает физическое лицо, а с другой могут быть как государственные органы, так и государственные учреждения. Чаще всего, отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими государственными органами или учреждениями:

  • бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - для определения причины инвалидности и ее группы;
  • разного рода лечебными учреждениями - о признании факта временной нетрудоспособности;
  • органами ЗАГСа - при подтверждении возраста или факта смерти;
  • органами по эксплуатации жилищного фонда - при установлении факта нахождения на иждивении;
  • архивными учреждениями и др.

Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении социального обеспечения или отказе в их предоставлении, могут существовать между физическими лицами и следующими государственными органами:

  • органами по назначению государственных пенсий;
  • органами службы занятости и пр.

На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, которые складываются в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, ответить однозначно нельзя. Эти отношения могут возникать на разных стадиях реализации физическим лицом своего права на определенный вид социального обеспечения. Споры, затрагивающие вопросы назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а в случае несогласия с их решением - в судебном порядке.

По мнению Э.Г. Тучковой, так как право социального обеспечения какой-то особой процедуры по рассмотрению споров не закрепляет, то процессуальные отношения могут регулироваться нормами нескольких отраслей, однако автор не уточняет, каких именно. Ввиду имеется то, что в случае рассмотрения спора вышестоящими органами возникают административные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процессуальные. Так, B.C. Андреев писал, что в случае разрешения спора судом, происходит возникновение обычных гражданско-процессуальных отношений.

Мнение о том, что в случае рассмотрения спора вышестоящими органами в порядке подчиненности возникают административные отношения, в юридической литературе критиковалось. Например, Р.И. Иванова указывала на то, что данные отношения способствуют реализации материальных (собственно распределительных) отношений, определяются спецификой их содержания и характера, но элемент власти-подчинения в них отсутствует. Помимо того, решения вышестоящих органов в порядке подчиненности, затрагивающие вопросы социального обеспечения, не являются юрисдикционными актами. Соответственно отношения, которые возникают между физическим лицом и каким-либо государственным органом затрагивающие рассмотрение споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, следует включать в предмет права социального обеспечения.

Среди отечественных ученых, многие придерживаются мнения о том, что для рассмотрения споров в области социального обеспечения, было бы целесообразным создание специализированных судов. Такие суды доказали свою практическую эффективность, существуя во многих экономически развитых странах, рассматривая дела по упрощенной процедуре и в сокращенные сроки, позволяют дешевле и быстрее восстановить нарушенные права человека в области социального обеспечения по сравнению с общегражданскими судами.